ВКонтакт как конкурентное поле
28 октября, 2011
АВТОР: Валентин Петрович
В доИнтернетовую эпоху люди с лишней, неизрасходованной умственной энергией вели дневники. Для этого требовались, как минимум собственные мысли, способность на них сконцентрироваться и умение их письменно оформить. Дневник сам по себе является хранителем интимной информации, но не специально, так как интимной она становится из-за отсутствия человека, с которым можно было бы этой информацией поделиться. Очевидная вещь — люди разговаривают сами с собой не по доброй воле.
В доВКонтактовой эпохе функцию дневника приняло ЖЖ – ты в нем все так же продолжаешь говорить сам с собой, но уже вслух, и заинтересованный прохожий к твоему удовольствию может вступить с тобой в диалог. По интеллектуальной нагрузке ЖЖ скорее всего является аналогом классического дневника, доказательством чему является ВКонтакт – самый примитивный из форм дневников. С появлением ВКонтакта в ЖЖ остались, грубо говоря, только интеллектуалы.
ВКонтакт это предельная атрофия мозга: львиная доля «самовыражения» идет через цитирование, добавление песен, видео и т.д. (механические действия без участия даже минимума мышления, необходимого для ведения дневника); то есть, во-первых, ведение «дневника» стало доступным огромной прослойке безмозглого населения, во-вторых, разумная прослойка населения невольно опускается ниже своего предельного уровня, так как самовыражения функционально облегчилось, а человеку свойственно тратить минимум необходимой энергии.
ВКонтакт не является причиной безделья молодежи, он является его прямым последствием. Под бездельем я подразумеваю не только простое отсутствие всякой деятельности, а в первую очередь такой деятельности, в которой человек отдает все свои силы и получает удовлетворенность от результатов этой отдачи. Это реалии постсоветского пространства и кризиса западной цивилизации в целом. Осталось минимум сфер для полной самореализации, как плебеев, так и интеллигенции. Скучно как в офисе, так и в научной лаборатории, так как и там и там деятельность в глубоком смысле бессмысленна и имеет целью только получение зарплаты (в передовых странах все чуть-чуть лучше, но не кардинально).
Поэтому ВКонтакт превратился в место виртуальной конкурентной внутригрупповой борьбы за место в социальной иерархии. Абсолютно виртуальная борьба в абсолютно виртуальной иерархии. Если WoW, Линейка, БК и другие интернет-игры дают четкие символы занимаемого положения в виртуальной иерархии, то ВКонтакт оперирует только количеством друзей, количеством комментариев и количеством сердечек. Все прекрасно понимают, что эти знаки ничего не дают, но бессознательно продолжают за них бороться, так как разум не является руководящей силой человеческой деятельности.
Люди с высокой жизненной энергетикой, оказывающиеся в большинстве случаев в тупике, даже имея работу, невольно переносят свою жизнь в ВКонтакт: послушать альбом, чтоб написать на него рецензию ВКонтакте (или запостить лучшие треки); посмотреть фильм, чтобы написать на него рецензию или просто посоветовать; поискать интересных/смешных картинок, чтобы запостить их на стене и т.д. – это бесконечный безумный марафон, в котором человек заменяет первоначальную функцию медиа-контакта (состоящую в собственном им наслаждении без каких-либо других целей), в инструмент виртуальной конкурентной борьбы. (Принципиальная разница в персональном совете другу или нескольким друзьям понравившегося «файла» и публичном совете во весь голос.) Этих людей можно сравнить с участниками конкурсов по скоростному поеданию хот-догов, где еда также теряет свое первоначальное предназначение.
Реальный статус в ВКонтакте имеют только люди с социальным статусом, полученным за реальные заслуги – в основном это музыканты. Количество сердечек в их постах может ровняться количеству сердечек тысяч безликих маньяков ВКонтакта, и это, естественно, ничего не значит, поэтому несостоятельность этих символов очевидна.
(Существует даже отдельная прослойка ВКонтакт-музыкантов: на создание трека они тратят гораздо меньше времени и усилий, чем на его пиар (рассылку писем сотням «друзей» с настоятельной просьбой откомментировать трек). Главной целью ВК-музыкантов является количество отзывов, причем чаще всего комментарии оставляют такие же «музыканты», в расчете на то, что в будущем получат ответный комментарий, и так по кругу. Полный абсурд, но весьма показательный.)
Таким образом, на мой взгляд, будущий тип социальных сетей – это социальные сети с внедренными в них элементами реальной конкурентной борьбы, денежных и административных отношений, то есть практически полный перенос человека в интернет-среду, в которой его персональная страница будет не просто беспомощным аватаром, а реальной действующей силой, способной удовлетворить гораздо больше потребностей, чем одну только потребность в общении. Вопрос только в том, сможет ли кто-то реализовать эту идею с нуля, либо уже раскрученные сети будут постепенно выводить свои системы на более сложный уровень.
Две тенденции:
1. Использование внутрисетевой раскрутки для выхода в реал, когда виртуальные друзья являются просто индексом популярности у представителей творческих профессий.
2. Переход виртуальной дружбы в совместные акции, когда единомышленники объединяются для реальных действий.
И одно замечание:
«Подростковые» сети неизбежно будут более примитивными. По мере развития и взросления, люди будут переходить в более специализированные сети, в соответствиями со своим мировоззрением или профессией.