Глава 18. Ситуация в Киеве и киевско-новгородские взаимоотношения при Рюрике
Апрель 6th, 2017 АВТОР Александр Головков
НАЧАЛО БЛОГ-КНИГИ ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ЗДЕСЬ
Произошедшее в 864 году в Новгороде вокняжение Рюрика (и торжество «ладожской группировки», в ущерб прочим группировкам знати и связанным с ними ветвям княжеского рода) не могло не осложнить отношения Новгорода и Киева.
Без Гостомысла созданная им система новгородско-киевского единства не могла сохраниться.
Власть в Киеве в ту пору разделяли Дир и Аскольд. Дир (в силу своей «правильной» родословной) считался суверенным монархом и носил титул кагана Руси, но реальная власть принадлежала варягу Аскольду, и он же командовал войском (т.е. был как бы главой правительства и главнокомандующим – если определять его статус в современных терминах).
Вооруженная новгородской поддержкой, рука Аскольда восстановила Русский каганат. Аскольд победил мадьяр, а затем побеждал и других опасных врагов. Он же возглавил знаменитый поход на Константинополь, совершенный русским войском в 860 году.
На фоне этих блестящих достижений Аскольда номинальный государь Дир постепенно терял авторитет и влияние в государственных делах.
Его положение во власти стало совсем шатким, когда умер Гостомысл (политическое могущество которого самим фактом своего существования влияло на ситуацию в Киеве в пользу Дира).
Рюрик, всецело занятый внутренними делами Словенской земли, не мог претендовать на роль лидера всей корпорации потомков Словена и не имел ресурсов влияния на киевские дела. Более того, воспользовавшись сложным положением новгородского князя, Аскольд примерно в 865 году совершил поход на Полоцкую землю, находившуюся – со времен Гостомысла – под властью князей из новгородского дома. Можно предположить, что киевский правитель стремился занять плацдарм на Западной Двине, чтобы иметь собственный выход к Балтике, не подконтрольный Новгороду. В ходе этой военной акции Аскольд «много зла сътвориша» полочанам (как сообщает о том Никоновская летопись), но Полоцк остался в сфере влияния Новгорода, под верховной властью Рюрика (который назначил туда своего князя-подручника).
Разрубив узы политического союза, связывавшего Киев с Новгородом, Аскольд обрел всю полноту власти в Поднепровской Руси. Но формально он не считался суверенным государем, и – самое главное – не мог превратить свою власть в законное достояние своего рода, чтобы она передавалась от поколения к поколению акскольдовых потомков. Этого не позволял фундаментальный политический миф Поднепровской Руси, согласно которому законным государем мог быть только прямой потомок богов из рода легендарных братьев Руса и Словена – сынов Дажьбога.
Чтобы трансформировать свою должностную власть в суверенную и наследственную, Аскольд должен был – как минимум – изменить политическую мифологию окружавшего социума. Именно это обстоятельство, как представляется, побудило амбициозного варяга инициировать первое массовое крещение поднепровских русинов.
Приняв Веру Христову вместе с дружиной, некоторой частью знати и обычных жителей Киева, Аскольд, однако, не мог сделать христианство общей (и единственной) религией народа, над которым он властвовал. Большинство русинов осталось языческим, и крестить их насильно правитель государства не решился при всем своем могуществе – древние боги все еще господствовали в душах подданных Аскольда, и корпорация языческих жрецов имела громадное политическое влияние.
Но в Киеве появились первые христианские храмы, а также церковные служители, развернувшие просветительскую деятельность. Тогда же, при Аскольде (и, возможно, по его инициативе) началось распространение на Руси славянской письменности, только что созданной святыми братьями Кириллом и Мефодием. И первые русские летописные тексты (не дошедшие до нас, но ставшие подсобным материалом для последующих сочиненй) были созданы – грамотными церковниками, пришедшими при Аскольде на Русь.
В последующие сто с лишним лет Поднепровская Русь (а затем, по ее примеру, и вся Русь, объединившая земли от Балтики до Черного моря) была уникальной территорией, где христианская религия более или менее мирно уживалась с древним язычеством; толерантное сосуществование двух вероисповеданий наблюдалось даже в княжеских семьях; межконфессиональные конфликты если и возникали, то – главным образом, по сугубо политическим мотивам, и христиане – будучи религиозным меньшинством – не утеснялись в правах и не подвергались поголовным репрессиям (18.1). ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
_____________________________________________________
Примечания
18.1. Христианские храмы на Руси были разрушены (вероятно, не все) по приказу Святослава, в период его войны с византийцами. Это был едва ли не единственный эпизод масштабных гонений на Веру Христову в языческом Русском государстве. И продлились эти гонения всего лишь несколько лет. Затем Святослав погиб, а его преемники – Ярополк, за ним Владимир – относились к христианам вполне толерантно. Владимир же, как известно, в конечном итоге крестился и крестил свой народ.
Related posts: