НАЧАЛО БЛОГ-КНИГИ ЗДЕСЬ. ПРЕДЫДУЩАЯ ГЛАВА ЗДЕСЬ
Игорь, сын Рюрика, всю жизнь прожил под опекой могущественного дядюшки Олега и лишь номинально считалался великим князем. Он умер еще при жизни своего опкуна, не дождавшись возможности получить реальную власть. Но успел жениться и обзавестись детьми.
Анализ отрывочных сведений из различных источников дает основания утверждать, что детьми Игоря Рюриковича были: дочь (предподожительно, старшая) Ефанда, сыновья Игорь и Олег.
Игорь, сын Игоря и внук Рюрика был тем самым Игорем Старым, который назван первым в ряду великих государей Руси в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Именно правление этого Игоря отображено в летописях; он же был мужем Ольги Святой, отцом прославленного воителя Святослава и дедом равноапостольного Владимира, крестителя Руси.
Вещий Олег, заботливо опекая потомков Рюрика, вовсе не собирался отдавать им свою громадную власть – ни при жизни, ни после смерти.
В 911 году великий варяг находился в зените своей блистательной политической карьеры. Завершив процесс объединения Новгорода с Киевом, он стал властителем крупной державы. Силу своего государства он продемонстрировал, совершив в 907 году победоносный поход на Константинополь. Конечным результатом того похода стал русско-византийский договор, установивший весьма выгодные для Руси отношения двух государств; при этом Византия (историческая преемница Римской империи!) согласилась платить дань Киеву и предоставила исключительные торговые льготы русским купцам.
И посреди всех этих успехов Олег почувствовал, что силы его на исходе, и жизнь завершается.
У него имелись сыновья – взрослые мужи, вполне готовые принять дела правления – Асмунд и Геррауд.
Но передать им власть над Русью по наследству Олег не мог. И не было никаких гарантий, что после смерти правителя его полномочия достанутся Асмунду и/или Геррауду.
Но Олег и в данном вопросе проявил свою уникальную политическую находчивость. Он передал власть сыновьям еще при жизни – дабы они могли самостоятельно закрепиться на вершине государственной иерархии, а общество привыкло видеть в них правителей. Сам же Вещий Олег отправился на свою историческую родину, в Гелугаланд, как бы на побывку – не отказываясь, формально, от власти на Руси. Это позволило Асмунду и Геррауду на вполне законных основаниях взять на себя руководство войском и аппаратом государственного управления – как бы временно, в отсутствии отца (который на самом деле, уже не планировал возвращаться на Русь).
«Одд-Орвар сага» сообщает (в финальной части), что, после гибели Одда (Олега) на родине (от змеи, угнездившейся в конском черепе), его государство унаследовали жена и сыновья.
Авторы первичного предания о жизни Одда (ставшего основой для саги) могли использовать информацию, полученную от спутников Одда, прибывших вместе с ним в Гелугаланд, а может быть, и его собственные прижизненные рассказы-воспоминания. Одд не сомневался в своих сыновьях – в их способности удержать оставленую им власть. Эта уверенность в будушем Асмунда и Геррауда вошла в сагу, как ожидаемая реальность – которая, на самом деле, не состоялась.
Вещий Олег оставил сыновьям не только власть, но и эффективное средство для ее надежного укрепления. Таким средством должен был стать новый большой военный поход, который принес бы богатую добычу и утвердил сынов Олега в качестве выдающихся правителей и воителей.
Целью похода (тщательно подготовленного Олегом) должны были стать богатые страны Прикаспия, где – после распада Арабского халифата – не было крепкой власти, способной отбить нашествие большого и хорошо организованного войска.
И вот в 912 году, вскоре после смерти Вещего Олега, его сын Геррауд, во главе сорокатысячного войска, посаженного на малые, но надежные суда, отправися вниз по Днепру, затем по морю до устья Дона, по Дону до его большой излучины. Далее суда волоком перетащили в Волгу и двинулись вниз. По договоренности с правителями Хазарии (контролировавшими низовья Волги) русские суда с войском беспрепятственно прошли в каспийскую акваторию (за это хазарскому кагану обещали долю от будущей добычи).
И далее все шло как будто по задумаенному: русские воители прошли вдоль каспийских берегов, не встречая серьезного сопротивления, пограбили всласть богатые мусульманские города – и с добычей повернули назад.
Но когда русское войско вошло в низовья Волги, на него обрушилась гвардия хазарского кагана, состоявшая из мусульман, пожелавших отомстить за нашествие русских язычников на земли ислама. Хазарский каган, получивший свою долю добычи, предупредил о нападении, но это не спасло русское воинство – большая его часть погибла в низовьях Волги, а остатки – спасшиеся бегством вверх по великой реке – были истреблены волжскими булгарами.
Катастрофа на Волге изменила весь расклад сил в правящей верхушке Руси. Геррауд, как представляется, погиб вместе с войском. Асмунд оставшийся без мощной силовой поддержки, благоразумно отошел с первых позиций во власти, сохранив достойное, но достаточно скромное положение. На первый план вышел воевода Улеб, муж Ефанды. Но его власть ограничивалась влиянием других знатных вельмож.
А вскоре юный князь Игорь достиг совершеннолетия и взял в свои руки бразды правления государством.
О княжении Игоря повествуют многие труды; повторять здесь их содержание не имеет смысла.
В общем, это был вполне достойный государь – при том, совершенно законный по тогдашним правовым нормам. И после него верховная власть на Руси передавалась законным образом в рамках одного правящего рода, получившего – с легкой руки летописцев на рубеже XI-XII вв. – фамильное имя Рюриковичи (21.1).
Преемники Игоря – Святослав Игоревич, а затем Владимир Святославич завершили процесс обънединения восточнославянских земель, составивших одну из великих европейских держав своего времени. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
_____________________________________________________
Примечания
21.1. Сведения о ранней истории княжеского рода Рюриковичей, включая подробную биографию Игоря Игоревича Старого см. в кн.: Головков А.С. «Первые Рюриковичи». – WWW. ПЕРЕМЕНЫ.РУ.
Related posts: