Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер

Мир меняется на глазах. В то время, когда 52% британцев проголосовали за выход страны из Евросоюза, на другом конце Евразийского континента, в Ташкенте, проходил саммит ШОС. Было объявлено о приеме в организацию двух новых государств – Индии и Пакистана.

И вовсе не случайно в этот же день Общественная палата РФ и Институт стран СНГ провели круглый стол «Актуальные проблемы расширения Шанхайской организации сотрудничества» под председательством директора Института стран СНГ Константина Затулина. Выходит, одновременно происходит движение в двух различных направлениях – у нас интеграционное, а в Европе, наоборот, выход из ЕС крупнейшего государства по воле его граждан. Можно сказать, в одном случае — развитие, а в другом – закат. Но не станем спешить с однозначными и категоричными выводами.

А для этого вначале обратимся к тому, о чем шла речь в Общественной палате России, где создана рабочая группа по поддержке ШОС. В отличие от практики всесильной бюрократии ЕС, в ШОС, по инициативе России решили максимально использовать институты гражданского общества и народной дипломатии. Во-первых, это повышает потенциал развития организации, а во-вторых, становится надежным заслоном от излишней формализации, отрыва от потребностей людей.Это уже сейчас в корне отличает ШОС от структур ЕС, где бюрократия взяла верх и стала всесильной. Через 25 лет после распада СССР начались реальные процессы объединения государств Евразийского пространства, которые не входят в продавливаемые США проекты двух партнерств – Трансатлантического и Транстихоокеанского. И еще на наших глазах в рамках растущей ШОС как бы возрождается идея существовавшего в прошлом веке движения неприсоединения к ведущим военно-политическим блокам планеты.

На круглом столе, кроме того, отмечалось, что после вступления в ШОС Индии и Пакистана, организация будет объединять 3,5 миллиардов людей различных национальностей и вероисповедований с огромным совокупным ВВП. По прогнозам специалистов, в ближайшие десятилетия страны ШОС займут лидирующие позиции в мире по всем направлениям. Отмечают, что к середине ХХI века Индия сможет войти даже в тройку ведущих экономик мира. Но главное не только в этом. ШОС выстраивает модель полицентричного мироустройства. И здесь будет очень многое зависеть от гармоничных отношений в «большой тройке» — в диалоге России, Индии и Китая. Эти страны уже сегодня производят 20% мирового ВВП, занимая огромные пространства мировой суши.

Но звучали и веские доводы того, что не надо обольщаться чисто количественным ростом новых членов организации. Прием Индии и Пакистана становится серьезной проблемой. Сегодня пока отношения между странами, уже входящими в организацию и вступающими в нее, нельзя назвать безупречными. Например, кроме неурегулированных пограничных проблем, хорошо, что носящих сегодня не острый конфликтный характер между Китаем, Индией и Пакистаном, есть и другие серьезные вопросы. Но, кроме того, на круглом столе говорили, что сам по себе Пакистан в рядах ШОС может стать потенциальной проблемой и фактом возможной конфликтности. Слишком «своеобразно» политическое и экономическое устройство и практика этого государства. Но даже в Евразийском экономическом союзе существуют проблемы, например, оптимизации налогового законодательства между Россией и Казахстаном. А наш стратегический партнер Китай не упускает возможность поставки через Казахстан контрафактной продукции, поступающей на российский рынок.

Есть разные видения путей создания транспортных коридоров между ведущими странами ШОС на огромных евразийских просторах. А в Центральной Азии Китай настойчиво укрепляет свои позиции, что вовсе не согласовывается с планами Евразийского экономического союза. Реальны признаки его экономической экспансии не только в Азии, но, допустим, и в Белоруссии. Высказывалась в связи с этим на круглом столе мысль о том, что, возможно, прием Индии в ШОС может сыграть определенную балансирующую роль. В любом случае, ШОС, которому исполняется 15 лет, надо искать новые пути консенсуса по спорным или проблемным вопросам развития. Это станет залогом успеха не только самой организации, но и укажет путь движения вперед всему мировому процессу. Во всяком случае, по одному из важнейших, а, возможно, и главному вопросу современности — борьбе с терроризмом участники ШОС едины. В том числе они поддерживают общую позицию по предотвращению терроризма в сетевом пространстве. А именно через интернет идет самая активная вербовка в структуры боевиков.

Но в любом случае, проблемы ШОС, как нынешние, так, возможно, и будущие – свидетельство роста и развития организации, а не ее распада и деградации.

Последнее после референдума в Великобритании стало темой ведущих мировых СМИ в связи с выходом Туманного Альбиона из Евросоюза. Вроде бы замаячила перспектива его краха и крушения самой идеи единой Европы. Да, скорее всего, благодаря безудержному забюрокрачиванию союза, его бездумной миграционной политики, несбалансированной налоговой системе, возникает массовое недовольство жителей «Старой Европы». Это грозит возможным крахом всей выстроенной за последние десятилетия ведущей мировой структуре.

Однако есть и другой вариант, тема которого стала звучать буквально в последние дни. На фоне Brexit вдруг возникла идея создания супергосударства. Министры иностранных дел Германии и Франции, примкнувшей к ним Италии, а также государств поменьше – Бельгии, Нидерландов и Люксембурга, встретились 25 июня на Берлинской дипломатической вилле Борзиг. Они согласовали некий меморандум о создании единого европейского государства. Так, польский государственный телеканал «TVP» отмечает, что проект предполагает создание единого европейского государства, зависимого от сильнейших на сегодняшний день игроков ЕС. Те государства, которые согласятся участвовать в новом объединении, потеряют право на свою армию, спецслужбы, уголовные кодексы, налоговую систему, собственную валюту и Центробанки. Европейский стабилизационный механизм будет преобразован в Европейский валютный фонд, действующий под парламентским контролем. Кроме того, предполагается сделать шаги к созданию единого бюджета.

Польские СМИ недаром первыми забили тревогу – замаячила идея создания четвертого Рейха, где окраинные страны «Новой Европы», которым пока оказывают серьезное покровительство США, окажутся в роли вассалов и покорных исполнителей воли новых сильных европейских хозяев. А ведь еще свежи воспоминания конца 30-х – начала 40-х годов прошлого века. Так под видом усиления либерализма и демократии возродится фашизм, конечно, в совсем иной упаковке. Может, тогда снова вспомнят о Красной Армии…

А пока еще один зловещий признак. Наружный дизайн новой штаб-квартиры НАТО в Брюсселе, куда организация в скором времени должна переехать, напоминает нацистскую символику. Это здание, согласно недавнему объявлению альянса, построено «для вас и будущих поколений». Оно имеет дизайн рисунка, очень напоминающий молнии СС.

Вот вам и еще одна характерная и о многом говорящая подсказка.


комментария 3 на “ШОС и четвертый Рейх”

  1. on 30 Июн 2016 at 11:49 дп Saulius

    >Александр Горбатов
    >ШОС выстраивает модель полицентричного мироустройства.

    Спасибо автору
    за адекватное использование термина
    «полицентричное мироустройство».

    Т.е., что не стал спекулировать неадекватно распространившемся термином «геополитическая многополярность»
    (с подачи Дугина с подхваткой Ельцина, Путина и других центральных политиков,
    слабо знакомых с многополярностью как таковой,
    поэтому и не выходящих далее первой ее ступени — компоновки исходного в ядро с зарождением новой функции и появлением органа управления этой функцией нового локального единства).

    О спекулянтах смыслов типа тутешнего Носкова
    (т.н. «многополярность на основе многомерности») вообще не хочется ничего замечать
    (делают они свое искренне — и ладно с них).

    >И здесь будет очень многое зависеть от гармоничных отношений в «большой тройке» — в диалоге России, Индии и Китая.

    Этой азиатской тройке напророчено провидцами многое.

    Автором многополярности отмечено,
    что будущее за синтезом восточного с западным,
    т.е. в выигрыше будут имеющие всю полноту в своем сущностном комплексе.

    Особенно это станет определяющим,
    с позиций разворачивающейся предметно-сущностной многополярности.

  2. on 02 Июл 2016 at 12:49 пп Лейтенант

    …выход государства по воле его граждан.
    Хи-хи..
    Граждане тут не при делах. Как элита решит, так и будет.
    «Тоталитарное» это государство или «демократическое»-без разницы.
    Хотя, впрочем, разница небольшая есть.
    В тоталитарных-«за» голосуют 99,9 проц, а в демократических-50,001 проц. граждан-типа борьба идет между добром и злом.
    Так что демократия она такая демократия.

  3. on 02 Июл 2016 at 7:25 пп villemann

    во-во — с европейскими коллегами обсуждали тему, англичанин приезжал, говорил, что мол все шокированы результатами, никто не ожидал, что так получится.
    Все сокрушительно головами кивают, мол никто дальше своего носа не видит, вот такие и результаты.
    А я на них смотрю и думаю — или разводят меня или что? Ну не могу я поверить, что люди на самом деле думают, что британская элита со своим тысячелетним опытом подковерных игр может допустить принятие ключевых решений каким-то прохожим с улицы.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ОСЬМИНОГА>>
Версия для печати