Россия: восхождение из хаоса (2) | Осьминог

ПРОДОЛЖЕНИЕ. НАЧАЛО ЗДЕСЬ.

5. Восхождение России

Попробуем оценить роль и место России в этих глобальных преобразованиях. Посмотрим с этой целью на крупные вехи последнего периода истории страны.

Исследование экономической динамики России за 150 лет, выполненное несколько лет назад Клепачом и Курановым (результаты которого показаны на рис. 9), говорит о приблизительно 80-летнем длинном цикле хозяйственного развития России, который оказался близок к оценкам повторения российской истории по турбулентной модели.

Рис. 9. Рост промышленного производства в России в 1861-2012 годах в логарифмической шкале

Рис. 9. Рост промышленного производства в России в 1861-2012 годах в логарифмической шкале

Длинная 80-летняя волна российской истории выделяется на рис. 9 острыми периодами спада промышленного производства 1917- 1930 и 1991-2005 годов. Им, как известно, предшествовали приблизительно такие же по длительности периоды политической нестабильности, имевшие место между войной с Японией 1904 года и началом правления Сталина в 1924 году, а, также, между началом войны в Афганистане в 1979 году и до появления Путина в Кремле в 1999 году.

Завершает череду волн политических и экономических кризисов России волна демографического спада, показанная на рис. 10.

Рис. 10. Пассионарность (прирост населения) в сравнении с расчетом по турбулентной модели. (В предшествующей истории страны видны волны в 25 лет (гармоники 75-летней волны - 75/3))

Рис. 10. Пассионарность (прирост населения) в сравнении с расчетом по турбулентной модели. (В предшествующей истории страны видны волны в 25 лет (гармоники 75-летней волны — 75/3))

Ее продолжительность можно оценить 17 годами (с 1989 года по 2006 год). Таким образом, мы можем констатировать, что максимальная длительность переходных процессов в российском обществе от начала политической нестабильности до восстановления экономики и начала позитивной демографической динамики складывается из трех последовательных волн и составляет около 27 лет. (Что составляет 1/3 часть длинной волны России, продолжительностью в 80 лет.)

Особенности нынешних переходных процессов в России показывает на рис. 11 график неопределенности экономической динамики страны.

Рис. 11. Степень неопределенности экономической динамики России

Рис. 11. Степень неопределенности экономической динамики России

Если оцененную т.о. неопределенность России сравнить с неопределенностью экономики США (см. рис. 4), то можно констатировать, что наша страна развивается в последние годы, хотя и очень неустойчиво, но закономерно (как и Америка от Кеннеди до Обамы). Поскольку уровень неопределенности и там и там не превышает по абсолютной величине 0,5.

На основе такого рода анализа российской истории мы можем сегодня рассчитывать на достаточно продолжительный (полувековой) период бурного социального и экономического развития страны в XXI веке, который закономерно должен следовать вслед за 27-летей волной нестабильности.

Сопоставляя, далее, расчетные волны мировой и российского истории (фрагменты которых представлены на рис. 7, 9 и12), мы обнаруживаем интересные особенности нашего времени. Мы видим, что Россия сегодня находится на подъеме пассионарности, как это уже было в ее истории и 160 лет назад во времена золотого века российской культуры и политического влияния в мире (начале эпохи Николая I), или 80 лет назад во времена серебряного века и начала становления сверхдержавы (начале эпохи Сталина).

Рис. 12. Сопоставление расчетных по модели социальной турбулентности волн пассионарности мира и России

Рис. 12. Сопоставление расчетных по модели социальной турбулентности волн пассионарности мира и России

Хорошо видимый волнообразный характер развития страны говорит, что лет через 20 вслед за духовным подъемом последует мощный экономический рост (как это было уже в российской истории), завершающийся достижением стратегических целей развития и социальным благополучием. Основываясь на этих волновых закономерностях истории, мы можем построить таблицу основных этапов большой российской волны XXI века, которую можно назвать «Пятой Россией».

Наиболее драматичными в российском будущем, как мы видим в этой таблице, могут оказаться 2056-2060-е и 2076-2080-е года. Источники кризисного состояния страны в это время можно обнаружить в динамике мировой истории. Поскольку именно на эти годы приходятся в ней окончания глобальных 140-летних волн, инициированных войнами 1914- 1920-х и 1939-1945-х годов.

Однако, повторение истории полутора вековой давности может и не случиться. Поскольку пик российской пассионарности в XXI веке приходится на переломный момент всемирной истории — 2030-е годы. Или, говоря современным языком, на точку ее бифуркации, выбор путей развития в которой определяется малыми параметрами. Как, мы начинаем постепенно понимать, пассионариями, которые выражают дух своего времени. Поэтому нельзя исключить появление на гребне российской волны 2030 годов исторической личности (такого как Колумба, неожиданно появившегося в Португалии за 560 лет это этой даты), которая позже откроет новый свет. Откроет его в тот самый момент в 2052 году, всего через два года после которого могла бы начаться новая мировая война, или, образно говоря, конец света. И это не фантастический сценарий, поскольку такой ход мировой истории однажды имел уже место быть, причем строго за 560-лет до обсуждаемых событий. В 1492 году от рождества Христова (или в 7000 году от сотворения Мира) действительно ждали конца света, по крайней мер в России. Но события стали развиваться таким чудным образом, что кончился не старый свет, а открылся новый. Тогда это была Америка.

И сегодня мы находимся в окрестностях такой же точно особой точки мировой истории, от действия в которой зависит будущее. Причем зависит не столько от силы наших действий, сколько от их своевременности и дальновидности.

Это кажется невероятным, что от нас, от нашего ума и мужества, вдруг, стал зависеть мир. Особенно после двух десятилетий, в течение которых Запад был для нас беспрекословным примером во всем.

И, тем не менее, это так.

Более того, совершенно прозрачная периодика духовных волн жизни подсказывает нам, что нынешний поворот к восхождению России был предопределен задолго до сегодняшних событий. В нем заложена энергия 30 летнего сжатия пружины русского духа, которая не сломалась, как на то рассчитывали на Западе, и начинает сегодня распрямляться. И как Советская Россия стала через 30 лет после сжатия в 1904-1930-х годах сверхдержавой, так и нынешняя Россия начинает восхождение в нарождающийся на наших глазах мир глобальных держав XXI века.

Остановить такой инерционный процесс, начавшийся много десятков лет назад, очень трудно. Об этом говорит и неудачная попытка Германии (со всеми ресурсами Европы) предотвратить 75 лет назад становление Советской сверхдержавы. И рождение в ритмах российской истории, 80 лет спустя после Циолковского и Ленина, новой генерации пассионариев, таких как Путин.

Оглядываясь на нашу историю XX века, мы можем также предположить, что на вершины национального благополучия Россию выведут соотечественники, родившие в конце XX века. Так же как предшествующую волну (Советскую Россию) вывели в космос и сделали сверхдержавой люди, родившиеся в начале XX века. Среди которых были Косыгин (род 1904), Брежнев (1906), Громыко (1909), Устинов (1908), Королев (1906), Курчатов (1903) и многие, многие другие.

Ну а практические шаги по преодолению возможного в России во второй половины XXI века кризиса сможет совершить только еще нарождающаяся генерация граждан России. Особенно, если мы сможем передать им понимание того, что такое хаос, и что преодолен он может быть, прежде всего, в наших умах и душах.

***

Только следует помнить, что не все зависит от человека. Люди могут пытаться способствовать волновым процессам истории, либо – противодействовать им. Суть процессов от этого не меняется. Конечно, волна может немного запоздать или прийти раньше, но она придет, кто бы как этому ни противился или – как бы ни раздувал щеки, думая, что подгоняет ее. Ибо человек мал, а волна велика, и потому она сокрушит любые идеологические усилия человека. Волну не надо направлять, ее надо ловить. Вот, собственно, это и крикнул в 1924 году Максимилиан Волошин из бездны революционной волны в поэме «Россия». Из этой поэмы взят эпиграф для настоящей статьи. И более развернутым отрывком из той же поэмы хотелось бы резюмировать все вышесказанное:

Есть дух Истории — безликий и глухой,
Что действует помимо нашей воли,
Что направлял топор и мысль Петра,
Что вынудил мужицкую Россию
За три столетья сделать перегон
От берегов Ливонских до Аляски.
И тот же дух ведёт большевиков
Исконными народными путями.
Грядущее — извечный сон корней:
Во время революций водоверти
Со дна времён взмывают старый ил
И новизны рыгают стариною.
Мы не вольны в наследии отцов,
И, вопреки бичам идеологий,
Колёса вязнут в старой колее:
Неверы очищают православье
Гоненьями и вскрытием мощей,
Большевики отстраивают стены
На цоколях разбитого Кремля,
Социалисты разлагают рати,
Чтоб год спустя опять собрать в кулак.
И белые, и красные Россию
Плечом к плечу взрывают, как волы, —
В одном ярме — сохой междоусобья,
Москва сшивает снова лоскуты
Удельных царств, чтоб утвердить единство.
Истории потребен сгусток воль:
Партийность и программы — безразличны.


Comments are closed.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ОСЬМИНОГА>>
Версия для печати