А это кино про тридцать седьмой год | Осьминог

Чистка повышает идейно-политический уровень партийных кадров

Судя по всему, нашумевший еще до широкого выхода на экраны фильм режиссера Учителя «Матильда», сам по себе, уже мало что интересного представляет. По сравнению с более захватывающим сюжетом – тех страстей, что продолжают кипеть вокруг скандальной ленты.

И здесь интрига связана вовсе не со столетием краха монархии в России и началом новой эпохи в нашей стране, да и в мире и не с юношеским увлечением Николая II. Как-то подспудно общественные баталии вокруг этого кино заворачивают в сторону совсем иного юбилея – 80-летия массовых чисток и репрессий 1937 года. Хотя об этой дате в нынешнем 2017 году почти не упоминают. Да и ярые противники, и защитники «Матильды» тоже вроде бы совсем не помнят о ней. Однако ведут они себя так и строят борьбу друг с другом таким образом, словно ожидают, когда за новоявленными врагами народа, естественно, с противоположной стороны, помчатся ночами «черные воронки». Да не просто ожидают, будто руки потирают и гневаются по поводу отсутствия таких репрессий, каких им хочется.

Особенно в этом контексте характерно недавнее (которое уже по счету?) заявление депутата Госдумы Натальи Поклонской в адрес Генпрокурора Юрия Чайки. Дескать, после того, как патриарх Кирилл вынужден был отозваться о фильме, не называя его, употребляя такие слова, как «домыслы», «ложь» и «фальшивка» в трактовке исторических событий, необходимо срочно отозвать прокатное удостоверение. Напомним, оно было выдано Минкультом еще два месяца назад. Теперь же Поклонская предлагает по всей строгости закона заняться не только хулителем последнего монарха, но и министром Мединским. Этого, мол, ждет 90% граждан России. Не правда ли, вопрос поставлен круто и, что называется, в лоб. Поклонская четко «сечет» ситуацию и добивается своего, выдумывая цифры, взятые с потолка.

И еще одна незадача – а где в ее официальном депутатском обращении хотя бы тень законности? Патриарха мы, конечно, уважаем, и к словам его стоит прислушаться. Но, тем не менее, на основании чего, собственно, прокуратура должна отзывать выданное в строгом соответствии с законом прокатное удостоверение? Ведь даже сам уважаемый святейший и полсловом не обмолвился, что фильм надо запретить. Зачем же на него ссылаться? А Наталья Владимировна с упорством танка толкает Чайку на прямое нарушение закона и, значит, произвол. Такой же, как по депутатскому обращению Н. Поклонской в Симферопольскую прокуратуру допустили ее уже бывшие коллеги, распорядившиеся запретить выпуск рекламного трейлера и показ фильма на вверенной им территории. То есть, они грубо нарушили безо всяких правовых оснований закон, за что и пострадали, лишившись своих должностей.

И при этом совершенно неважно – ужасный фильм или великолепный. Выходит, по логике Поклонской, важен не закон, а авторитеты – либо ее собственный, либо патриарха. Страшно будет, если станут руководствоваться подобным принципом: утром о тебе напишут в газете или интернете, а вечером ты уже в камере. Куда мы тогда придем? Правильно, снова в 1937 год.

Напомню тем, кто забыл или вообще слабо знает, чем было знаменито то время. Только за вторую половину 37-го и весь 1938 год в СССР было вынесено 650 тысяч (!) смертных приговоров. Это 80% всех расстрелов с 1921 по 1953 годы. А проводил репрессии Генеральный комиссар госбезопасности нарком внутренних дел Николай Ежов. Большой «законник» — с 4-ми классами образования (это вам не филиал Харьковского университета МВД Украины, который закончила Поклонская). Кончилось это кровавое беззаконие тем, что и сам он попал под расстрел.

Абсолютное большинство дел было срочно слеплено тогда по политической 58 статье УК РСФСР. Она карала, вплоть до расстрела, за все виды и оттенки антисоветской деятельности, пропаганду и даже намерения и мысли.Сама статья была отменена в 50-х годах как намеренно репрессивная, жертвы беззакония реабилитированы, причем многие посмертно.

Как вспоминали современники тех роковых событий, тогда можно было наблюдать сразу две очереди: одну из тех, кто нес передачи в тюрьму арестованным, а другую – с доносами на коллег, знакомых и соседей в приемную НКВД. Правда, случалось, что из второй очереди люди попадали в число тех, кому передачи носили.

К чему это все говорю? Да к тому, что сегодня очевиден в обществе некий облегченно-примитивный образ тех трагических событий. Вот один десятиклассник написал в школьном сочинении:

— Когда Ленин умер, дела у коммунистов не заладились. Тогда они обратились к Сталину. Сталин многих коммунистов расстрелял, а кто остался, поставил на нужные места. Так победили Гитлера, запустили Гагарина в космос и даже поставили на место саму Америку.

Но то, что еще как-то простительно с девственно чистыми мозгами от слабых и примитивных знаний своих ученику, нельзя прощать вполне взрослым и вроде бы разумным дядям и тетям. Однако сегодняшние их методы ведения искусствоведчески-политических баталий характерны для логики, восторжествовавшей 80 лет назад. И дело не в одной Поклонской. Вот якобы высоколобые либералы-западники травят министра культуры Мединского. Сперва строчат доносы о том, что докторская диссертация его – сплошной плагиат. А когда эта версия оказывается несостоятельной, с таким же упорством пытаются теперь доказать, что идеи и методология, основанные на лживых свидетельствах западных наблюдателей еще со времен позднего средневековья – антинаучная чушь. Отмечу, диссертации Мединского я не читал, и у меня нет обоснованного мнения по качеству его руководства Минкультом. Но просто дурно пахнут«наезды» на него, что Поклонской и ее единомышленников, что вроде бы их противников из либерального лагеря. Они встали, по сути, в одну очередь — туда, куда несут доносы.

Еще больше удивляют предельно «аристократические» манеры иных новоявленных православных монархистов. Так, одна экстравагантная публицистка, размещающая статьи свои в ряде патриотических интернет изданий, стала с тоской вспоминать об упоминавшейся уже 58 статье – как бы, мол, хорошо было бы вернуть ее железобетонные принципы в нашу сегодняшнюю действительность. Тогда бы скрутили всех «Учителей» и бросили в застенки. Чтобы неповадно было снимать всякое кощунство. А рядом с ее, простите, бредом публикуют материалы, посвященные памяти многих расстрелянных безвинно священников и верующих прихожан. Эта же дама мечтает о возвращении цензуры. Создается впечатление, что это вовсе и не дама, а бот-провокатор, раздувающий среди доверчивых вражду и ненависть.

А другой мыслитель, вроде бы даже с докторской научной степенью, предлагает отказаться от сотрудничества и всех видов инвестиций от наших восточных соседей, а самих их надо гнать в шею. Нам же следует бросить все силы на строительство арктической железнодорожной магистрали из Петербурга в чукотский Певек. На ее каждой станции и разъезде будут стоять храмы и часовни. Ох, как мы помчимся под колокольный звон «по тундре, по стальной магистрали»! Причем, как утверждает сей крутой автор, возможно, находящийся под воздействием сезонных климатических изменений, прямо навстречу грядущему православному царю. Прочтешь подобное и никакую «Матильду» смотреть не надо.

И у всей этой публики Наталья Поклонская – уже чуть ли не при жизни канонизированная святая. Никто из них не хочет, а, может, и не в силах разглядеть за обликом срочно возникшей православной монархистки хорошо знакомую нам по истории революционерку в кожанке и с наганом в кобуре, исповедующую принципы революционной целесообразности и готовность ради поставленной цели перешагнуть через любые мешающие ей нормы закона. Да и как глубоко она их знает? Лучше всего о подобных дамах говорил в одном из своих замечательных стихотворений поэт Ярослав Смеляков, имевший за плечами не одно жестокое клеймо 58-й статьи и годы лагерей:

— В неподкупном своем кабинете,
В неприкаянной келье своей,
Простодушно, как малые дети,
Ты допрашивать станешь людей.

Однако жизнь полна превратных неожиданностей:

— Все мы стоим того, что мы стоим,
Будет сделан по-скорому суд —
И тебя самое под конвоем
По советской земле повезут.

Мне к этим строчкам добавить нечего. И лучше я не скажу. Хотя и отмечу, что лично Поклонской не желаю повторить участь героини Смелякова, которая провела 14 лет в «полутемных дощатых бараках». Но желания Поклонской, а также иных вроде бы рьяных православных активистов запретить, строго наказать, отомстить очень далеки от христианских заповедей, и могут бумерангом вернутся к ним самим, чему их должна бы учить история. Похоже, они забыли обо всех гонениях на церковь и верующих в результате революции. Или думают, что карать теперь могут только они. Им кажется, что правда лишь на их стороне. Забыли, видно, слова Господа «Мне отмщение, и аз воздам» (Рим.12:19), означающие, что отмщение не для человеческого суда, а для Божьего.


комментария 4 на “А это кино про тридцать седьмой год”

  1. on 15 Окт 2017 at 6:46 дп Попелюш...

    Вся ситуация свидетельтсвует о том, что нет у руководителей разных звеньев в РФ единого объединяющего замысла, задач и цели?
    Но зарплата же, как видно, не маленькая — отрабатывают: кто — на что — горазд!

  2. on 15 Окт 2017 at 9:00 дп Владимир Ерёмин

    Александру Горбатову.Ваши мудрые статьи-голос вопиющего в пустыне.Но он нужен.

  3. on 15 Окт 2017 at 9:22 дп hibernian

    какая патетика! Автор не замечает и не хочет знать, что сегодняшнее положение дел похлеще чем сталинизм, народ и расстреливать не надо- просто нет рождаемости. Манипулирует автор историей, но зря.

  4. on 15 Окт 2017 at 11:01 дп Света

    Александру Горбатову, все правильно конечно, но понимаете большинство людей вообще мало волнует эта Матильда — Поклонская, дура очередная, у нас же без экзальтации не могут, вот очередная крайность. Такое впечатление, что это гундяевцы в связке с Поклонской воду мутят. Все в основном понимают, что это отвлечение внимания от основного жизненно важного вопроса — А дальше что?
    Есть такой преподаватель духовной семинарии Осипов, так вот он рассказывал про то какое есть пророчество о судьбе православия в России, что оно возродиться и потом опять утухнет, по вине как раз самих же РПЦ. Вот это точно так и будет.

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ ОСЬМИНОГА>>
Версия для печати