День России на выставке глобализма. К визиту президента Медведева в Шанхай на ЭКСПО-2010
27 августа, 2010
АВТОР: Андрей Девятов
28.09.2010 года просвещенные китайцы обеих берегов Тайваньского пролива и их соотечественники за рубежом будут отмечать 2561 годовщину со дня рождения великого предка – основателя морально-политического учения о семье, обществе и государстве – «совершенно мудрого» Конфуция.
На эту же дату организаторы Всемирной универсальной выставки ЭКСПО-2010 в Шанхае назначили «День России»: локальное событие, которое вне зависимости оттого, что и как будут говорить и показывать представители России на выставке, в препарированном СМИ сопоставлении с мудростью Конфуция и величием Китая будет иметь глобальное значение.
Сопоставление же: новая либеральная Россия – пяти тысячелетний Китай усугубляется тем, что в сценографии российского павильона собственно России НЕТ. Ни той, которая была. Ни той, которая есть. Ни той, которая будет. Но есть яркая бутафория, завораживающая иллюзия, причудливый кич по мотивам сказки Носова про «Цветочный город». И не на Земле, а на Луне!
То есть сценография павильона России на ЭКСПО демонстрирует даже и не детскую мечту счастья. Не образ лучшей жизни в городе будущего. Но грёзы, сонное видение, волшебную фантазию о том, чего нет, и не может быть!
Здесь надо бы вспомнить о том, что ЭКСПО в Шанхае проходит на фоне системного кризиса индустриального общества, выход из которого для всего человечества и призваны подсказать экспозиции национальных павильонов. Поэтому сопоставление «Цветочного города» в российском павильоне с картиной научно-технических инноваций в китайских павильонах: нефти, информации и коммуникаций, железных дорог, авиации, космоса и др. неминуемо оказывается в ракурсе пути глобализации, где тон задает Запад.
То есть в «День России» на ЭКСПО исподволь проявится картина мира, где Китай, сделавший ставку на заветы предков, выступает мировой «фабрикой» XXI века. Запад и, прежде всего США, выполняют функцию «технологической лаборатории» задающей стандарты этой фабрике XXI века. А погруженная в цветочные иллюзии Россия де-факто устранилась от вызовов перехода человечества через постиндустриальный барьер. При этом даже и наспех достроенная ко «Дню России» экспозиция перспектив Инновационного центра «Сколково» не меняет положение дел. Ибо этот подмосковный центр создается не как самостоятельное «русское конструкторское бюро генерации идей» для грядущей мировой экономики знаний, а как составная часть «технологической лаборатории» Запада. Где в связи с явным преимуществом США в сфере нано- и инфо- технологий, России уготована вспомогательная роль обеспечения Американского прорыва из уходящего индустриального общества в уже вполне обозримое информационное общество.
Вот в этом и уже проявленном, и лишь подразумеваемом выставочном антураже состоится визит Президента РФ Медведева Д.А. в Шанхай и его встреча с хозяином положения Председателем КНР Ху Цзиньтао.
Российско-китайским отношениям стороны присвоили официальное имя: «стратегическое партнерство и взаимодействие» добрых соседей. Китайско-американские отношения ныне называются «активное конструктивное сотрудничество» по всем направлениям. При этом статус сотрудничества противников по фронту всех мировых проблем выше уровня партнерства и взаимодействия добрых соседей на фланге. А современный этап российско-американских отношений, начавшийся после вступления в должность президента Медведева Д.А., называется «перезагрузка» в пользу США.
Вполне очевидно, что в рамках стратегического партнерства тематика переговоров Президента Медведева Д.А. и Председателя Ху Цзиньтао будет касаться того, что есть в России и что нужно Китаю. А это вопросы, прежде всего, экономического сотрудничества в части поставок российского сырья и топлива на китайскую «фабрику» XXI века. А также военно-техническое сотрудничество, прежде всего, в части передачи Китаю технологий индустриального производства достаточно передовых систем оружия ещё советской разработки. Какой-либо подготовки обсуждать стратегическое взаимодействие РФ и КНР в грядущей «экономике знаний» не наблюдается.
Вполне очевидно и то, что в рамках успешной «перезагрузки» российско-американских отношений, США, путем выставления заманчивых или иных серьезных условий российской стороне, будут препятствовать реальному развороту России в сторону Китая. А именно: будут мешать реальному претворению в жизнь подписанных при президенте Путине В.В. российско-китайских рамочных соглашений о прокладке в КНР двух магистральных газопроводов. Как и ранее, под разными благовидными предлогами будут тормозить или даже блокировать наращивание поставок сибирской нефти в Китай. Не говоря уже о новой волне военно-технического сотрудничества.
То есть, на встрече лидеров РФ и КНР в Шанхае, наверняка будут сказаны ласкающие слух приятные слова о политическом доверии; о совпадении позиций по вопросам противодействия сепаратизму, экстремизму и терроризму; о намерениях существенно увеличить товарооборот, особенно в части российской наукоемкой продукции. Но до подписания контрактов конкретными исполнителями благих намерений политиков дело не дойдет.
Что же в этой сложной обстановке заостренной на «День России» в ракурсе глобализма российская сторона могла бы предложить Китаю чтобы не выглядеть глупо, не подставляться под неудовольствие США и не обижать Китай скрытым саботажем высказанных намерений?
Ответ прост: нужно уйти с уровня партнерства и взаимодействия, адекватного уходящему индустриальному обществу. То есть уйти от приоритетов поставок сырья, топлива и технологий индустриального производства на китайскую фабрику XXI века. И подняться на пока ещё не занятый уровень партнерства и взаимодействия, адекватного грядущей экономике знаний. Где у России за явным преимуществом людей русской культуры в генерации идей есть достойное место «конструкторского бюро».
Что же касается перспективных направлений российско-китайского взаимодействия в деле взаимовыгодного сопряжения «бюро генерации идей», «лаборатории технологических регламентов производства изделий» и собственно «фабрики XXI века», то лидерство в высоких информационных и нано- технологиях следует оставить американцам. Биотехнологии, прежде всего, успешно отработанные на практике передовые советские технологии промышленного производства микробного белка, на жестких встречных условиях отдать китайцам. А разработку технологии моделирования когнитивной сферы (работы мозга), как основополагающих в глобальной экономике знаний, на условиях интеллектуальной ренты взять на себя.
Не очевидно, что предложенные подсказки найдут понимание в высоких коридорах российской власти и бизнеса. Тогда для «сохранения лица» на «Дне России в Цветочном городе» у президента Медведева Д.А. перед лицом «совершенно мудрого» Конфуция останется вполне достойный вариант. А именно: принять к недоумению китайцев образ Ивана Дурака, который в русских народных сказках чудесным образом всегда выходил победителем из любых испытаний.
Андрей, Петрович Девятов, постоянный заместитель директора ИРКСВ
Оценка смыслов No125 от 26.08.10
Вообще, если читать сказки Носова, то «незнайка в солнечном городе» — это образ неких коммунистических отношений, где можно ошибаться, но нет Зла. А «незнайка на луне» — это как наши победили людоедский капитализм. С помощью чудо-растений. некоей аграрной революции, а вот что дальше о том в книжках не сказано. Но вряд ли Медведев, поклонник Гари Потера, читал эти сказки.