Открытый спектр: новые технологии на службе гражданского общества
17 января, 2012
АВТОР: Владимир В. Видеман
От редакции.
Предваряя публикацию нижеследующего текста Владимира Видемана на «Осьминоге», необходимо сказать несколько уточняющих слов.
Во-первых, автор уже давно живет не в России и потому не совсем понимает, что большая часть ведущих СМИ (в том числе и государственных, типа РИА Новости) находится под контролем сил, которые провоцируют антиправительственные выступления. Тем не менее, текст может быть полезен тем, кто стремится противостоять этим силам.
Во-вторых, двигателем этих выступлений является отнюдь не борьба за какую-то справедливость или что-нибудь в этом роде (хотя люди, идущие на митинг, могут думать иначе), но – массовый психоз, который, как и всякий психоз, не связан ни с какими рациональными соображениями. Это нечто вроде тайфуна, зародившегося в коллективном бессознательном в начале прошлой осени и набравшего силу к концу года. До митингов на Болотной и Сахарова этот психический тайфун породил ажиотаж вокруг Пояса Богородицы, собрав значительно больше народу, чем митинги. Контингенты участников этих событий, разумеется, разные, но надо понимать, что психозу все равно, в какой форме выражаться, он использует любой повод, чтоб заставить народ бесноваться. О происхождении таких психозов «Осьминог» писал на примере американской истории, опубликовав отрывок из книги Ллойда де Моза «Психоистория» (см. здесь).
В-третьих, организаторы митингов, разумеется, не отдают себе отчета в том, что являются вождями психической эпидемии, иначе бы они поняли, что участники митингов, дай им волю, в первую очередь порвали бы на куски самих организаторов (Немцова, Пархоменко, Шендеровича и прочих). Но есть люди, которые сознательно используют массовые психозы для своих целей (все-таки теория этого дела разработана давно и прочно вошла в арсенал средств, которые позволяют направлять энергию масс в нужную заинтересованным силам сторону).
В-четвертых, для эффективного использования этой энергии (например, направления ее в выгодном манипуляторам направлении) создаются все более изощренные механизмы. Всем известны социальные сети. «Арабская весна» показала, как их можно использовать для манипуляций. Понятно, что это обоюдоострое оружие. Ясно, что в дальнейшем будут разрабатываться и использоваться все более изощренные механизмы направления психической энергии толпы в нужную тем или иным манипуляторам сторону.
Вот об одной из таких разработок и рассказывает Владимир Видеман. И в этом смысле его текст представляет огромный интерес, вне зависимости от того, что думает автор о московских митингах и вообще – положении дел в России. Admin
Просматривая критические отзывы читателей на статью «Бунт миноритариев» я понял, что должен написать продолжение. Которое посвящу новым медиа и стратегиям ухода от электронного контроля государства и других корпоративных структур. А также — от давления любых монополистов в медийном пространстве, — будь то сетевые провайдеры или держатели частотных диапазонов. Разумеется, сегодня власть может в любой момент технически перекрыть интернет и линии мобильной телефонии, лишив массы, таким образом, оперативной коммуникативности. В этом — одно из слабых мест протестного движения новых умных. Но они не были бы умными, если бы не придумали выхода из такого положения. И они его придумали. Ведь если нельзя перехватить контроль над глобальной сетью, то можно создать собственный закрытый, неподконтрольный извне сектор — интранет.
К примеру, собирается очередная демонстрация. Как должна функционировать адекватная логистика подобного мероприятия? Прежде всего — связь. Что сегодня используется? Интернет + мобильная телефония (фейсбук, в контакте, твиттер, скайп). Тут вся аудитория выдана монополисту с головой: не будете брать — отключим газ! В случае каких-либо, вольных или невольных, помех на линии многотысячная толпа может остаться без обратной связи с реальностью, рискуя поддаться хтонической волне массового психоза. Ситуация в таком случае обретет характер полной непрозрачности, неуправляемости и непредсказуемости. Но кто может предсказать реакцию властей, когда речь пойдет о жестком сценарии общественного давления? Обрубят все, что можно, и не спросят. На связи останутся только ОМОН и Президентский полк особого назначения. Принимая в расчет такой сценарий, участникам протестных мероприятий было бы неплохо предоставить каналы альтернативной, бесплатной связи. Свободный интранет. Что позволит людям оставаться в фокусе событий и даже отслеживать передвижения задействованных в операции формаций силовиков в прямом эфире. Это и многое другое будет возможно, если воспользоваться революционной технологией системы Hive, разработанной в одной из лондонских андеграундных лабораторий новой медии. Тут вся фишка заключается в использовании открытого спектра. Об этом — подробнее.
Открытый спектр — это, как мне объяснил руководитель проекта Алекс, тот самый микроволновый диапазон, на который не распространяется юрисдикция национальных государств и который, таким образом, нельзя закрыть, заблокировать. Этот диапазон выделен специальными международными соглашениями для нужд… микроволновых печей. Закрыть его — значит все микроволновки в мире перестанут работать. На конфликт с мировыми производителями микроволновок просто так никто не пойдет. И вот этот самый открытый спектр лондонские умельцы использовали, подобно ахиллесовой пяте системы, для того, чтобы выйти через него в некое оперативное пространство, позволяющее транспортировать практически бесконечный объем контента. Чтобы воспользоваться возможностями открытого спектра нужно, всего-навсего, иметь мобильный телефон (или аналогичный девайс) и особый приборчик, типа подстанции, с маячком. Этот маячок выполняет роль антенны, маркирующей область приема системы Hive. Чем выше антенна — тем больше область приема, поэтому в идеале было бы установить на весь город одну большую вышку, но… мощность так называемых «индивидуальных средств» законом ограничена, и прибор на максимально разрешенную величину покроет территорию до некольких сотен метров. Однако, если соединить в сеть Hive несколько таких легальных маячков, то площадь покрытия соответственно увеличится. К примеру, эти маячки можно разместить вдоль улицы или по периметру площади, их присутствие необходимо в знаковых общественных местах, критических точках политической инфраструктуры. При этом отдельные зоны открытого спектра можно соединить посредством интернетных серверов в единую систему, но здесь в игру вступает уже интернетный провайдер…
Немного подробнее о маячке. На сегодняшний день он представляет собой прибор размером с ладонь. Его можно собрать из подручного материала, все детали есть в свободной продаже, их общая себестоимость составляет около 20 долларов. Каждый из маячков покрывает территорию радиусом примерно в сто метров. Если маячков много — возникает зона Hive, с которой можно вступать в контакт бесплатно, с помощью обычного персонального мобильника. Еще лучше, если маячки укреплены повыше (верхние этажи зданий, верхушки деревьев и столбов). Эта технология, среди прочего, позволяет вести постоянное видеонаблюдение. Причем, уничтожение камеры не влечет за собой утерю снятого ей контента, поскольку последний сразу передается на сервер. То же самое касается записи с камер, установленных, к примеру, на шлемах участников общественного мероприятия, или даже на воздушных шариках. Никакая полиция, ни кто либо еще не сможет конфисковать записи, поскольку их в приборе просто технически не будет. Ни пленки, ни чипа. И доказать, что и было ли вообще снято — тоже нельзя. Как и выявить фигуру заказчика. Через эту же систему можно осуществлять прямую связь клиента с адвокатом, врачом, семьей, группами поддержки и давления. И все это — бесплатно. Главное — чтобы электричества в девайсах хватило.
Одна из особенностей системы Hive — ее способность интегрировать локальные сети, т. е. включать в цепь своей поддержки все находящиеся вокруг компьютерные устройства (т. н. imbedded computers) — от лэптопов до холодильников. Таким образом, реальная поддерживающая база новой технологии открытого спектра весьма внушительна. Главная проблема — человеческий фактор. Т. е. человек, при всех данных ему уже сегодня возможностях, не использует в полной мере весь наличный технологический потенциал. Позволяя авторитариям старой формации примитивно загребать под себя. Но ситуация начинает меняться. Конец монополии государства на микроволновые частоты — это конец цензуры как таковой в принципе. С другой стороны, это дает новые технические возможности различным человеконенавистническим организациям, ставящим своей целью блокаду отдельных узлов современной цивилизации или даже (в особо патологических случаях) — ее полное уничтожение. Но это вопрос уже философский. Как с ядерной энергией. Что касается практического применения системы Hive, то здесь, для начала, требуется обучение небольшого числа первичных специалистов, которые смогут разобраться с принципами действия системы и оборудовать начальную базу для ее полноценного функционирования. А потом пополнение системы новыми участниками станет залогом ее востребованности и эффективности.
Подробнее о системе Hive из первых рук
Хайв (Hive) — это новая концепция, основанная на «нарративно-публицистическом» подходе к передовым компьютерным и коммуникационным технологиям. Принимая во внимание прогресс в микроэлектронике (интегрированные системы, DSP, и т. д.), наличие общественного частотного спектра и стремление к открытому программному обеспечению, хайв ориентируется на появление базирующихся на нарративности сетей, функции которых определяются базисными платформами, — вне зависимости от того, будут ли они представлять собой социальную сеть, (не)правительственную инициативу или коммерческое предприятие.
Такого рода операции могут быть описаны как издательская система, нарративная по своей сути. Система, построенная на концепции хайва, может основываться на разнообразии общедоступных технологий и представляться как комбинация различных платформ.
Хайв пытается обеспечить модель такого механизма, который будет в состоянии способствовать процессу построения функциональной коммуникационной среды. Для хайва также важна поддержка ассоциирующейся информации, соответствующих инструментов и дискуссивного форума.
Хайв — это также «умная» концепция во всех случаях, когда имеет значение локальность. Каждый компонент хайва имеет собственную физическую дислокацию и включенность в сеть. Это создает связь между крайне специализированным физическим окружением и гибкими техннологиями программного обеспечения.
Хайв ориентирован на небольшие, недорогие интегрированные компьютеры, которые могут быть использованы практически везде. Маломощное компьютерное радио, сочлененное с mesh-routing, обеспечивает гибкость сети. Хайв основан на общедоступных технологиях, используемых в TCP/IP-системах, допускающих широкий выбор компонентов и ресурсов. Таким образом, хайв предоставляет жизненно необходимую платформу для актуальных и локально значимых публикаций, а также их распространения.
Хайв делает возможным появление гетерогенных многоярусных сетей, отражающих таксономию исходного нарратива. Растущая компьютеризация ведет к неизбежному изобилию подключенности к информационным сетям и потребует наличия изощренных семантических механизмов для построения таких сред и навигации в них. Биоморфная аналогия демонстрирует предполагаемый характер хайва как творческого исследовательского проекта. И уже не за горами время, когда мы увидим, что такое «уличное радио», «уличное телевидение» или «цифровая заначка».
Хайв-сеть и хайв-вер (Hive Networks & Hivewares)
Хайв-сеть (Hivenetworks) является проектом с открытыми источниками (open source), исследующим новые концепции самодеятельного формирования сетей, архитектуры паутины и повсеместного использования компьютера. Целью является приведение самодеятельных сетевых практик и публикаций к точке, делающих их доступными каждому, владеющему творческим воображением и базовыми знаниями компьютерной практики.
Люди, разрабатывающие проект Hive Networks, уже длительное время вовлечены в формирование сетевых объединений и развитие открытых беспроводных сетей. На заре существования беспроводных сетей были организованы самодеятельные мастер-классы, ориентированные на создание собственных «инструментов свободы» всеми желающими в Великобритании и Европе. Hivenetworks поддерживает экстенсивные контакты с такими группами, как Consume в Лондоне и Freifunk в Берлине, а также активно вовлечена в развитие ряда сопутствующих проектов вокруг открытых источников.
Hivenetworks во многом ориентирована на артистов и медиа-практиков, ищущих новые пути агрегации и диссимиляции контента и новых моделей сетевых публикаций. Мы сами практикуем искусство и постоянно ищем возможности для приложения и тестирования концепций Hive (улья).
Что такое Hive Network?
Мы определяем Hive Network (ульевую сеть) как вездесущую инфраструктуру, которая может видеть, слышать, трогать и разговаривать с людьми. Это концепция, делающая упор на генерировании контента, распространении и свободе, а не только на коммуникабельности. Практическая реализация идей ульевой сети есть хайвер (Hivewares) — разновидность софтверовских инструментов, превращающих маленькие и недорогие потребительские приборы промышленного производства в намного более хитроумные Ульевые приспособления (Hive device).
Что может делать ульевый прибор (Hive device)?
В своем наиболее простом виде ульевый прибор (Hive device) представляет собой маленькое, слабосильное интегрированное (embedded) компьютерное устройство, использующее оголенную (stripped-down) версию Линукса. Обычно базовое единство строится из сетевых приборов, так что сетевая навигания и другие сопутствующие технологии/сервисы уже доступны. Другой общедоступный софт включает в себя сетевой сервер, PHP, OLSR и Zeroconf (он же Apple Bonjour).
Ульевые приборы (Hive devices) становятся более практичными, если к ним добавляются внешние аксессуары. Эти аксессуары часто соединяются с помощью USB и могут представлять собой веб-камеру, микрофон, дринноволновый передатчик, плата ввода-вывода (I/O board) или шифратор Bluetooth (Bluetooth dongle). С их помощью можно проигрывать или передавать в эфир аудио- и видео-продукцию, осуществлять контроль над электронной экипировкой, отправлять файлы на оборудованные Bluetooth приборы (мобильные телефоны, карманные компьютеры и лэптопы).
Мы называем софт, контролирующий эти функции в ульевом приборе «персоналиями». Персоналии конфигурируются при использовании простого сетевого интерфейса — процесса, с которым большинство из вас знакомы. Этот интерфейс позволяет контролировать индивидуальные ульевые приборы и группы таких приборов.
P.S.
Один из участников проекта Hive, назовем его Крейгом, некогда занимался разработкой специальных девайсов для оснащения американской армии. Там речь шла примерно о том, чтобы снабдить каждого бойца камерой на шлеме, дисплеем и наушниками с микрофоном, включив таким образом в общий контур управления, с прямой и обратной связью. Для нужд этой системы разработаны специальные бронированные мобильные серверы, которые перемещаются в зоне боевых действий в соответствии с полученными командами.
Примерно такой армией киборгов должны быть и современные протестные объединения. Каждый человек — свидетель. Причем с помощью Hive можно свидетельствовать не только с улицы или из полиции, но также с предвыборных участков. Главное, как мы уже говорили, чтобы хватило зарядки. Или было обеспечено перманентное питание.
До настоящего времени система Hive использовалась исключительно для экспериментальных демонстраций в программах различных электронных арт-перформансов, для нужд социальных или коммерческих проектов ее возможности задействованы не были. А ведь по сути, речь идет о принципиально новом средстве массовой информации, построенном на принципе объединения локальных сетей! Возможности этого СМИ еще никто толком не тестировал, поскольку данная технология пока не распространилась за пределы творческой лаборатории ее создателей. Но они готовы организовать специальные курсы для энтузиастов Hive и помочь с налаживанием начальных узлов системы.
Автор не понимает главного: та «Концепция Эгоизма» которую всаживают ревнители американского образа жизни в России уже ИЗЖИТА — шаблоны старые, а время диктует новое, актуальность иллюзии сытых эгоистов закончилась дымом парламента 1993 года.
Выступление на проспекте Сахорова — это бунт УПЫРЕЙ.
Беда в том, что ни Навальному, ни Путину нечего предложить в качестве бесстрашной созидательной глобальной миссии нацеленной в будущее.
Неравнодушные от народа жаждут счастья, как соУЧАСТИЯ в великом деле — строительство справедливого мира добрых людей.
Автор, не будьте наивным, прогресс в области РЭБ (радио-электронной борьбы) не стоит на месте. И то что пройдёт в Ливии не факт, что пройдёт в Москве.
Можно индуцировать электромагнитное поле, которое просто выжгет печатные платы бытовой портативной электроники. А вот защищённыя спецаппаратура того же полка президентской охраны не пострадает. Была бы соответствующая воля.