В нашумевшей телепередаче Аркадия Мамонтова, посвященной панк-молебну, меня заинтриговало высказывание православного журналиста Владимира Легойды. Он заявил: неправда, что панк-молебен расколол российское общество; на самом деле 99, ну, хорошо, 95% населения страны выступает против страшных женщин, поддерживая церковь.
Так говорить нельзя, здесь неточность, чреватая последствиями.
Сторонников у группы Pussy Riot действительно немного, однако, подавляющее большинство ее противников выступает против непослушания, а вовсе не за церковь. Почувствуйте разницу.
«Грязные сытые самонадеянные девки нарушили правила общежития, а мы зато слушаемся, но денег, жрачки и благ все равно почему-то не хватает», - вот в упрощенном виде идея тех, кто отнесся к истории с той или иной степенью внутренней активности. Парадоксальная идея, впрочем, не более парадоксальная, чем формулировка Легойды.
Подавляющее большинство хулителей группы Pussy Riot в церковь не ходит, к таинствам и святыням православной церкви относится безо всякого пиетета, а зачастую даже и с брезгливостью. Мещанки с мещанами, которым важен единственно порядок, пресловутый Ordnung.
Церкви важно выиграть спор любою ценой, даже ценой союзнических отношений с людьми, ее откровенно презирающими?
Набрать очки, наварить количество процентов, отчитаться в вышестоящие инстанции, доложить кесарю о верноподданнических чувствах, поставить под боевые знамена все обороноспособное население, ибо враги повсюду.
Ребята, откровенно говоря, достали. Культивируете ментальную грязь, а потом, не осознавая, откуда что произошло, обижаетесь. Сколько можно становиться в позицию жертвы? То большевики, то бездуховная Америка, теперь вот Pussy Riot. Будьте спокойны, те, кто ценят единственно Ordnung, разделят вашу позицию «незаслуженно обиженных» с воодушевлением.
Певица Валерия не отказалась бы от лавров певицы Мадонны. Одни только названия опусов певицы Вики Цыгановой вызывают душевную, хе-хе, дрожь. Вам, Владимир Легойда, они, вероятно, всё равно пригодятся: натянуть процентное соотношение.
Очень не хочется ругаться. Простите, если что-то не так.
Вот что мне очевидно. Власть стабилизировалась и всерьёз обеспокоилась «морально-нравственным состоянием общества». Судя по всему, затеяли очередное культурное строительство «сверху». Образовали агитпроп-отдел, вознамерились продвигать именно «религиозные ценности».
Теперь как ни включишь канал «Культура» - там, извините за выражение, попы с благообразными выражениями лиц и неформатными речами.
Люди, которым поручено новое культурное строительство, судя по всему, невменяемы. Они упорствуют в своём нежелании признать «массовую культуру» за самодвижущуюся саморегулирующуюся систему. Всякая здоровая культура делается, начиная с фундамента, а не сверху. Сегодня случайно услышал в передаче Виталия Третьякова «Что делать» реплику неизвестного мне пожилого гипер-культурного человека: «Что делать, что делать; возрождать аристократию – вот что делать!»
А мы, господа, ваши нехитрые мысли уже поняли, ваши удушливые идеи давно разнюхали.
«Надеюсь, аристократию не по крови?» - осторожно поинтересовался старый демократ Третьяков. «Не по крови, - неохотно откликнулся собеседник, - аристократия эта призвана будет транслировать потомственные смыслы».
Чего-чего? «Потомственные смыслы» - это как?
Почему-то сразу припомнил двадцатилетней давности юбилейный концерт композитора Владимира Дашкевича в театре «Эрмитаж». С особым воодушевлением участники исполняли там саркастическую песенку с многозначительным припевом «люди только мешают». Тутошним трансляторам высокодуховного тумана люди, похоже, мешают всё сильнее и сильнее.
Слепить всех со всеми под знаменем какой-нибудь одной выспренней идеи, отправить этих «всех» на физкультурный парад, а потом, если повезёт, ещё и на пушечное мясо, - вот, как водится, задача задач.
Один комментатор написал вослед моей прошлой колонке: а может, лучше всё-таки «безмозглое послушание», нежели Pussy Riot?
Глядите, насколько глубока катастрофа, насколько недееспособно тутошнее мышление. Нам (точнее, вам) уже навязали узкую безальтернативную колею, вынудили рассуждать в категориях истерики, а не в параметрах смысла.
Зачем уважаемый Владимир Легойда возжелал, чтобы «вся страна», все её 100% отнеслись к панк-молебну активным образом: 95% «против», 5% «за»?
Вероятно, если ты имеешь смелость, точнее, наглость, не относиться к этому событию никак, ты превращаешься во врага, в отщепенца? Эта страшная логика плохо заметна людям с промытыми затуманенными мозгами, но она, тем не менее, очевидна.
Замешанная на истерике мобилизационная модель.
Здесь мы подходим к главной проблеме современной России, проблеме русских мужчин. Я уже писал в эту сторону совсем недавно, скажу кое-что ещё раз.
Современная православная церковь есть институт по обслуживанию экзальтированных женщин, и чаще пожилого возраста. Доходит до гротеска.
Стою на службе в тульском храме, добрый батюшка обращается к прихожанам: «Давным-давно, когда я учился в Духовной академии, у нас был любимый преподаватель отец N. Однажды на Пасхальной службе он произнёс проповедь, которая запечатлелась в моей памяти навсегда. Да это вообще была лучшая проповедь, которую я слышал в своей жизни! А сейчас повторю вам, милые, его слова».
Собравшиеся замерли.
«Желаю всем нам дожить до следующей Пасхи!»
Ликование, восторг, незримый свет и тому подобное высокое.
Как вдруг меня что-то насторожило. Огляделся: бабушки, бабушки, бабушки, бабушки-старушки. И трогательный, восторженный дедушка-священник со своими светлыми воспоминаниями.
Я с величайшим вниманием отношусь к той духовной миссии, которую осуществляет церковь в отношении стариков и главным образом старушек. Я думаю, одно то, что православная церковь даёт им возможность доживать, культивируя достоинство наперекор нездоровью, а зачастую одиночеству и нищете, делает эту самую церковь лучшим социальным институтом России.
Однако, проповедь «Желаю всем нам дожить до следующей Пасхи», мягко говоря, не кажется мне идеальной.
Вы же понимаете, о чём я.
Был и ещё случай. Итак, у меня абсолютно кошмарный период. Мне подсказали тогда одного продвинутого московского батюшку, который в результате реально сильно помог.
Он «всего-навсего» произнёс что-то про внутреннее пространство, куда не желательно никого пускать даже и в лучшие твои времена, не говоря уже про времена худшие.
Сколько воды утекло, а я до сих пор благодарен ему за пару-тройку будто бы банальностей.
Однако, кроме прочего, он сказал мне следующее: «Знаете, в наши годы уже случилось всё, что могло и всё, что должно было случиться…»
Дальше не помню, у меня было временное выпадение из реальности, был, хе-хе-хе, когнитивный диссонанс.
Мне 40 с небольшим, ему лет на 10-12 больше; какие «наши годы»?
Почему – доживать?
Незадолго до этого у меня родился самый лучший на свете ребёнок. Да, к моменту разговора возникли жуткие проблемы со здоровьем, включая радикальное ослабление эрекции, и проблемы с социалкой, включая полную потерю какого бы то ни было заработка.
Когда у здорового мужчины внезапно и вдобавок впервые в жизни пропадает желание, ему можно внушить всё, что угодно. Я тогда фактически поверил, что жизнь кончена.
Слава Богу, в это не поверили мои друзья. Мне помогли выползти, вылечиться. Совсем скоро, из принципа, я заставил себя сесть даже и на поперечный шпагат; я подтягиваюсь раз 18; и я каждый день, когда обитаю в Туле, бегаю километров 8-10 на хорошей скорости…
Однако же, мне понятна глубинная логика замечательного московского священника. Когда и если церковь ориентируется на старушек, она начинает бессознательно воспроизводить идеологию «жизнь прожита, осталось умереть».
Когда и если церковь ориентируется на экзальтированных тёток, она вынуждена, отказываясь от здравого смысла, неосознанно переходить в режим «истерика, по каждому дешёвому частному поводу истерика».
Точнее, конечно, не церковь, а её представители, которые тоже люди, и которых иногда тоже нестерпимо жалко.
Мне странно слышать те общественные дискуссии, которые спровоцированы панк-молебном. Их темы, их уровень – ничтожны.
Единственным существенным вопросом является следующий: почему в православной церкви фактически нет русских мужчин, а тем более мужчин здоровых и молодых? Ну, кроме, естественно, самих священнослужителей.
Не ответив на этот вопрос тем или иным образом, нельзя продвинуться, куда бы то ни было.
«Я хожу в Храм, а вы атеист!» - истерически кричала Вика Цыганова рассудительному мужчине в студии канала «Россия»; кричала, внаглую перебивая, элементарно не давая завершить мысль, которая ей не понравилась.
Мамонтов, Легойда, ряженые казаки и внушительного вида попы молчали.
Господа, почему же вы молчали?
Вы чего, как говорится в отличной картине Ангелины Никоновой, «борзянки объелись» и переваривали?
Вы не видите смысловой рифмы со страстно осуждаемым вами панк-молебном? Тогда плохо дело, совсем плохо дело.
В гениальной, беспрецедентно точной картине Луиса Бунюэля «Назарин» есть такая сюжетная линия. Молодого католического священника оклеветали, преследуют. Да и вообще в Мексике столетней давности с католиками не церемонились, их гнали, судили и, кажется, убивали только за то, что они христиане.
Священнику дают приют в деревне. Там он проводит в молитвах ночь перед постелью умирающей, безнадёжной девочки. Наутро девочка выздоравливает. Её мать, бабка, тётки, соседки, все 100% населения деревни – ополоумели.
«Он святой! Он святой!»
Однако, сам молодой священник рад выздоровлению девочки, но не рад экзальтации: «Это не я; я просто молился, и я не святой».
Две женщины увязались за ним. «Оставьте меня, - умоляет священник, - у меня свой путь, а вам нужно что-то другое, скорее всего, муж, мужчина, семья».
В финале под грохот барабанов его уводят на судилище и на вероятную казнь, а одна из экзальтированных женщин, проезжая мимо в дорогой колеснице, демонстративно кладёт головку на плечо своему новоприобретённому сытому мужику.
Подлинный религиозный путь – это не всякому и не во всякое личное время доступные, прости Господи, технологии работы со внутренним пространством.
Социальная функция религиозных институтов тоже важна, но она предполагает трезвость мышления, предполагает умение разбираться в социальных стратах и гендерных соотношениях.
Наконец, пресловутая духовность никак не может быть «внедрена» или навязана, она сама рождается в процессе свободного творчества и свободной же конкуренции, ибо дух дышит, где хочет.
Нельзя валить всё в одну кучу.
Нельзя непрерывно обижаться, не умея при этом одёрнуть зарвавшуюся госпожу. Нельзя принимать за благочестие общинного происхождения волю к послушанию, волю к мамкиной похвале; волю, индифферентную к вопросам религии и морали.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?