Олег Доброчеев Версия для печати
День перемены курса

ПЯТАЯ РОССИЯ

Социальный проект, по которому страна
живет 10 лет и будет жить еще 70

Введение.
1994 год — виртуальное начало «Пятой России»
(выступление в фонде Горбачева, апрель 2001 года)

В.И. Толстых. По моей задумке выступление Олега Викторовича Доброчеева поставлено ближе к финалу нашего обсуждения (проблем новой российской модернизации – прим. автора) не случайно, потому что он — человек прогнозов. Мы говорили здесь довольно подробно о реалиях, говорили об истории России, советской действительности и сегодняшних проблемах. А это человек, который смотрит в будущее, и только этим и занимается, причем серьезно.

О.В. Доброчеев. Вопрос, который был задан сегодня для обсуждения, — что делать? На самом деле вопрос стоит так: что хотим или что будем делать? Когда я начал думать над этой постановкой, она для меня оказалась оригинальной. Никогда не думал в таком ключе. Всегда думал как естественник: например, выстрелили пулю или запустили ракету. Далее можно лишь посчитать траекторию, поскольку процесс движения закономерный. В нем нет места вопросу: «Что делать?»

В этой связи я согласен с Виктором Викторовичем Ивантером, который сказал, что модернизация уже произошла. Как ни странно, я тоже пришел к такому мнению. И даты похожи. По моим оценкам, правда, у нас все делается двухактно.
Революции — 1905, 1917 годы. И модернизация тоже двухактная. Я назову всем известные факты, а об их источниках можно потом дискутировать. 1991 год — Ельцин, 2000-й — Путин. Это факты. Хотя я считаю, что путь экономических трансформаций, осуществленный Ельциным, был предопределен в 1985 году Горбачевым.

Вторая волна — это Путин. Я даже написал статью «Третья русская революция», конечно, гиперболизируя ситуацию. Тем не менее считаю, что это вторая волна в рамках модернизации последних десятилетий, о которой Виктор Викторович сказал, что она уже произошла. И у Путина обязательно тоже должен быть кто-то предтечей на шесть лет раньше. Такое мое отношение к происходящему с нами в последние десятилетия провоцирует вопрос, который никто тут пока не формулировал (хотя попытки подойти к нему были). Кто же автор сценария, настоящего сценария, который действительно идет, а не тот, который задумывался?

Когда я одно время работал в Кремле консультантом, я имел возможность ознакомиться в библиотеке с книжкой Бжезинского 1986 года «План игры». Она меня не впечатлила. Но первое, на что я обратил внимание, ее никто в Кремле не брал в руки. Может быть, они и правильно делали. Он написал двенадцать сценариев о том, что будет с миром, с Россией. Там не было сценария 1991 года. Второго автора мы тоже знаем — «Хотели, как лучше — получилось, как всегда». Это наш российский вариант. Оба эти сценария, к сожалению, оказались довольно далеки от реалий.

Поэтому я попытаюсь предложить вам и сейчас вычислить реальный сценарий. Вычисление сценария событий на принципиальном уровне делается так же, как, например, вычислялась траектория полета на Луну. Мало кто помнит, что первые спутники запускались в сторону Луны. Задача трех тел аналитически не решается. Запустили первый, промахнулись, что естественно. Имея первую рабочую траекторию, следующую рассчитали точнее — и… мы уже попали. Алгоритм поиска настоящей логики событий может быть аналогичным. Неважно, куда мы летим, важно, что мы уже прошли огромную часть, да к тому же нелинейной траектории с предельными подъемами и спадами. Кроме того, у нас есть несколько предварительных сценариев произошедших событий, часть из которых я назвал. Находим среди них наиболее близкий к реальности. Если таким образом удастся понять логику событий, то куда мы придем —станет предельно ясно. Выстрел произведен. И сейчас нужно обсуждать только детали, например, такого рода: мы, присутствующие здесь, впишемся в траекторию полета или нет?

Для того чтобы вычислить настоящую логику событий, предварительно надо найти наиболее близкую к реальности последнего десятилетия расчетную траекторию. Два социально-политических сценария я уже называл. А вот следующий, который также рассчитывался заранее, и так уж получилось, он связан со мной. Часть политических и экономических фрагментов российской траектории я рассчитал семь лет назад, причем не самые простые фрагменты — какой будет, например, курс доллара в этом году. На сегодня прогноз семилетней давности (его регулярно перепечатывает «Независимая газета») дает значение курса в диапазоне от 21 до 36 рублей. Сегодня же он, как известно, — почти точное среднеарифметическое от
прогноза — около 29 (отклонения, как видим, мизерные).

Другой экономический момент наших реалий, который тоже был вычислен и опубликован заранее, о том, что у нас будет экономический спад, по крайней мере, до 1998 года. То есть была вычислена точка бифуркации экономики, как сейчас принято говорить не только среди естественников. Максимальный спад по наиболее консервативной составляющей народного хозяйства — объемам выработки электроэнергии оценивался в 30%. Все это было вычислено в 1994 году. Не буду останавливаться на других экономических составляющих прогноза, тоже достаточно правдоподобных, потому что российская траектория многомерна. Политика в ней тоже оказалась заложенной. Какие точки политической траектории вычислялись?

В 1994 году — за два года до президентских выборов — был опубликован рейтинг политиков 1996 года. Он был разделен на две части — лидеры и аутсайдеры. 1994 год. Я думаю, у всех еще в памяти ведущие политики того времени. А кто же из них оказался расчетным лидером в 1996 году? Их иерархическая последовательность оказалась следующей: Ельцин, Черномырдин, Жириновский, Рыбкин. Люди все совершенно разные. Но, тем не менее, рейтинг был именно таков. Абсолютными же аутсайдерами, как ни странно, оказались Шумейко (официально названный преемником в 1994 году), Гайдар (лидер ДВР), Шахрай и т.д. Это расчетные элементы политической траектории.

По законам естественно-научного жанра после прохождения точки бифуркации траектория должна была быть уточнена. Начиная с 13 января 1999 года, было опубликовано несколько статей, в которых излагалась дальнейшая траектория российских социально-политических трансформаций. Было, в частности, вычислено, что новый политический лидер появится в стране на границе 1999 и 2000 годов (приблизительно через год после публикации), что будет он не «политическим тяжеловесом» (имелся в виду премьер Примаков), а лидером в возрасте 50 плюс-минус 5 лет. Так и произошло. И эта политическая составляющая нашей большой траектории оказалась расчетной.

После сопоставления достаточно правдоподобной, назовем ее так, траектории с реализацией подтвердилась, например, мысль Виктора Викторовича о том, что старт модернизации уже был произведен, и довольно давно. А сегодняшнее торможение кризиса так же естественно, как и появление на капитанском мостике Путина, и мы уже, по меньшей мере, 7 лет движемся по сценарию с непротиворечивой, хотя и нелинейной и трудно воспринимаемой обыденным сознанием, внутренней логикой.

В этом сценарии было начало — перестройка, есть сегодняшний день и должно быть продолжение. Причем внутренняя логика наиболее вероятного будущего полностью содержится в прошлом. Если оно правильно понято, то дальше даже рассказывать не о чем, поскольку ясно, что было до этого.

Сейчас идет инерционный социальный процесс. Мы можем о чем угодно спорить и строить какие угодно планы, но процесс пошел и он идет.

продолжение

КАЛЕНДАРЬ ПЕРЕМЕН

24-30 октября 2005 г.

«Готовь сани летом, а телегу зимой», – говорит народная мудрость. Если вы не успели воспользоваться этой рекомендацией вовремя или в полной мере, имейте в виду, что последний шанс развернуть свою стратегию и тактику на новое расписание нам дается во вторник 25 октября.

С трудом, конечно, но в этот день можно будет исправить свою или чужую политическую линию, поменять стратегию и тактику или, в крайнем случае, изменить свое отношение к ним.

Если же это не удастся сделать во вторник 25, попытку можно будет повторить в субботу 29.

Тем же, кто не склонен к авантюрам, советуем в эти дни проявить повышенную осторожность, чтобы не оказаться статистом в чужих политических играх.

«Календарь перемен» поможет вам скорректировать свою деловую, творческую и физическую активность так, чтобы избежать лишних потерь и получить дополнительные преимущества. На зеленом поле календаря лучше всего решать деловые вопросы, связанные с необходимостью холодного ума и трезвого расчета. В этот период люди готовы адекватно воспринимать ваши слова, а вы – готовы адекватно их произносить. «Красные» дни отличаются нестабильностью в рациональных делах, зато для творчества это очень хорошее время, время неожиданных озарений и иррациональных креативных способностей. «Желтые» дни носят переходный характер. Они могут тяготеть и к «красному», и к «зеленому». В такие дни стоит импровизировать.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>