Олег Доброчеев Версия для печати
Динамическая структура социального цикла

Календарь перемен (28.11 - 4.12. Неделя перемены курса)

В ближайшие дни наступившей недели при необходимости можно будет решительно завершить все активно продвинувшиеся в последнее время дела. Наилучшим временем для этого является первая половина понедельника, а последний шанс выпадает на вечер вторника 29 ноября..

Этот день разделит всю активную жизнь последнего времени на две части: на все, что было до 29, и на то, что будет после этого.

Не исключено, что столь резкие перемены будут сопровождаться природными катаклизмами, техногенными авариями и драматичными переменами в общественной жизни.

«Календарь перемен» поможет вам скорректировать свою деловую, творческую и физическую активность так, чтобы избежать лишних потерь и получить дополнительные преимущества. На зеленом поле календаря лучше всего решать деловые вопросы, связанные с необходимостью холодного ума и трезвого расчета. В этот период люди готовы адекватно воспринимать ваши слова, а вы – готовы адекватно их произносить. «Красные» дни отличаются нестабильностью в рациональных делах, зато для творчества это очень хорошее время, время неожиданных озарений и иррациональных креативных способностей. «Желтые» дни носят переходный характер. Они могут тяготеть и к «красному», и к «зеленому». В такие дни стоит импровизировать.

ПЯТАЯ РОССИЯ

Социальный проект, по которому страна
живет 10 лет и будет жить еще 70

(продолжение)

Динамическая структура социального цикла

С точки зрения теории социальной турбулентности (см. уравнение 1, раздел 1.2) энергетику жизненного цикла общества, условно разделенного на 6 равных фаз по 16% каждая, в графическом виде можно представить следующим образом (рис. 2).

Рис. 2. Структура энергетической составляющей социального цикла общества.

При разложении социальной энергии по длине жизненного цикла виден чрезвычайно неравномерный характер ее проявления. Согласно теоретической модели общества, рассматриваемого подобным природным объектам типа облака или галактики, наибольшим динамизмом оно должно обладать во второй фазе развития сразу после образования, т.е. по происшествии от 16 до 33 % времени от начала цикла. Высокой (на уровне превышающем 80% от максимального) социальная энергетика общества продолжает оставаться еще довольно долго - до середине цикла. Далее, однако, она асимптотически уменьшается, и по происшествии 66% длины цикла составляет уже не более 50%, а на последнем 16% интервале уже не более 10% от максимального уровня.

В наибольшей степени социальная энергетика общества, его динамизм должны проявляться в физической подвижности, т.е. в способности социума продвигаться по поверхности Земли и осваивать новые пространства. Посмотрим под эти углом зрения на историческую динамику экспансии России в последних восьми циклах жизни страны (таблица 4).

Таблица 4.

Начало исторического цикла
Вершина цикла
Интервал времени
Год
Событие
Год
Событие
Год цикла /часть %
1359
Начало княжения Дмитрия Донского
1380
Куликовская битва
21 год/ 25%
1439
Середина Большой усобицы
1471-1480
Присоединение Новгорода. Конец ордынского ига
32-41 годы/40-50%
1519
Середина правления Василия III («Темного»)
1552
Присоединение Казани
33 года/ 40%
1598
Смерть Федора Ивановича
1629
Основание Красноярска
31 год/ 40%
1676
Смерть Алексея Михайловича
1704
Основание Петропавловска – Камчатского
28 лет/35%
1756
Начало Семилетней войны
1784
Поселение Шелехова в Америке
28 лет/35%
1837
Реформа государственных крестьян
1864
Начало завоевания Средней Азии
27 лет/35%
1917
Октябрьская Революция
1945-1957
Победа над Германией. Выход в космос
28 –40 лет/35-50%

Сопоставление представленных в таблице исторических данных с моделью социальной турбулентности можно считать вполне удовлетворительным. Действительно, все наиболее крупные импульсы расширения страны произошли в первой половине цикла ближе к его первой трети, как и предсказывает теория.

И теоретические оценки, и исторические данные говорят о том, что длинный цикл российского развития имеет, по крайней мере, две приблизительно равные фазы продолжительностью до 40 лет каждая. Однако, в следствие своей естественной гармоничности, длинный цикл развития может быть разделен не только на две половинки, но и далее – на четвертинки, 1/8 и 1/ 16 свои части. В случае России это означает возможность обнаружения в ритмах жизни страны 40-летних, 20-летних, 10-летних и 5-летних отрезков времени. Наиболее крупные из них – 40-летние – ярко проявились в последнем цикле страны в интервале времени от революции 1917 года до запуска первого в мире искусственного спутника Земли в 1957 году, или в интервале от запуска первого в Евразии атомного реактора в 1946 году до чернобыльской катастрофы в 1986 году. В общем же случае разные по продолжительности ритмы в истории страны были сопряжены с разнокачественными событиями общественной жизни. Возможное объяснение этого феномена связано с неравномерным распределение энергетики общества по его разным фазам и пропорциональностью, в общем случае, масштабов социальных сдвигов длинам интервалов развития. Так, первая половина первой 40-летней фазы (продолжительностью до 20 лет) характеризуется минимальной энергией общественной жизни при ее быстром росте. Естественно, поэтому, предположить связь этой фазы с катастрофическим социально-политическими преобразованиями в стране. Вслед за этой фазой, однако, во второй части полуцикла, когда энергетика общества достигает своего максимума, обычно наблюдается бурный физический, научный, культурный и промышленный рост, завершающийся достижением вершин промышленного и культурного развития.

Вторая 40-летняя фаза, в свою очередь, в следствие падения социальной активности, подразделяется на приблизительно 20-летний период консервации достигнутого уровня жизни (в последнем цикле это период с 1961 по 1981 годы) и такой же приблизительно по продолжительности драматичной перестройки общественной жизни, нацеленной внутренне на подготовку к новому длинном циклу развития.

Помимо 4-х основных фаз, длинный цикл делится еще и на серию более коротких ритмов, вплоть до найденных эмпирически в период СССР минимальных социальных хрононов России – «пятилеток». С точки зрения наших естественнонаучных представлений о динамическом феномене российского общества они вполне обосновано могли быть приняты в свое время за единицы социально-экономического планирования.

10-летние интервалы общественной жизни страны наиболее ярко проявлялись в истории в ее катастрофических катаклизмах. Достаточно в этой связи вспомнить приблизительно 10-летний период смутного времени в начале XVII века или десятилетку экономического спада в 1989-1999 годах.

Рассмотрение внутренней структуры жизненного цикла страны говорит, однако, что физическими (динамическими) феноменами она не исчерпывается. Что в общественной жизни, как и в физических системах, имеет место всего лишь преобразование одного вида энергии в другую - кинетической, например, в потенциальную. Однако, если физическую энергию общество мы сегодня научились как-то измерять (см., например, главу 1), то ее другие составляющие являются, с точки зрения точных наук, пока всего лишь гипотетическими или по-другому качественными, а не количественными мерами развития общества. И, тем не менее, многолетние наблюдения за динамикой изменений в хозяйственной и культурной жизни общества (см., например, Батурин. Ю.М., Доброчеев О.В. Возвращение на естественный путь// Независимая газета. 1997. 15 мая) показывают, что волновая картина изменений свойственна и культурной жизни. Более того, оказалось, что спадам в социальной активности, как правило, соответствует подъем в культурной жизни общества. Это обстоятельство можно интерпретировать в том смысле, что энергия социальной активности, как бы трансформируется в энергию творческой активности общества.

Следы этого феномена обнаруживаются и в исторической динамике.

Во всех рассмотренных циклах жизни страны, помимо ярко выраженных крупных политических и социально-экономических вершин в первой фазе цикла, можно обнаружить так же еще и 1- 2 крупных научных всплеска в начале и в конце цикла. Таковыми в XX веке России были, например, послереволюционный подъем научной активности 1920-х –1930-х годов и послевоенный всплеск научно-технических достижений 1940-х – 1950-х годов.

На больших же интервалах истории – 400-летних ее отрезках это явление – трансформация социальной активности общества в ее творческое и технологическое наполнение, проявляется особенно рельефно. Так, например, окончание второго 400-летнего периода российской истории и канун смутного времени – 1586 год был отмечен созданием уникальных технических проектов Царь – пушки и Царь колокола. Практически ровно через 400 лет после этого события тоже накануне крупнейшего исторического ослабления России – в 1986 году был осуществлен проект запуска российского космического челнока - Бурана.

Большое разнообразие социального и политического содержания различных циклов развития страны в сравнении с практически синхронными импульсами ее физической активности, проявлявшейся, в частности, во внешней экспансии, говорит о высокой изменчивости, вариативности содержания внутриполитической жизни страны по отношению к консервативным колебаниям ее физического состояния.

В заключении этого раздела о волнообразном развитии России в пространстве и времени нельзя не сказать несколько слов о «философии цикличности».

По нашему мнению, вариативность, изменчивость является не частным, а наиболее общим свойством социальных циклов. Такова их отличительная природа, обусловленная многозначностью социума, состоящего из многих тысяч или миллионов частиц. У каждой физической или корпоративной частицы социума множество степеней свободы поведения. Это обусловливает неустойчивость социальной динамики и, как следствие, изменчивость ее актуального проявления в каждой новой исторической эпохе. Более корректно, поэтому, следует говорить не о социальных циклах развития, а о крупных социальных флуктуациях общества. Т.е. не о циклических, в строгом смысле этого термина, а о подобных волновым изменениям общественной жизни. И не строгой повторяемости событий через равные промежутки времени, а о качественной повторяемости, о чем, собственно и говорили все исследователи этого явления с точки зрения гуманитарных наук. Точная наука в этом смысле оказывается с ними солидарна.

Более того, понятно, что точно фиксировать цикличность в общественной жизни, как в явлениях космоса, тоже не представляется возможным. Целый ряд социальных событий в некотором интервале исторического времени современниками может рассматриваться эквивалентными по своему значению, а для историков, рассматривающих то же самое через призму времени, представлять, тем не менее, совершенно разный смысл. Условная цикличность повторяемость важны, поэтому, в большей степени как инструмент, удобная и практичная модель для прочтения текущих событий через призму времени, а не как жесткий арифметический закон социального развития. К такому отношению к общественной истории подталкивает и естественная наука уже более столетия сталкивающаяся с подобными «нечеткими» циклами и ритмами в жизни природы. Тем не менее, строгое и по возможности точное определение и описание цикличности не бессмысленно, поскольку в рамках тех же естественнонаучных открытий последнего времени установлено существование в жизни природоподобных, многочастичных или, иначе, социальных систем внешних модуляторов. К наиболее ярким открытиям подобного рода относится параллельная изменчивость солнечной и социальной активности, обнаруженная А. Чижевским. Солнечная активность, при этом, является, безусловно, гармоничной, физической, а социальная, безусловно, лишь волнообразной. В этом примере, однако, хорошо понято, что знание строгой волнообразности общественной жизни является важнейшим инструментом ее точного прочтения и базой для возможного практического управления.  

продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>