Олег Доброчеев Версия для печати
Календарь больших перемен

Вступление

Автору календаря перемен регулярно приходят письма с просьбой о консультациях, которые носят частный характер. Пытаясь ответить на эти запросы, мы, в сотрудничестве с редакцией Интернет-журнала "Перемены" и психологом Ольгой Цымановой, подготовили материал о больших переменах, которые хотя и редко случаются в жизни, требуют введения существенных корректив в наши текущие и дальние планы.


    
   
Только змеи сбрасывают кожи,
Чтоб душа старела и росла.
Мы, увы, со змеями не схожи,
Мы меняем души, не тела.
«Память» Николай Гумилев

Помимо ежедневных перемен, мы в своей жизни сталкиваемся время от времени с радикальными изменениями.
      
Из детства и отрочества вдруг попадаем в юность, потом становимся профессионалами, в сферах, о существовании которых ранее и не подозревали. Затем, хотя и закономерно, но также неожиданно - отцами или матерями, дедушками и бабушками, испытывая при этом, то невероятное везение, то рок судьбы.

Что же заставляет нас так сильно изменяться, порой до неузнаваемости? И есть ли в этих больших переменах, назовем их так, предвестники неожиданного будущего?
      
 1. Изменчивая природа нашей жизни
      
Жизнь человека не следует ни одному из хорошо известных науке законов. Она не подчиняется ни детерминистической логике, ни вероятностной, хотя в каких-то частях им соответствует.
      
Жизнь, порой, носит сказочный характер.
      
Направо пойдешь – жизнь потеряешь, налево – коня, прямо - все потеряешь.
      
Т.е., на любом пути человека поджидают испытания, потери и потрясения.

К такому пониманию жизни наука подошла совсем недавно, со времени появления первых работ Колмогорова и Пригожина. Поскольку только таким языком и можно описать так называемые диссипативные процессы в природе, обществе и, как мы полагаем, в человеке, для которых Колмогоров придумал наиболее краткую и действенную турбулентную модель. Модель процессов, развитие которых сопровождается неизбежными потерями энергии и жизненных сил.


Системы, в которых происходят такие процессы, обладают рядом удивительных свойств.


Изменение их состояния происходит циклично, однако не симметричным образом, а приблизительно так, как это показано на рис. 1.



Рис. 1. Распределение творческой энергии или пассионарности (E) и производительности (V) человека вдоль волны больших перемен

В первой половине такой волны «жизни», в отличие от гармоничного цикла, наблюдается всплеск активности (т.е. частоты важных событий, которой человек измеряет продолжительность жизни), а во второй – всплеск продуктивности. Такую неравномерность жизни Н.С. Михалков описывает формулой: «Полжизни человек работает на свое имя, а полжизни имя работает на человека».
      
Самоорганизующиеся системы, характеризующиеся несимметричной волной, неустойчивы. Поэтому их поведение носит кризисный характер, который проявляется в резких подъемах и спадах активности и продуктивности, как показано на рис. 1. Такие кризисные процессы сопряжены часто с резкими изменениями окружающей среды, к которым мы не успеваем подстроиться. Все это и вынуждают нас к качественным перестроениям.
      
Кратко основные фазы волны больших перемен можно описать следующим образом (см. табл. 1).
      


2. Волны творчества
   
В 1960-х годах в Советском Союзе вышел совместный с французами фильм «Третья молодость», в котором шла речь о творческой судьбе Мориса Петипа. В фильме довольно убедительно показаны три крупные волны жизни Петипа, одна из которых протекала в Париже, а две другие в России. Конечно, это было художественное изображение повторяющихся жизненных метаморфоз. Однако, фильм поставил вопрос: А сколько у человека, может быть крупных плодотворных начинаний? Известно, например, что Ньютон за свою жизнь успел побывать и физиком, и историком, и финансистом и теологом. Много следов в совершенно разных сферах деятельности оставили и Ломоносов, и Менделеев.
   
Что же это, естественная многоликость человека, присущая каждому, хотя, может быть, и не в такой яркой форме как у Ньютона или Ломоносова, или особенность великих людей?

Благодаря Льву Толстому мы знаем, что в жизни четко выделяются периоды детства, отрочества, юности. А известный русский врач и физиолог Пирогов полагал, что полный жизненный цикл человека складывается из целых отрезков времени (хрононов, как их называли греки), соответствующих возрасту начала юности, который он считал равным 14 годам. (Судя по продолжительности жизни Пирогова (71 год), начало его юности действительно пришлось на 14 лет.)
      
По этим представлениям, первый переходный возраст человека составляет 14 лет, второй приходится на 28 лет, вершина жизни достигается после 42 лет, а старость - в 56 лет. И такие ритмы действительно встречается в жизни. Иосиф Бродский, например, проживший 56 лет, в 14 лет поступал в морское училище. К 28 годам он сложился как поэт, а с 42 лет и до конца жизни постоянно преподавал в университете штата Массачусетс. В этом периоде в возрасте 47 лет он получил Нобелевскую премию по литературе, а в 49-летнем возрасте (за семь лет до кончины) написал пророческие стихи: «Век скоро кончится,// но раньше кончусь я». В табличной форме эту волну жизни поэта можно представить следующим образом.


      
Переходный возраст, из отрезков которого складывается наша жизнь, не у всех людей составляет 14 лет. Встречаются периоды и в 10 лет и в 16. и другие.
      
У Пушкина, например, если таким «механическим» образом посмотреть на его жизнь, можно заметить три волны больших перемен. Первая, продолжительностью в 12 лет, от момента рождение до поступления в лицей, который определил всю его дальнейшую жизнь,. Вторая с этого момента и до возвращения из ссылки и всеобщего признания, продолжительностью в 14 лет. И последняя, продолжительностью около 12, связанная с браком, вершиной творчества и смертью. По нашим представлениям в одних и тех же фазах всех этих волн у Пушкина должны были повторяться схожие жизненные ситуации, схематично описанные в табл. 1. Посмотрим, с какими событиями они были связаны. Вот какая при этом, по нашему мнению, возникает периодика его длиной волны 12-13-летней продолжительности.
      

   
3. Волны больших перемен
      
 Рассмотрение этой таблицы приводит к интересному наблюдению. Оказывается, разворачивание в разных периодах жизни поэта (детство, юность, зрелость) волны больших перемен порождает различные жизненные ситуации и поступки одинаковой, тем не менее, тональности.
      
Например, в длительной фазе творческого кризиса, в последней четверти цикла, в 9-летнем возрасте поэзия Пушкина подвергалась насмешкам, в 23-летнем побуждала его к творческому смирению, а 37-летнем возрасте – толкала на дуэль.
      
 Эта явно не мажорная тональность окончания волны резко отличает ее от первой четверти, которую поэт описывает словами: С ясною душою// Пускаюсь нынче в новый путь…»
      
 Любопытно, но точно такая же смена тональностей характерна и для времен года, если за его начало принять май месяц. Вспомним, например, какой большой оптимизм мы испытываем с приходом весны. В мае нам приятны даже грозы, как это заметил Тютчев: «Люблю грозу в начале мая…».
      
Эти сопоставления подвигают к предположению о возможности сравнения времен года и периодов творческой активности человека, приблизительно так, как это показано в таблице 4.
      

       
 Удивительными получаются результаты этого сравнения. Оказывается, последовательность событий большой волны перемен соответствует тональностям времен года. Поэтому наиболее краткой характеристикой основных состояний человека, могут выступать месяца года. Например, май жизни или ее осень.
      
 Помимо этого мы видим, что и в длинных волнах, как и в календаре перемен, качественно различные состояния повторяются через строго определенные промежутки времени. Только не через дни и недели, а через годы и десятилетия, как это показано в таблицах 2-4.
      
Эта периодичность жизни, в которой есть время для больших и малых начинаний, подвигает нас к мысли о возможности определения предвестников больших перемен. Например, того, что мы находимся на пороге счастья.
      
4. Формула счастья
      
Говорят, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И хотя состояние счастья испытывали многие, и, порой, не раз, никто, однако, не смог дать его точного научного описания. Чтобы счастливым мог стать каждый, приблизительно так же как он «чудесным» образом, с точки зрения совсем недавнего прошлого наших прабабушек, может сегодня практически мгновенно оказаться в любой точки Земного шара с помощью самолета или связаться с партнером на любом расстоянии с помощью мобильной связи и Интернета.
      
Т.е. никто к сегодняшнему дню не смог найти формулу счастья, такую же ясную, как формула Жуковского для подъемной силы крыла самолета, или законы Ньютона и уравнения Больцмана. Формулу, по которой можно было бы если и не окунуться в счастье, когда захочешь, то хотя бы постепенно, но гарантированно к нему приблизиться.
   
В чем причина этого? Может быть, такой формулы нет вообще?
   
Или, человеку для счастья достаточно следовать семейным и религиозным традициям?
   
Но проблемы были и в традиционном обществе, достаточно вспомнить Ромео и Джульетту или Офелию и Гамлета. А современная статистика народонаселения, браков и разводов показывает, что положение с этим в России или Европе не столь благополучное, как, скажем, в Индии.
   
Что же делать?
   
Вероятно, в этом, как и в остальных случаях, следует воспользоваться, научным методом, даже, несмотря на все его очевидные недостатки. Поскольку другого признанного средства мы сегодня не имеет. И хотя научный метод, как мы все более и более убеждаемся, не только не позволяет сделать комфортную жизнь, но, даже комфортный ковер самолет, а всего лишь аварийно опасное летательное устройство под названием самолет. Однако, это устройство вовремя доставит нас к цели и т.д. и т.п.
   
Пока другого средства не придумано, не воспользоваться научным методом, мы не можем, как и не можем быть неразумными.
   
5. Формула, которой нет
      
Поэты прекрасно описали предчувствие счастья, оставив нам лишь небольшой простор для воображения.
      
Немногие, однако, смогли этими поэтическими формулами воспользоваться.

Формулы счастья нет.
      
Но есть закономерности, которые к нему ведут порой сильнее и нашей целеустремленности и чьей бы то ни было воли. Это законы природы, которым мы постоянно вынуждены следовать. И не важно, что порой о них мы не знаем. Это не освобождает нас от необходимости их соблюдения.
      
 Из всего, что нам известно о счастье, можно только сделать вывод, что оно сопряжено с полнотой нашего самовыражения здесь и сейчас, прежде всего в любви, а, потом и во всех остальных сферах творчества.
      
Мы также знаем, что не каждый день попутный ветер перемен дует в наши паруса.

А логика больших перемен приблизительно такая же, как и малых. С одной стороны, она базируется на строгом чередовании качественно подобных состояний а, с другой на принципе дополнительности: если не везет в одном, то повезет в прямо противоположном.

Таблицы 2 и 3 показывают, что устойчивый оптимизм, так необходимый нам для счастья, посещает нас лишь в самом начале волны больших перемен, продолжительность которой у разных людей составляет от 10 до 16 лет. Встретив в этот период свое счастье, мы имеем возможность прожить долгую и интересную жизнь (не меньшую, чем длина нашей творческой волны).

Это хорошо видно на графике, описывающем последовательность творческих волн Майи Плисецкой и Родиона Щедрина (рис. 2).


Рис. 2. Волны творческой активности (пассионарности) Плисецкой и Щедрина



Встретившись в «мае месяце» своей жизни, который у Майи соответствовал 33-летнему возрасту, а у Родиона - 26-летнему, они вместе прожили 57 лет. И это не смотря на не типичную для удачного брака разность в возрасте и дисгармоничность отношений во второй половине жизни. История этого брака показывает, что творческое единение, начавшееся в «Мае», обладает исключительной устойчивостью и может подарить людям долгую счастливую жизнь.
 
6. Нет правил без исключений

А вот счастливая семейная жизнь Петра Первого и его супруги, ставшей со временем императрицей Екатериной, началась совсем иначе. Об этом говорит сравнение их волны, как это показано на рис. 3.


Рис. 3. Творческие волны Петра I и Екатерины I



Петр и его будущая жена познакомились, когда ей было 19 лет, а Петру 31. Если посмотреть на графике рис. 3, в какой фазе волн это произошло, то можно обнаружить, образно говоря, что это была не весна жизни, а глубокая осень. Тем не менее, они прожили вместе 22 года и родили 11 детей.

В чем причина этого? Она, с точки зрения волновой модели, заключена в двух обстоятельствах.

Прежде всего, в том, что в момент встречи степень гармоничности их отношений была исключительна. Поскольку, хотя они и пребывали в осени жизни, однако, в ее совершенно одинаковой тональности, которая обусловила высокую степень сопереживания.

А второе обстоятельство связано с тем, что в аналогичный период жизни 13 лет назад (это жизненный цикл Петра) он влюбился в Анну Монс.

«Осенние» браки, однако, далеко не всегда так долговечны и плодотворны. Об этом говорит история Александра Пушкина и Натальи Гончаровой.


Рис. 4. Творческие волны Пушкина и Гончаровой


Хотя при вступлении в брак волны Александра и Натальи совпадали, как у Петра и Екатерины, они подвели их в 1837 году к роковой черте, преодолеть которую не удалось. Им не хватило либо внешнего благоприятствования, как у Петра и Екатерины, либо запаса прочности, накопленного долгой совместной жизнью, как у Родиона и Майи, или чего-то еще.

А то, что Пушкин в этот период, как видно в таблице 3, оказался в состоянии «Апреля», а Дантес, как показал наш анализ, «Июня», предопределило исход поединка еще до выстрела.

Удивительной оказалась дальнейшая жизнь Натальи. Ровно через 13 лет после брака с Пушкиным (которые составляли длину ее волны) Наталья выходит замуж второй раз за, мы бы сказали, «физического» двойника Пушкина - генерала Ланского (не Ленского), который был не только ровесником поэта, но и обладал таким же ритмом жизни, как и он.
    
Судьба явно благоволила жене Пушкина. Редко кому она предоставляет второй шанс войти в ту же реку жизни, да еще на целых 20 лет!

7. Каждый может жить так, как он хочет    

В заключении, перефразирую Г. Форда, заметим, что каждый может жить так, как он хочет, только каждые 10 - 16 лет с ним будут происходить не объяснимые, а порой, и потрясающие, перемены.

Связано это со «сказочной» логикой больших перемен, область действия которой простирается далеко за рамки хорошо известного прошлого. Ее истоки находятся в давно забытых событиях 10-16-летней давности, а то и в еще более ранних периодах жизни.

Согласно этой длинноволновой логике, большие перемены вполне предсказуемы, по крайней мере, по времени своего наступления. Каждый может его определить, вспомнив свое детство, отрочество и юность, как это сделал Лев Толстой и на что обращал внимание Пирогов, и найти т.о. свою волну перемен. А уже на ее основе построить календарь больших перемен.

Наши исследования только немного уточняют модель Пирогова, показывая, что хрононы или длинные волны жизни у каждого человека свои, а соотносятся они друг с другом в пропорции 1:2. Например, в 5-7 лет наступает отрочество, - 10-14 лет – юность, 20-28 - зрелость.

Ну, а дальше на нас накатываются неповторимые волны творчества, число и качественное содержание которых зависит только от нас самих. И чем разнообразнее, глубже и обширнее наши интересы, тем больше сил, времени и изобретательности понадобиться нам для их претворения в жизнь.



ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>