Ожидания по отношению к «другим» (что эти «другие» «должны» поступать так-то, например) и вытекающие из этих ожиданий обиды и претензии – это обратная сторона ожиданий по отношению к самому себе. А эти ожидания по отношению к себе вытекают в свою очередь из страха не соответствовать ожиданиям «других» – страха, вызванного гипотезой, что у «других» есть ожидания к тебе… Вот так работает ум («я»), зацикливаясь на своих представлениях о жизни и о том, какая она и какой она должна быть, представлениях, исходящих из прошлого, сформированных много поколений назад.
Это маленькое «я» ожидает от «других» того, что оно считает здравым, красивым и правильным, и предполагает, что и «другие» ожидают от него того же. Оно боится не соответствовать этим выдуманным ожиданиям и злится и обижается, если им не соответствуют «другие».
Претензии «я» на то, что оно знает, как все должно быть, создают напряжение, желание изменений и порой страдание, то есть: эмоции, которые в «я» воспринимаются как негативные и от которых оно потом хочет избавиться, создавая попутно все новые и новые «правила» по поводу того, как «должно быть» и все новые и новые трения и страдания. Это и есть крама и самсара.
При этом идея, что «пока существует вера хоть в какое-то правило типа «должен-не должен», я не могу быть свободен» - это ложь. Она сама по себе является лишь идеей и правилом, в которые если поверить, освобождение станет действительно трудным. Потому что Ты уже свободен еще до всех «верю» и «должен», до всех правил и убеждений и представлений, которые приходят и уходят, создаются и разрушаются, а Ты остаешься.
Все эти энергии возникают как результат долговременной веры. Их очень много, большинство из них вовсе необязательно осознавать, копаться в них – неблагодарная работа, так как конфигурация этих пучков все время меняется. Но некоторые базовые убеждения нужно увидеть и растворить.
*
Очередная попытка закрепиться в каком-либо из образов себя, сделать его «реальным» и определенным может возникать в виде тенденции судить о других, оценивать их, классифицировать. В этом случае за счет точного определения (фиксации) позиции «других», которые тем-то и тем-то отличаются от "меня", мы очерчиваем свое "я".
При этом все эти суждения и оценки «других» существуют исключительно в воображении как проекция собственного восприятия этих «других» плюс воспоминаний об их прошлых действиях (точнее опять же о том, как мы восприняли эти действия и интерпретировали их), а также результат интерпретации происходящего через фильтры накопленного знания и накопленного опыта подобных восприятий (обусловленности). То есть такие суждения и оценки если и имеют некоторую долю правды, то лишь относительно того, кто выносит их.
Если наблюдается такая тенденция, то стоит быть бдительным в отношении нее. К этому относится любая склонность к сплетням, например, или просто размышлениям о «других» как о ком-то, кого можно определить и оценить на основании каких-то известных данных. Как только это замечено, нужно останавливать себя и переключать внимание на того, кто видит это.
*
Каждая мысль соответствует той или иной группе убеждений и апеллирует к этому контексту.
Для Чистой Реальности (вне верований, убеждений и концепций) все эти мысли – вообще не существуют. Они кажутся существующими только за счет веры в контекст и внимания к контексту.
За любой мыслью, помимо оживляющих ее веры и внимания, стоит эмоция, каждая из которых в своем изначальном виде, незагрязненным отождествлениями с миром образов и идей, есть чистая любовь Источника, просто энергия. Поэтому для Него всё (в том числе то, что мы называем мыслями) – это лишь проявления Его любви.
Личность состоит из этих мерцающих пучков Света, воплотившихся в виде конкретных эмоциональных шаблонов. Эти пучки - зажигающиеся и гаснущие эмоциональные шаблоны и мысли о самом себе, кажущиеся чем-то постоянным из-за чувства Я.
Когда Безусловное истинное Я, неотъемлемый аромат которого - любовь, становится условным «я», отождествившись с телом и обусловленностью, любовь превращается во внимание - силу, создающую проявленный мир и контекст жизни человека. Будучи направленным назад в истинное Я, внимание сливается с ним и снова растворяется в безусловной любви.
Эмоция сначала это просто энергия. Потом, будучи воспринята личностно (как нечто, «происходящее со мной») она выражается в виде мысли (причем в зависимости от контекста одна и та же эмоция может принимать форму совершенно разных мыслей). Если в эти мысли есть вера и если она подкрепляются постоянным вниманием, то постепенно они закрепляются (путем повторения), провоцируют повторение цикла «эмоция-мысль-эмоция» и становятся частью личности. Поэтому для человека, который хочет освободиться, важна бдительность, особенно в отношении отдельных, вошедших в привычку психо-эмоциональных шаблонов. Их игру нужно начать осознавать, беспристрастно, безоценочно, но регулярно и честно. Пока они появляются.
*
Одно из зависаний на пути может случиться вот по какой причине:
Познакомившись с сатсангами и получив вкус Истины, ум формирует некий образ «пустоты», «осознанности». Попробовав реального «мёда», но не утонув в нем полностью, он сгенерировал для себя картинку о том, что это за «мёд» и где он находится. А потом он пытается выдать этот образ за Self («Истинное Я»). Он пытается следовать всем советам, которые даются ищущему: не обращать внимание на «мелочи жизни», на эмоции и мысли, не придавать им значения, смотреть на них из «Истинного Я».
Но только загвоздка в том, что это «Истинное Я» не настоящее. Он смотрит из замороженной фотографии «Истинного Я», оставшейся в памяти в виде воспоминания о «мёде» и «пустоте», в которой этот «мёд» был почувствован.
Итогом этого становится застревание. Попытка спрятаться от жизни. При этом отождествление с телом и неосознаваемыми образами себя никуда не исчезло. Все старые программы и эмоции (или значительная их часть) все еще работают в полную силу и не осознаются. Просто к отождествленности добавился новый элемент, замороженная фотография, которую искатель называет «Истинное Я». И периодически прячется в эту картинку, как в бункер, чтобы немного успокоиться.
Он пытается не обращать внимания на эмоции и программы, называя их васанами и презрительно декларируя, что они существуют только для ложного «я». Но он пойман, он не свободен от всех этих васан, и им по-прежнему руководит горькое желание сбежать от нежелательных эмоций.
Впрочем, другая ловушка – это попытаться все это разрулить. Тут велик риск укрепления чувства личного делания.
Выход из этого – просто не притворяться. Быть честным с собой. Не прятаться в ложное «Истинное Я», а признаться, что это картинка, и продолжать действительно следовать указателям. Проживая и осознавая происходящее без попыток спрятаться и найти духовные оправдания для этого.
Если ты хочешь, чтобы мир схлопнулся, то это не потому что ты считаешь его нереальным и несущественным, а потому, что считаешь его враждебным и чувствуешь, что он причиняет тебе боль. Но если мир и в самом деле видится тебе несущественным, то нужда бегать от него и его проявлений – отпадает.
Искатель истины – это тот, кто хочет убежать от того, кем он себя считает, убежать от жизни (во лжи) куда-то в воображаемое просветление. Не замечая того, что оно уже сейчас здесь, если бросить все осознаваемые и не осознаваемые самоопределения и желания и остаться по-настоящему пустым, просто в моменте.
*
Если ты сомневаешься, а не завис ли ты в фальшивом Self, значит, скорее всего, завис. Иначе кто сомневается? Ведь Self не имеет такого свойства.
При осознавании «истинного Я» (то есть себя как «Пустоты») можно задать вопрос: «Нуждается ли это Я в чем-то?»
Если появляется какой-то положительный ответ, то следующим вопросом будет: «Кто этот «я», который нуждается в этом?» В ответ могут возникнуть какие-то физические ощущения, явления, боли. Нужно пойти в них и прожить их, оставаясь при этом этой «Пустотой». Как бы пройти сквозь них, растворив их.
Маленькое «я» действительно не существует, мы его воссоздаем каждое мгновение, веря своим знаниям, воспоминаниям, мыслям. Оно непостоянно. И поэтому может быть отпущено в любой момент. И в любой момент может прекратить свое мнимое существование. Но оно какое-то время остается в системе «тело-ум», пока не проживется полностью. Это закон кармы.
*
Если ты признаешь, что есть только воля Бога, то признавай это во всем, во всех аспектах бытия, а не только тогда, когда тебе это удобно. Иначе это признание не имеет никакой силы. Вера наполовину не имеет силы. Она должна быть полной, чтобы иметь подлинную силу и стать непосредственным переживанием, реальностью за пределами даже веры.
*
Пытаться ли что-то делать с психоэмоциональными блоками личности? Или, как советуют Роберт Адамс и свами Аннамалай, игнорировать их и не придавать им значения?
Если ты можешь не придавать значения мыслям и эмоциям, и чувствуешь, что они на самом деле неважны для тебя, и знаешь, что ты честен при этом и что инструкция Stay as the Self не уводит тебя в некий образ, а сразу погружает в Истину и безусильность, то да, лучшее, что можно «сделать», это просто быть в этом пространстве безусильности и быть единым с этим пространством, быть Им.
Но если ты все еще чувствуешь себя личностью, и психо-эмоциональная боль для тебя ощущается как реальная, и ты при этом понимаешь, что можешь что-то с ней сделать, то делай, пока эта энергия не исчерпается. Но делай, все же стараясь смотреть на происходящее из пространства, незатронутого этими действиями и их объектами, из пространства истинного Себя.
Не пытайся, чувствуя себя личностью, прятаться в Self, при этом оставаясь там личностью. Это ложь и ловушка, и это не настоящий Self.
Пока личностные блоки и желания кажутся и чувствуются реальными, нужно смотреть на них, признавать их наличие в системе и проверять, к кому они относятся и кто тот, кто их видит. Но смотреть только с позиции реальности, чтобы подтвердить их нереальность. И тогда они действительно становятся незначительными и растворяются. Не надо отбрасывать их, исходя из веры в слова гуру о том, что эти вещи не существуют, если эта вера, конечно, не стопроцентная, а только используется как обезболивающее.
Иначе эго прячется в этих точках, не освященных прямым лучом сознания. И искатель продолжает свой поиск. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?