У меня была такая неосознаваемая привычка одно время – оказавшись в Европе, демонстрировать более обеспеченным людям, что я не очень обеспеченный. Я этого совершенно не замечал, это было какое-то бессознательное движение. В какой-то момент было ясно увидено, что за этой моделью (как и за многими другими моделями, которые неосознанно используют люди и которые достались в наследство от далеких предков) кроется желание манипулировать жизнью. То есть, в конечном счете, страх перед жизнью. Манипуляция жизнью в случае с той моделью (обнаружив ее, я назвал ее «Бедняк») выражена в попытке манипулировать окружающими, нажимая на их слабые точки. А именно, в этом случае в роли слабых точек были их представления о том, что они «должны быть добрыми и щедрыми». Эта модель приносила свои бонусы типа «халявы» и т.п., и была старой привычкой.
Любая модель поведения такова – за ней обязательно стоит какая-то базовая эмоция иллюзорной сущности. Став «поверенной» актуальной моделью поведения, эта эмоция образует иллюзорную сущность, которая уже от твоего имени начинает взаимодействовать с миром, пока ты не осознаешь этого. Даже «достойная» и «красивая» модель поведения (например, то же убеждение «надо быть щедрым»), если она происходит из неосознанной установки (то есть из прошлого, не имеющего отношения к естественному спонтанному потоку бытия, разворачивающегося здесь и сейчас), может стать тягой, «выдергивающей» внимание из осознанности. Эти «достойные» модели даже в каком-то смысле опасны, так как соблазнительны и имеют больший кредит доверия (в отличие, например, от модели «Бедняк», которая была сравнительно безболезненно распознана и оставлена в прошлом).
Нужно иметь в виду, что тот, кто видит все эти игры моделей и при этом очень хочет от них избавиться, тоже нереален и сам представляет собой еще одну модель. Этот «судья» (который тоже называет себя "я") очень даже поддерживает игру своей заинтересованностью.
По сути, любое самоопределение моментально создает границы (а определение и объяснение происходящего создает контекст, мир, в котором действует это самоопределившееся «я»). В итоге бытийность начинает воспринимать себя и действительность через эти границы (как свет, который проходит через фильтр определенного рисунка, проецируя определенные картинки). Если верить, что все эти «модели» и «оболочки» - я и что они реальны, то возникает некая точка притяжения, «магнит», который затягивает бытийность в отождествление. Из-за этого и происходят «откаты» в личность после, казалось бы, такого осознанного вИдения на сатсанге, например. Любая неосознанная автоматическая модель поведения будет таким магнитом, потому что именно в неосознанности кроется глубокая вера («слепая вера»), которая включает отождествление.
Например, пока разыгрывался неосознававшийся сценарий «Я бедный малообеспеченный русский, оказавшийся в очень дорогой Европе», именно эта модель «утягивала» меня назад в личность. Ведь этот «фон бедноты», пока в него вкладывалась вера, подразумевал еле уловимые настроения, типа: «Ну как же, я же такой бедный, я не могу себе этого позволить, я не могу себе позволить практически ничего, из того, что хочу». Когда на фоне происходящего играет такое отношение, то любое желание (даже если это желание просто оставаться Собой, Осознанностью) будет проходить сквозь фильтр «вынужденной ужатости». В том числе желание свободы и желание быть Собой. Отношение, лежащее в основе такой (и любой!) модели, если ты с ней отождествился, это внутреннее согласие с ограничениями. И оно будет неизбежно выдергивать тебя в ограниченность. В данном случае, в ограниченность этой формы «Бедняка», который ничего толком не может позволить себе из того, что хочет. И так, повторюсь, с любой моделью.
Каждая модель поведения, если она неосознанна, потенциально способна создать «тягу назад». Впрочем, и это не «абсолютное правило», так как для истинного Тебя нет ничего невозможного.
*
Ум – это изначально безличностный энергетический поток жизненной силы, принимающий форму конкретных объектов, мыслей, образов, чувств, ощущений, эмоций, когда ты допускаешь, что формы реально существуют как нечто отдельное и ассоциируешь свое существование с конкретной формой физического тела.
При жестком отождествлении с телом появляется личность и феномен психологического ума. При разотождествлении и то и другое уходит. Тело остается как форма существования сознания в текущем моменте и инструмент, через который сознание воспринимает само себя в том числе в виде многообразия появляющихся и исчезающих форм.
Практический ум остается как способность сознания "ориентироваться" в этом кажущемся многообразии, условно отделяя себя как данное конкретное тело.
*
Неудовлетворенность (недовольство) настоящим моментом, в том числе собой
в нем – это результат ожиданий и представлений о том, как должно быть и
как не должно. Эти знания, эти желания и суждения происходят из
прошлого, они – продукт обусловленности. То есть это буквально прошлое,
зацепившись за которое, отождествившись с которым, человек закрывает
обзор в настоящее, закрывает себя и превращает жизнь в бесконечное
воспроизведение прошлого, обуславливая происходящее прошлым. Вместо
наслаждения каждым моментом и позволения жизни создать Новое.
Нетерпение
– это осуждение, но не столько (не только) человека или ситуации,
сколько происходящего. А осуждение – это результат неприятия себя таким,
неприятие в себе вот этого. То есть это, по сути, несогласие быть
таким. Исходящее из само-ограничивающей установки «ты не должен поступать
так, ты не должен проявляться так» («а должен проявляться ТАК!»).
Такой
ход смыслового и эмоционального потока – это результат определенной
обусловленности (прошлого накопленного опыта, который принимается за
истину). То есть, в конечном счете, осуждения и нетерпение – это
самоограничение, или признак само-ограничений (во всяком случае, знак,
что ты принимаешь форму, отождествляешься с формой). Выход – посмотреть и
увидеть эту форму, это очередное «я», прожить всю неправду этого, дать
этому сгореть, а Самому остаться, увидев, что Сам этому пламени Ты не
подвержен.
Каждая эмоция (осуждение, неприятие, сожаление,
желание) – это определение реальности (ограничивание ее), то есть
создание истории, сна, иллюзии, того, чего нет. Результат интерпретации,
исходящей из обусловленности прошлым (которая возникает вследствие
отождествления с телом) – за счет этих напряжений (создаваемых внутри
маленьких историй) создается значительная часть большой истории рода
человеческого.
*
Осуждения (других и себя) происходят от ожиданий (по отношению к другим и к себе).
Страх осуждений – это то же самое, что и страх не оправдать ожиданий и не оправдать доверия.
Допуская, что у кого-то есть ожидания по отношению к тебе и боясь осуждений с их стороны, ты имеешь ожидание, что у них есть ожидания по отношению к тебе.
Тем самым ты ограничиваешь их свободу, а именно: придумываешь им образ в своем уме, отождествляешь их с этим образом, и часть этого образа – это их ожидания и осуждения по отношению к тебе. Но также в этот момент ты ограничиваешь и свою свободу: фиксируешь, определяешь себя как кого-то, кто в виде чьей-то проекции имеет некие параметры и должен быть таким-то, и не соответствует.
Иначе говоря: ты боишься обмануть ожидания, потому что сам имеешь ожидания и боишься, что они будут обмануты.
Так работает психологический ум. Всегда по кругу. Это и есть колесо самсары.
*
Убеждения типа «Кто-то должен что-то, если я веду себя так-то и так-то, то он в ответ будет вести себя так» ведут к страху, обидам, самообвинениям, разочарованиям (когда этого ожидаемого поведения не происходит), напряжениям и осуждениям (в том числе самоосуждениям), самоограничениям, контролю и в пределе – к полному запрету на самовыражение и внутренней и внешней зажатости. Или к еще большим заблуждениям (гордыне, надменности, самоуверенности, самолюбованию), когда происходит ожидаемое поведение. Это основа самообмана и манипуляций.
Страх обидеть другого - это просто другая грань страха не оправдать ожидания и не заслужить любви.
Любые представления о том, как должна или не должна вести себя жизнь приводят к зажатости и обиженности. Осуждая и ограничивая себя, осуждаешь и ограничиваешь других. А осуждая других – будешь сам жертвой этих осуждений, так как будешь бояться, что эти люди осудят тебя за то же самое.
Это и есть механизм кармы в действии. Одно из его проявлений.
*
Еще раз про осуждения. Осуждая других, мы осуждаем самих себя за те вещи, которым мы не позволяем проявиться в себе.
Отвержения какого-либо качества, какого-либо проявления в себе (то есть самоограничение, само-оформление) приводит к осуждению. Как и последующие сравнения себя с «другими», в ком эти отвергнутые качества проявлены.
Возникает, например, чувство или мысль типа "Вот я себе такого поведения не позволяю!" или "У него рябое лицо. Не то что у меня". И понеслось.
Осуждение – это разновидность желания. Желания, чтобы было по-другому. Чтобы кто-то был другим. И чтобы ты не был каким-то. И как и любое другое желание, исходящее из непринятия того, что есть сейчас, такое желание естественно порождает карму, то есть разворачивание энергетического потока жизненной силы в направлении изменения происходящего.
*
Одна из форм, в которых может возникать психологический ум – это страх ошибиться или соврать и тем самым не оправдать доверия (на самом деле, под этим скрывается страх «не оправдать ожидания», ведь о каком еще доверии может идти речь в рамках психологического ума).
Этот страх может развернуться, например, так: «Я часто ошибаюсь и поэтому не заслуживаю доверия – поэтому я не заслуживаю любви и исполнения своих желаний – поэтому у меня никогда ничего не получается, я незначителен и ничтожен и ни на что не годен и не заслуживаю внимания – поэтому я не заслуживаю доверия, на меня нельзя положиться».
Это происходит чаще всего даже не на уровне думания, а на уровне неосознаваемых эмоциональных паттернов, которые быстро завладевают живым потоком бытийности и используют его, чтобы казаться живыми. И вот мы уже не понимаем, как, когда и отчего у нас испортилось вдруг настроение...
Если личность достаточно развита и здорова, то тут же может включиться противодействующий механизм, оппозиция, в форме: «Нет, я достоин, я докажу обратное, ведь я знаю, что я хорош!»
Если обе оппозиции достаточно сильны, но первая (а именно действующая вера, что «я не заслуживаю исполнения желаний») сильнее, то она сводит на нет большинство или даже все усилия второй.
В итоге личность чувствует себя ослабленной, вялой, унылой, неудачливой или (когда вторая оппозиция все же пытается взять свое) чувствует себя озлобленной, гневливой, раздраженной.
Весь этот механизм легко может образовывать порочный круг. И прогоняться внутри системы тело-ум неосознанно годами, образуя уже незаметный постоянный фон жизни и формируя все новые и новые события и то, как они воспринимаются. По сути, формируя жизненные сценарии и судьбу личности.
По этой причине, например, перфекционисты являются перфекционистами и часто страдают от депрессий и вообще страдают...
При этом подобный образ жизни может восприниматься как нечто совершенно нормальное. Человек способен годами жить в этом и не сойти с ума и не покончить собой. Это происходит за счет компенсаторных механизмов. Как в мышечной системе - если по какой-то причине не работает одна мышца, то некоторые ее функции берут на себя частично другие мышцы, и вроде бы какое-то время все работает нормально, хотя уже не вполне естественно. В психике (а она, по сути, тонкое тело) есть такие же компенсаторные механизмы.
Иногда человек совсем не замечает, что им пользуются и через него живут такие вещи. Даже человек, который знает о том, что подобные проявления не могут быть Им, потому что они наблюдаемы и вообще все это личность, а он – не личность, может легко попасться в ловушку этих психо-эмоциональных состояний и проживаться ими, если не начнет действительно смотреть и замечать эти вещи. Смотреть, не придавая им особого значения, не борясь с ними, но все же дав себе труд и найдя в себе смелость осознавать их.
*
Желание доказать что-то – это проявление работы двух противоборствующих сил внутри обусловленности. Конкретно, например, это может быть результатом оппозиции, работающей в личностном уме как противовес убеждению «Я ни на что не годен и не заслуживаю любви и счастья».
Часто именно такое «желание доказать и достичь чего-то» порождает в человеке структуру под названием «Искатель истины». Происходит это так: оппозиция «я не заслуживаю любви» VS «желание доказать обратное, совершив что-то крутое или достигнув чего-то значимого» оборачивается желанием достичь чего-то самого крутого, чего-то Высшего. Например, просветления. Мысль «я еще не достиг, я еще не То» - происходит именно отсюда. Как и желание, чтобы тебя заметил кто-то для тебя авторитетный, оценил и похвалил.
Этот «достигатор», как и тот, кто «обделен любовью», как и тот, кто видит обоих и пытается от них отмежеваться, - все это процессы внутри личности, которые не имеют никакого отношения к реальности Того, что Есть. Но которые хорошо осознать, чтобы действительно выйти за их пределы.
*
Надменность (высокомерие) возникает как результат нужды самоутвердиться. Человек, в котором проявляется надменность, внутри (чаще всего бессознательно) чувствует себя обиженным, обделенным, недооцененным, недолюбленным или что-то в этом роде. То же самое и с такими проявлениями, как желание самоутвердиться и произвести впечатление, особенно за счет унижения других (человек, который проявляется так, внутри в большинстве случаев чувствует себя ни на что негодным и слабым) и т.д.
На уровне личности все эти так называемые негативные проявления восходят к глубинным уязвимостям и детским травмам. Реакция на эти проявления в виде агрессивного неприятия свидетельствует только о том, что внутри реагирующего тоже есть какая-то уязвимость подобного рода. Правильным отношением будет, скорее, понимание и снисхождение или, как минимум, терпение. А еще лучше - топить все это в любви. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?