НАЧАЛО - здесь. ПРЕДЫДУЩЕЕ - здесь. ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
Мир кажется чем-то, что мы видим за окном (глаз), но на самом деле это не окно, а зеркало, в котором картинкой отражается то, чем мы себя считаем в данный момент (результат наших убеждений, верований, привязанностей и прочей обусловленности). И этот пейзаж можно менять, если работать с воображением, ценностями, убеждениями, вниманием, верой. Этим занимается психотерапия, НЛП и прочие школы, имеющие дело с личностью. А также некоторые секты и религиозные учения.
Эта подвижность мира доказывает подвижность личности (наших представлений о себе). А следовательно иллюзорность и того, и другого. Ведь то, что Реально, не меняется, оно постоянно.
Настоящая свобода – это выйти за пределы всего этого. Это свобода не ДЛЯ (исполнения желаний), а свобода ОТ (желаний и всего, что связывает). В конечном счете, свобода от неосознаваемого отождествления с образом или образами себя. Так как они порождены желаниями и предпочтениями. Свобода от отождествления с формами, от рамок и ограничений, вызванных отождествлением.
*
Любое «хочу» - это результат веры в то, что ты ограничен и тебе не хватает чего-то. Такая вера появляется как результат заблуждения и самообмана – «я есть тело». Отождествление с телом, которое есть только часть целого, ведет к ощущению отсутствия целостности и к стремлениям ее восполнить путем получения объектов желания.
Но на самом деле объекты желаний сотканы целиком и полностью из твоих впечатлений, твоего восприятия. Без того, чтобы ты воспринимал их определенным образом и присваивал им какую-то ценность, они просто не существуют как нечто отдельное и значимое. Это ты выделяешь их в объекты и придаешь им особую значимость. Они сотканы из ощущений, из чувств, которые появляются внутри тебя, в твоем уме, в Сознании. И ничего такого отдельного и независимого от твоего восприятия не существует. Это твои чувства. Твои интерпретации. Поэтому ты просто не можешь быть тем, кому на самом деле не хватает этих объектов, ведь все это уже есть внутри тебя.
Этот кто-то, кто хочет чего-либо, не ты и не может быть тобой, он тоже еще один объект в тебе.
Желания, будучи следствием отождествления с формой, укрепляют и формируют отождествление, и это множит все новые и новые желания, образуя колесо самсары.
Ты не тот, у кого возникают желания. Ты свободен от них. Даже если они возникают. Они возникают только у твоей отождествленной части, и ты можешь видеть эту игру, а значит ты уже вне игры, и она остановится без твоего в нее вовлечения и участия, как только будет проиграна вся инерция прарабдха-кармы.
Ты не тот, кто отождествлен. Даже если ты поймал себя на отождествлении, это уже кончено. Ты уже вне этого. Вне времени ничего не произошло с тобой, это был просто сон.
*
Проекты и намерения, которые происходят из неосознанности и не поддерживаются естественным потоком жизни, требуют больших усилий для исполнения и почти никогда не исполняются так, как они были задуманы (а если и исполняются, то быстро трансформируются во что-то другое или исчезают полностью). Это связано с тем, что существенная часть энергии веры и внимания уже была потрачена (слита) на оживление нереальных неосознаваемых проекций и убеждений (на оживление «образа себя»). И в итоге намерение, даже если оно кажется хорошо осознаваемым и четко спланированным, не может исполниться, так как ему не достает для этого веры – той самой, которая была потрачена в отождествление с нереальным.
Каждый раз, когда ты выбираешь Истину и действуешь из Истины, твоя сила (энергия) преумножается (в индийской традиции это называется «тапас»). Всякий раз, когда ты идешь с умом и делаешь действие неестественное, а обусловленное прошлым, васанами, отождествленностью, энергия отнимается. Причем «количество» энергии прямо пропорционально искренности и честности действия (то есть подделать это и использовать как технику невозможно, это просто следование естьности, гармоничному потоку жизни). Поступок может быть, например, правильным, но если в момент поступка мотив и отношение были от ума, то такой поступок не принесет сил, а скорее отнимет. И вообще не будет иметь задуманного эффекта. Слова могут быть правильными, но в них не будет силы, если это всего лишь заученные слова, не имеющие на самом деле отношения к моменту. Чем спонтаннее и чище действие, чем более они незапланированы и не просчитаны и исходят не из прошлого, тем эффективнее они.
*
Часто слабость начинает проявляться сразу после резкого духовного продвижения. Просто по той причине, что в более осознанном уме начинают быть заметными и очевидными все слабые места, все нечестности и нечистоты. И поскольку их видно вдруг сразу много, может включиться старый шаблон – отношение «опустить руки», сдаться, потому что натиск кажется слишком сильном, too much… Тут нужно сохранять бдительность и видеть эту игру ума. Видеть, что это всего лишь мысли из старого режима мышления. Держаться света и растворять в нем эти слабости, которые вдруг начали проявляться откуда ни возьмись (хотя на самом деле они и раньше были внутри, просто сила осознания была еще не такой, чтобы все эти вещи заметить). Мысли типа: «Смотри, что с тобой стало», «Все стало только хуже», «Ну вот, опять ничего не сработало, я еще хуже себя чувствую, чем раньше», «Ты опускаешься» - это просто мысли из старого режима, который хочет вернуть себе власть. Их нужно осознавать и игнорировать. Зная, что они возникают именно потому, что ты поднимаешься и видишь свою прошлую опущенность. И использовать эти голоса, чтобы подняться еще выше. А не соглашаться с ними, опускаясь под их дудку.
Бдительность и сила различения нужны не для того, чтобы прогнать или предотвратить что-то, а чтобы распознать ложное и не смешиваться с ним.
Бдительный игнор – вот лекарство от подобных «падений».
*
Иногда кажется, что пространства для наблюдения нет, и отождествление ощущается как очень сильное.
На самом деле, если ты заметил, что отождествился, значит уже должно присутствовать пространство, дистанция между тобой и процессом отождествления. Но, допустим, на отождествление уходит так много сил, что хотя заметить отождествление ты в состоянии, но сил разотождествиться и зафиксировать внимание в том, кто заметил, кажется, уже как будто бы не хватает.
Тут может помочь резкая перемена в настроении и состоянии. Например, за счет некоего активного действия и переживания. То есть ты можешь, например, попрыгать, постоять на голове, покричать – словом, сделать что-то неожиданное и непривычное... В тот самый момент, когда происходит эта перемена, легко можно переключиться на то пространство, откуда эта перемена наблюдаема, и остановить внимание в этом наблюдении.
Сознание не нуждается в свободном пространстве или расстоянии, чтобы видеть. Оно всегда видит. Это его неотъемлемая природа.
*
Ты сам держишься за те привычки, которые делают тебя слабым, нецелостным, несвободным, и в то же время просишь о том, чтобы тебя избавили от этих привычек и освободили. Но при этом держишься за них крепко. Не держись.
Посмотри, кто тот, кто за них держится. Это твоя идея о том, кто ты, в которую ты (Сознание, отождествившееся с телом и его обстоятельствами) глубоко поверил. И эта идея просто не может отпустить свои привычки, иначе она перестанет быть такой вот идеей с такими вот параметрами.
Единственный выход – не верить в реальность и важность этой идеи и отпустить ее, перестать жить через нее, обнаружив, что ты – чистая бытийность, ничем не связанное осознавание.
*
Ты говоришь: «Привычка становиться кем-то мешает мне оставаться Собой». Это не правда. Ты все равно остаешься Собой, даже когда играешь в кого-то, у кого есть привычки. Но даже если бы это было правдой, все равно: нет такой привычки, которую нельзя было бы изменить или отказаться от нее. Привычки принадлежат Тебе, а не Ты им.
*
Тот, кто стремиться к какой-либо цели (победе, достижению, образу жизни)
– это не Ты. Даже если эта цель – свобода. Это все еще маленькое «я»,
которое хочет избежать боли и получить удовольствие. Его образ свободы –
это отсутствие боли и горя.
Но и тот, которому так хорошо и
легко от осознания этого факта, тоже не истинный, он тоже наблюдаем,
этот достигший. Это тоже всего лишь еще одно состояние Сознания.
Истинный
Ты – пуст и свободен даже от переживания блаженства и легкости. Ты до
всего, что можно увидеть и назвать. Абсолютно прозрачен.
*
Опыт (переживание, экспириенс) – это мысль, как и тот, у кого он возникает. И то, и другое нереально и не заслуживает веры. Реален только тот, кто за пределами этого пузыря «переживание – переживающий». Тот, кого невозможно пережить, потому что он не имеет начала, конца и формы.
*
После ясного видения Себя (своей истинной природы) или просто после осознания какой-то сковавшей тебя психо-эмоциональной структуры может возникнуть облазнительная идея «Вот теперь мы заживем по-новому! Теперь-то мы свободны и все будет хорошо!». Это исходит из личностного ума, который все еще «жив» и почувствовал легкость и вкус реальности. Эту идею не надо трогать, это яд. В соблазнительной обертке ум подсовывает тут, во-первых, идею о будущем, а во-вторых, идею о каком-то «я», и чуть только ты поверишь – вскоре опять ощутишь себя связанным.
*
Пока сохраняется в сознании (и в подсознании) образ того, «кем я хотел бы быть», остается и образ того, «кем я себя считаю», а следовательно и болезненный разрыв между ними, который и создает майю – «то, кем я являюсь, и весь личностный мир с его страданиями, желаниями и страхами». Колебания проявленного мира возникают в этом поле «являться», между двумя совсем нереальными, гипотетическими точками «считать» и «хотеть».
*
Тот, кто чего-то ждет и желает, всегда будет разочарован и неудовлетворен, потому что то, чего он желает и ждет, это не то, что ему (подлинному Ему) «нужно» на самом деле. Его желания нереальны, они возникают как результат заблуждения (отождествления с телом и умом). И он сам – тоже результат заблуждения. Неудовлетворенность – это природа этой выдуманной сущности, которую мы привыкли считать собой.
Он нереален, но он чувствует себя реальным, потому что тот, кто его «оживляет», реален. Этот Реальный всегда удовлетворен и ни в чем не нуждается. Хотя естественным образом Он, будучи проявлен в своем динамическом выражении, стремиться к воссоединению и самоосознанию (что одно и то же).
*
Тот, кто хочет быть единым с Богом, тот, кто хочет раствориться и слиться с ним, это тоже «образ себя», тоже некая отдельная сущность. Поэтому в нем сохраняются все родовые признаки маленького «я» (желание чего-то достичь, желание быть кем-то).
Он хочет достичь просветления, хочет достичь свободы, ясности, хочет не иметь отождествлений, хочет исчезнуть… И, возможно, он ощущается как некто очень искренний и реальный. Но это все тот же маленький «я», который склонен к зависти, ревности, осуждениям, чувству собственной недостаточности и ничтожности.
То есть даже в самые прекрасные моменты блаженства и готовности отдать Богу всё сохраняется это некое «я», с которым все это происходит. И поэтому закономерен откат в страдания этого «я» и отождествленность с ним.
Не отождествляйся даже с тем, кто говорит Богу «ДА!».
Нужно перестать принимать за себя даже приятные качества и аспекты своего проявления, потому что они тоже – формы, даже если в моменте они ощущаются как очень естественные и искренние.
*
Когда Муджи предлагает «проиграть в воображении худший, самый страшный сценарий и посмотреть, можно ли при этом найти страдающего», этот указатель можно применять в самом широком смысле. Буквально ко всему, что мы считаем собой, а не только к чему-то, от чего страшно. Его можно и нужно применять даже и к тому, что ощущается как приятное. Или привычное, или нужное. Или желаемое. К любой васане. Поискать того, кто подвержен этому. И увидеть, что его нет. (См., например, здесь. Сатсанг от 8-10-2017, 9-я минута второго часа.)
Это не какое-то интеллектуальное упражнение, а, по сути, практическое действие - маленькое внутреннее самоубийство (ложного «я»). Маленькая смерть. Ты видишь то, что ты считаешь «собой», глядя на него из пространства, которое незатронуто теми процессами, которые происходят с этим «тобой». И на практике убеждаешься, что того «тебя» не существует.
Это то же самое, что сделал подросток Рамана Махарши, когда, почувствовав, что умирает, лег и посмотрел, с кем происходит это умирание. И увидел, что тот, кто умирает, не он.
Ты просто убеждаешься, что подлинный ты остаешься незатронут страданием, каким бы оно ни было, и что страдающий – такая же мысль, как и само страдание.
И тем же способом ты можешь убедиться, что ты не затронут вообще ничем из того, что, как воображается, якобы происходит с тобой. Ни болью, ни удовольствием, ни блаженством, ни желаниями. ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?