Олег Доброчеев Версия для печати
Пятая Россия и далее

СССР. Ракета-носитель "Энергия" и многоразовый корабль "Буран". 2 запуска

От Пятой России к Долгому государству Путина

В это трудно поверить, но принципиальная возможность «Долгого государства Путина», как назвал нынешнее социально-политическое устройство страны помощник президента Вячеслав Сурков, была заложена 25 лет назад. Поскольку впервые о перспективе долговременной (приблизительно 80-летней) волны развития постсоветской России 19 августе 1994 года написала Независимая газета в статье: «Россия 2006 года лидер мировой экономики. Оптимистический сценарий национальной истории». Речь в ней шла о том, что российская экономика характеризуется не 45-60 летней, как это следует из представлений Кондратьева, а 80 летней длинной волной, и поэтому восстановиться может не ранее 2006 года. Что, кстати, по оценке Минэкономразвития, и произошло ровно через 12 лет после публикации. Понимание этой длинноволновой природы российской истории уже тогда в 1994 году позволило автору оценить время окончания экономического кризиса 1998 годом и возможность становления после него совершенно новой страны. НГ тогда писала: «Можно предположить, не слишком греша против истины, что если Россия переживет кризис, не развалившись на удельные княжества, то следующий свой длинный цикл она пройдет также неповторимо и значительно для мировой истории, как и предыдущий». Тогда же с.н.с. Института истории РАН Евгений Никифоров в интервью журналу «Столица», № 8 за 1994 г., подсказал название будущей страны, если такая возникнет, Пятая Россия (Первая книга с таким названием появилась в 2005 году: Доброчеев О.В. «Пятая Россия. Проект, по которому страна живет 10 лет и будет жить еще 70»). Поскольку он поразительно точно рассчитал, что бывшее тогда четвертое, по его классификации, российское общество заканчивается осенью 1999 года.

Как теперь, через 25 лет после этих публикаций, убедительно показала недавняя Мюнхенская конференция по безопасности, на которой в России снова стали узнавать великую державу, новая страна действительно зародилась осенью 1999 года с приходом во власть Владимира Путина.

Особенность современного положения нашей страны, однако, такова, что двигаясь своими волнами, она снова подошла к предреволюционной ситуации или, точнее, точке бифуркации своей истории. Ее аналог находится в советском прошлом, когда стране надо было от революционных идей построения коммунизма во всем мире переходить к практическому созданию всего одной ядерно-космической сверхдержавы. В таких точках истории происходит максимальное количество событий, как это было в Советской России в конце 1930-х - 1940-е годы и в наше время. Следствием чего является высокая неопределенность развития общества (высокая социальная энтропия или пассионарность, если следовать Гумилеву) и, одновременно, высокая чувствительность даже к отдельным мыслям и идеям. И заслуга Суркова в том, что он именно в это время поставил вопрос о совершенно новом социально-политическом устройстве России в XXI веке и вытекающих из этого долговременных задачах государственного строительства. Ведь у таких больших стран как Россия, как показывает история, высокие потолки развития, обеспечивающие не только смысл существования государства, но и его материальные основы. Как, например, пирамиды Египта, до сих пор кормящие жителей страны. Или промышленная революция, возглавленная Великобританией, которая превратила ее в империю, в которой не заходит Солнце, а Лондон сделала мировой финансовой столицей. И, наконец, советские космические ракеты, сыгравшие не последнюю роль в сохранении не только нас в России, но и мира в целом на протяжении последних 74 лет.

Хотя умом Россию не понять, сделать это нужно

Сегодня, после того, как мы перестали питаться в долг «ножками Буша», а наши ВКС стали прикрывать от чумы XXI века под названием терроризм небо Сирии (как 79 лет до того Советская Россия прикрывала от фашистов небо Испании), вопрос кто мы и куда идем, предельно обострился. Многие полагают, что для ответа на него необходимо, прежде всего, вскрыть все наши недостатки. Действительно, хорошая диагностика – залог успеха. Но мудрый человек идет дальше и находит пути их преодоления, по которым рано или поздно приходит спасение. Поэтому главное сегодня не столько в проблемах роста (которые видны невооруженным взглядом), сколько в понимании всей глубины и органической взаимосвязи их с прошлым и будущим, в котором лежат ключи долговременных решений. Эту взаимосвязь всех элементов неразрывного целого понимали еще в древности, когда говорили о духе, вселяющемся во все живое. А сегодня к близкому пониманию единства мира, известного всем религиям, подошли даже естественники после открытия Колмогоровым взаимосвязи энергии физических частиц со всем их потоком в целом. Такой же, в сущности, значительной взаимосвязи, какая существует между семьей и ребенком, человеком и обществом.

Поэтому главная проблема России сегодня в способности ее разума осмыслить это положение, а не во власти. Вернее, в их сотрудничестве. Трудностей объективного и субъективно характера здесь предостаточно. Поскольку и 200 лет назад Россию умом было не понять, по словам Тютчева. И 100 лет назад сотрудничество советской власти с российским гением было в лучшем случае спорадическим. Ленин дружил с Павловым, а единственный почитаемый на Западе экономист Кондратьев был уничтожен Сталиным. Только в тяжелейшие годы войны и после нее наука начала занимать в государстве достойное место. А в 1953 году Сталин даже написал члену ЦК Д.И. Чеснокову: «Без теории нам смерть, смерть, смерть!». Наука, однако, это не только часть хозяйства, наподобие медицины или образования, финансируемая государством. Наука – это, прежде всего, свободное творчество. В советское время по этому поводу даже шутили, что она является способом удовлетворения любопытства ученых за счет государства. Однако, все это осталось в прошлом. А сегодня ученый, как и 100 лет назад, и 200, и 300 – это подвижник. Величайший, например, русский мыслитель и, как его иногда называют, визионер XX века Циолковский был «всего лишь» сельским учителем. По прошествии, однако, не такого уж и большого времени, выяснилось, что практический смысл Советской России состоял в осуществлении выношенной им идеи выхода человека в космос, а не в построении коммунизма в отдельно взятой стране.

И сегодня отношения русской мысли (если ее определять по месту своего рождения) и государства далеки от сотрудничества. Недаром Сурков обратился в Независимой газете с просьбой: «Необходимо осознание, осмысление и описание … идеологии будущего…». Если бы такая мысль жила в подведомственных государству учреждениях, просьба Суркова не возникла бы. И это естественно для экономики, основанной на частной собственности. Вспомним, например, где рождалась великая английская мысль XYIII века или русская веком позже. Ньютон, например, числился не национальным достоянием Англии, а главой монетного двора его величества, как и Менделеев – не российским гением, а товарищем министра Российской империи (так называлась его должность). Поэтому и сегодня проблема процветания государства состоит в том, чтобы русская власть и русская мысль увидели друг друга.

Вторая волна социального государства Путина

По нашему пониманию естественного (т.е. самоорганизующегося) исторического развития, в нем, помимо длинных волн, присутствуют еще более продолжительные сверхдлинные, открытые в российской истории акад. Фоменко А.Н. и группой авторов под руководством акад. Кузыка Б.Н. Поэтому Россия Путина нам представляется скорее второй волной социального государства, как это написано в нашей конституции, чем, например, империи или царства. Т.е. в каком-то смысле новая Россия скорее проект, как его, не заботясь об обосновании, иногда называют СССР 2.0. Однако такое название совершенно условно, поскольку, как заметил лауреат Нобелевской премии по экономике Фогель, дважды нельзя войти в один и тот же цикл. Гораздо важнее то, что между Долгим государством Путина и СССР гораздо большая внутренняя преемственность, чем между ним и империей или царством. Но совсем не в том смысле, что эту преемственность нужно насаждать, а в том, что к этому будет сдвигать вся логика исторического развития, какие бы ухищрения мы не применяли. Об этом говорит достаточно длинная история изысканий в области физической и социальной самоорганизации, начатая более 50 лет назад Белоусовым, Жеботинским, Пригожиным и Хакеном и продолженная, в некоторой своей части, многочисленными публикациями автора в НГ, журнале «Философия хозяйства» и на сайте «peremeny.ru». Надо сказать, что СССР – это не только наша неотъемлемая история, это еще и уникальный опыт социализма, который человечеству предстоит еще адаптировать.

Поэтому при разработке развернутой концепции «Долгого государства Путина» его, в первом приближении, можно рассматривать второй после Советской России волной сверхдлинной (приблизительно 300 летней) истории страны, идущей вслед за династией Романовых.



Рис. 1. Число событий российской истории по оценкам историка Самохина Ю.М. в сравнении с теоретическими турбулентными волнами изменения социальной энтропии Доброчеева О.В. (штриховые линии, пунктирная линия - прогноз). Статистический материал любезно предоставлен аспиранткой Финансового университета Шелегиной Т.Н.

Т.е. приблизительно такой же волной, какой была петровская Россия в династии Романовых, в которой эпоха Екатерины II была вершиной ее третьей волны, а Александра II – четвертой, как это показано на рис. 1. Каково в этой исторической цепочке может быть предназначение волны Путина? Вспомним с этой целью его предшественника. Как известно, Петр 1 искал и нашел движущие силы развития в Европе, находившейся тогда на подъеме глобальной волны индустриализации. А каково состояние и перспективы развития современного мира? 7 лет назад, когда начался вынужденный поворот российской политики на Восток, отвечая на этот вопрос, аспирантка Финансового университета Татьяна Шелегина написала статью, под многозначительным названием «Антипетр»

Отвечая же на этот вопрос сегодня, обратимся к публикации НГ от 8 июля 2018 года «Когда наступит XXI век» (https://www.peremeny.ru/books/osminog/15019). Отметим в ней два, важных на наш взгляд, обстоятельства. Первое, снимем излишнюю тревогу после мюнхенской конференции по безопасности, которой в мире участники, к сожалению, нигде не увидели, и напомним некоторые глобальные тренды. А для этого вспомним об еще одной публикации НГ от 12.10.2001 года под названием «Мировой войны не будет», в которой 17 лет назад совершенно справедливо, как теперь можно заметить, говорилось, что «по крайней мере, до 2020 года продолжится глобальный кризис» вместо войны с массированными бомбардировками городов. И будет он проходить по всему свету «волнами военно-политических, техногенных и природных катаклизмов». Второе, России в замкнутом глобальном мире просто никто не позволит заниматься сугубо внутренними задачами. Это наглядно показывает опыт Украины. Перспективными же, по мнению НГ от 8.07.2018, в глобальном мире видятся следующие направления развития. В 2018–2053 годах – социальное и инженерное изобретательство, в результате которого в 2030–2035 годы появится первая Разумная машина (это название принадлежит математику Эшби, а физическая модель автору). К 2053 году ожидается построение мира 11-15 глобальных держав. В 2045–2060 годах – первая волна космических открытий XXI века, в 2070–2075 годах – появление нового вида космического транспорта, а 2101 году – стартует внеземная форма жизни «солнечного человечества».

Фантастические задачи нашего времени

1. Создать жрецов экономики, или натуральных философов хозяйства

Некоторые из перечисленных тенденций XXI века начали бурно проявляться уже сегодня. Мы видим, например, что экономику после широкого внедрения компьютеров постепенно, но неуклонно сменяет хотя еще и не Разумная Машина, но уже цифрономика (термин проф. МГУ Ю.М. Осипова). Ее адептами являются технические специалисты, которые акцентируют свое внимание в большей степени на формальных законах логики и системного анализа, чем на механизмы структурных экономических трансформаций. В силу принципиального несоответствия такого рода частных математических моделей глобальному характеру неустойчивой многоволновой (турбулентной, по мнению А.Н. Клепача) экономики, они постоянно усовершенствуются. В результате этого ползучего эмпиризма хозяйством начинают управлять не экономические, а узкие технические специалисты. Поэтому поведение экономики (как, впрочем, и всех сложных техногенных систем типа «человек – машина», как это показали последние катастрофы с самолетами Воинг 737 Макс) приобретает стихийный характер, в котором относительно малые кризисы сменяются все более крупными социальными и военно-политическими катаклизмами и техногенными катастрофами. Этот процесс цифровизации, инициированный НТР XX века, и связанный, по нашему мнению, с драматичным переходом человечества в новую эпоху планетарного (космического) хозяйства (см.. НГ от 8.07.2019), необратим. Поэтому он будет продолжаться до тех пор, пока в обществе не сформируется, из вовлеченных в него технических и гуманитарных специалистов, устойчивая страта управленцев, которых условно можно назвать натуральными философами хозяйства. Потому, что это должны быть специалисты, которые не только способны ставить управленческие и экономические задачи математикам, но и контролировать их исполнение. А для этого они должны в равной степени владеть как пониманием природы и механизмов таких очень больших систем как человек – машина и глобальная экономика, так и математическими инструментами описания практически бесконечномерных нелинейных задач. В предшествующую эпоху НТР XX века такого рода социальная страта, сформировавшаяся из математиков и естествоиспытателей XIX века для создания военно-космической индустрии, называлась физиками. Вспоминаются в этой связи слова академика И.К. Кикоина, адресованные сотрудникам Курчатовского института. Физик это не тот, кто может решить любую задачу, а тот, кто решает важные народнохозяйственные. (Такого же рода «междисциплинарные специалисты» одновременно в области астрономии, математики и управления в Древнем Египте назывались жрецами). Вот в чем может состоять сегодня задача русской власти – создать лучших, чем в других странах, новых жрецов или, по-русски, ведунов глобальной цивилизации. Звучит не менее фантастично, чем идея Циолковского отправить человека в космос. Но именно таков сегодня путь для тех, кто претендует в мире на самостоятельное развитие. По нашим оценкам, на становление новой страты управленцев XXI века, стихийное формирование которой началось с широкого применения персональных компьютеров в начале столетия, понадобиться еще лет 10.

2. Сохранить вселенского человека

Вторая задача нашего времени более актуальна для России, чем, например, Китая. Она связана с совершенно не ожидавшимся никем из западных мыслителей выходом на первые места в мире крупнейших по населению стран Китая и Индии. Оказалось, что в глобальном мире сам человек, со своей многовековой историей и культурой, становится аргументом в международных отношениях, наряду с военной и экономической силой. Владимир Владимирович как-то высказался по этому поводу совершенно определенно, указав, что из-за демографической катастрофы 1990-х годов наша армия оказалась без резервов. Конечно, сравняться с Китаем по численности населения мы не можем. Но, если понимать принципы социальной самоорганизации, этого и не нужно. А принципы эти таковы, что нам в России достаточно и 150 миллионов, но не конкурирующих субъектов, а физически, психологически и социально здоровых людей в справедливо организованном, как об этом неоднократно говорил президент Путин, обществе. В таком обществе, как это следует из представлений теории самоорганизации, усилия одного, как в фаланге Александра Македонского, удесятеряются слаженностью многих. А, как показал опыт Советской России, всего за 40 лет создавшей лучший в мире образовательный стандарт, учить и организовывать людей мы можем, если захотим.

Нужна лишь вера, вместе с надеждой и любовью в человека, в его удивительную красоту, которая, как говорил наш великий соотечественник Достоевский, спасет Мир. Поскольку человек, как это можно понять, глядя на снимки Земли, снятые благодаря Сагану, аппаратом НАСА Вояджер из-за пределов Солнечной системы, не просто венец природы, а чудный предел вселенской самоорганизации, уместившийся на бесконечно малой изолированной песчинке мироздания (см. рис. 2).


Рис. 2. Фотография Земли с Вояджера на разных расстояниях от планеты

Природа же Земли для человечества все равно, что плацента для зародыша. Без нее он ничто. Поэтому единственное, что человек может делать на планете, так это собирать ее плоды. Только в древности он это делал руками, а теперь с помощью различных научно-технических ухищрений, которые создал благодаря разуму. Это форма проявления природы и ее плоды в каждом человеке неповторимы. Поэтому единственное, что мы можем делать с плодами разума, это хранить их. В лучшем случае как священное писание, а в худшем, как инструкцию для применения. И каждый раз, когда перед человечеством возникают невероятные проблемы, рождаются люди способные их решить. И здесь опять работает если не вселенская, то земная самоорганизация, плодами которой мы можем либо вовремя воспользоваться, либо создать ей препятствия и пойти на новый круг испытаний.

Россия же – это особая территория на планете. Природного экстрима, как об этом, например, писала НГ в статье «Мы пограничный народ» от 17.01. 2003, население которой вынуждено быть изобретательным. А как еще, при марсианских температурах по несколько месяцев в году, можно выжить в сибирских поселках Оймякон и Верхоянск? Такого рода высокие напряжения на пределе эмоциональных и физических возможностей подвигают людей на творчество. По этой причине ученых из нашей страны сегодня можно встретить повсюду. Некоторые сетуют, что Россия теряет при этом свой интеллектуальный потенциал. Это, однако, не совсем так, поскольку фундаментальное знание – единственное богатство, которое при делении не уменьшается, а увеличивается. К чему, например, привело знание христианства, распространившееся по всему миру? Ко многому, в том числе, и к несметным богатствам Римской католической церкви.

Если вспомнить теорию пассионарности Гумилева, то следует признать, сегодня наша страна находится на пике пассионарности. В нем. Cостояние души русского человека, приблизительно такое же, какое он испытывал 74 года назад (цикл жизни Советской России), в период Великой отечественной войны и начала атомного проекта. Или 158 лет назад (два исторических цикла России) в период отмены крепостного права, или 240 лет назад, когда был заложен 1-й 60 пушечный фрегат «Слава Екатерине». В этот период, проходя через кризисы роста, общество обретает замысел будущего, который затем претворяется в смысл жизни и выдающиеся творения многих. А поскольку от новых благоприобретений отказаться становится невозможно, в стране окончательно формируется новое жизнеустройство и точка невозврата в прошлое.

Критическим на этом нашем жизненном пути является вопрос о том, как соединить вороного коня русской власти с трепетной ланью нашей мысли? Поскольку объективную неопределенность научного знания может преодолеть лишь человек, принимающий решения, а продуктивным может быть лишь живое, актуально действующее знание, поскольку, как давно заметил Тютчев, даже «мысль изреченная есть ложь», не говоря уже о написанных вчера текстах.



ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>