Олег Доброчеев Версия для печати
Февральские вьюги

Календарь перемен (20 – 26 февраля 2006 г.)

Зима никогда не уступает место весне без боя. В этом году пик такого рода природных баталий приходится, по нашим расчетам, на начало текущей недели. В ночь на понедельник 20 февраля. Если же этого не случиться в понедельник, то запасной вариант у природы – пятница, 24 февраля.

Краткие периоды относительной стабильности на неделе вероятны во вторник и в воскресенье. Если к ним заранее подготовиться, то вполне можно будет решить свои наиболее важные дела.

Если же у вас есть возможность иногда отдыхать, то лучшего времени для этого придумать нельзя. В периоды повышенной природной нестабильности у многих людей обостряются мысли и чувства. Этим природным даром тоже нужно пользоваться.

«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, а значит - заставить силы природы работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер.

ПЯТАЯ РОССИЯ

Социальный проект, по которому страна
живет 10 лет и будет жить еще 70

начало текущей статьи

Маховик экономики и тормоз социальных преобразований

Однако эти выводы следуют не только из качественных наблюдений за влиянием энергетики на общественную жизнь. Любопытно, но они вытекают и непосредственно из расширенного толкования закона А. Колмогорова о диссипативном характере развития природных систем.

Если принять, что работа, затрачиваемая обществом для поддержание своей жизнедеятельности, в наибольшей степени отражается в его ВВП (W), то согласно уточненному закону А. Колмогорова можно заключить, что между энергозатратами
общества (Е), его размерами (S) и степенью хаотичности общественной жизни (De) существует естественная природная взаимосвязь

Е ~ C(1+De)2 W 2/3 S 1/3 (2),
где С — некий эмпирический коэффициент.

Согласно этой построенной методами аналогии социально-энергетической модели общества его энергозатраты в наибольшей степени лимитируются хаотичностью (De > 0) или организованностью (De < 0) общественной жизни. Собственно же хозяйственная деятельность, характеризуемая объемом вырабатываемого валового продукта (W) и размерами хозяйствующего объекта (S), в гораздо меньшей степени влияет на потребляемые ресурсы энергии (Е). Все это выражается различными показателями степени влияния рассматриваемых факторов на энергопотребление (Е) — для W и S они меньше единицы, а для De — больше.

Среди физических характеристик как социальной, так и окружающей природной среды, исключительное влияние на масштабы энергопотребления оказывает климатический фактор. Анализ общественных энергозатрат в различных по климатическим условиям регионах планеты позволил недавно обнаружить их отрицательную экспоненциальную зависимость от средней температуры окружающей среды

С ~ 10 -bT (3).

Рассматривая подобным образом общество как некую естественную систему, под его физическим размером можно понимать площадь социального образования — S, а под работой, затрачиваемой на поддержание жизнедеятельности, — W, ее экономический эквивалент в виде валового внутреннего продукта (ВВП). Можно так же допустить, что энергетический потенциал общества — Е пропорционален его ежегодным энергозатратам. Определенные трудности возникают с количественной оценкой меры «хаотичности» хозяйственной и общественной жизни — De, хотя на качественном уровне правдоподобный характер влияния этого критерия на энергозатраты общества не вызывает сомнения.

Действительно, и согласно формуле 2, и социальному опыту, повышение организованности общественной и хозяйственной деятельности (абсолютный рост отрицательного De) сопровождается уменьшением энергозатрат и, наоборот, повышение хаотичности жизни приводит к излишним энергозатратам.

При частных же прочтениях уравнения 2 следует, что ВВП общества откликается на рост или падение энергозатрат при прочих равных условиях интенсивнее, чем его социальная организация. Для увеличение ВВП в 2 раза минимально потребные энергозатраты достаточно увеличить всего на 40 процентов. Для дестабилизации же общественной жизни энергозатраты «требуются» порой многократно большие.

W ~ Е 3/2 (4),
De + 1 ~ Е 1/2 (5).

Последняя формула, кроме того, показывает, что неравновесный, не обусловленный потребностями увеличения объемов хозяйственной деятельности рост энергозатрат становится источником общественной нестабильности.

В наибольшей же степени, согласно уравнению 2, валовой внутренний продукт общества определяется, при прочих равных условиях, его социальной организованностью

W ~ (De + 1) - 3 (6).

Объемы производства могут иногда троекратно откликаться на масштабы социальной стабилизации и, наоборот, дестабилизация общественной жизни способна по кубической гиперболе погасить общественное производство.

Рисунок 5.

Как оказалось, закономерности эти имеют не только теоретический, но и вполне практический характер. Они, например, позволяют объяснить статистические данные, которые показывают, что ВВП ряда развитых стран мира оказался в 90-х годах XX столетия непропорционально высоким по сравнению с энергозатратами на него (рисунок 5). Речь идет об Австрии, Швейцарии, Дании, Японии. На одну тонну условного топлива в год продукции, измеряемой в долларах США на человека, в этих странах порой производилось раз в пять больше, чем в иных, менее благополучных государствах мира, например, России и Венесуэле. Тридцать лет назад, когда П.Л. Капицей проводилось первое исследование подобного рода, такого значительного рассогласования не наблюдалось — энергозатраты практически всех стран мира линейно зависели от их ВВП.

Как хорошо видно на рисунке 5, формула 2 (сплошная линия) демонстрирует приблизительно тот же нелинейный характер роста ВВП с ростом энергопотребления, как и «аномальные» статистические данные. Кроме того, на рисунке 5 видно, что с 1968 по 1987 годы рост ВВП в СССР в расчете на душу населения, а в 1993-1996 годах падение ВВП изменялись так же практически по расчетному соотношению (штриховая линия).

Если же перейти от качественных сопоставлений к количественным, то на основе известных макроэкономических данных можно построить таблицу 1.

В ней, помимо известных справочных данных по экономике ряда государств мира, представлены сведения о среднегодовой температуре в них окружающей среды (Т) и оценки степени социальной организованности хозяйственно-экономической жизни (De), полученные путем сопоставления расчетных величин энергопотребления по формуле 2 с фактическими данными.

Таблица 1


Страна

S, млн. км2

T, C0

ВВП, тыс. $/ч

Е, т.у.т./ч.

De

Австрия

0.084

6

27

5

0

Италия

0.3

11

18

4.5

0

Испания

0.5

11

13

4

0

Япония

0.4

9

30

6

0

Швеция

0.45

-1

23

8.3

-0.1

Аргентина

2.8

13

8

2.3

-0.1

Германия

0.36

4

25

5.5

-0.1

Бразилия

8.5

22

5

2

-0.1

США

9.8

8

25

11.5

-0.1

Индия

3.3

23

1.2

0.4

-0.2

Канада

10

-6

19

13.5

-0.2

Россия

17

-6

5

6

-0.2

Китай

9.5

8

2

1

-0.3

Великобритания

0.25

10

17

5.6

0.1

Норвегия

0.32

1

28

13.5

0.1

Швейцария

0.04

6

33

5.5

0.1

Мексика

2

16

4

2.8

0.1

Дания

0.04

6

30

6

0.1

Греция

0.13

12

11

3.7

0.2

Израиль

0.014

13

17

4

0.5

Венесуэла

0.9

22

2

6

1

Формализованное рассмотрение экономической жизни мира 1990-х годов с естественно-научных позиций особенно своими результатами не удивляет. В абсолютном большинстве случаев оно лишь сухим языком цифр подтверждает всем известные факты. Например, высокую, можно даже сказать, предельно высокую, организованность общественного хозяйства и социальной жизни в Китае, некоторую расточительность хозяйств Великобритании, Норвегии, Швейцарии и чрезмерную — Венесуэлы.

Любопытно, но степень упорядоченности использования энергии в холодной России тоже оказалась достаточна высокой — на уровне Канады, несмотря на наше внутреннее убеждение о крайней неорганизованности общественной жизни страны. Вероятно, имеющая у нас место высокая для самой северной страны мира эффективность энергопользования обусловлена не столько организационными мерами государственного регулирования, сколько сохраняющимся еще пока повсеместно традиционным «энергосберегающим» или по меркам западного мира просто нищенским образом жизни населения.

Из ряда благополучных в смысле рационального использования энергии государств, как ни странно, выпадает Израиль. Степень его нестабильности, измеренная таким образом, оказалась экстремально велика. С этими формальными оценками состояния энергетики Израиля коррелирует только его известная политическая нестабильность.

продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>