Календарь перемен (27 февраля - 5 марта 2006 г.)
В такие года, как нынешний, становится понятно, почему в феврале всего 28 дней. Составители привычного нам календаря, вероятно, знали, что самая бурная перестройка природы с зимы на весну будет происходить точно с 28 февраля по 1 марта. Со всеми вытекающими отсюда неблагоприятными последствиями для нашего самочувствия, деловой активности и аварийности на транспорте.
Полный же весенний разворот от бурь к ясности природа, в соответствии с нашим календарем перемен, совершит за четыре дня – с 28 февраля по 3 марта. Параллельно изменениям в природе будет происходить переворот в нашем сознании. И если 28 февраля большинству будет очень трудно сосредоточиться, то 3 марта всем все будет ясно.
«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, а значит - заставить силы природы работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер.
ПЯТАЯ РОССИЯ
Социальный проект, по которому страна
живет 10 лет и будет жить еще 70
начало текущей статьи
Драматичная эпоха существования человечества
В совокупности собранный материал позволяет говорить о кратковременности в масштабах истории нынешнего переходного энергетического периода. Однако перед тем как определить его реальную продолжительность, необходимо иметь какие-либо взвешенные представления о перспективах социальной эволюции на планете, поскольку именно спектр социальных потребностей человека, системы его социальной организации и будут в дальнейшем определять структуру и масштабы энергетики.
Рассмотрение этой проблемы естественно-научными методами позволило недавно прийти к выводу о неизбежности радикальных социальных трансформаций в ближайшее столетие. Вывод этот основан на физической модели эволюции общества. В ее основе лежат представления о природоподобном характере социальной эволюции в длительные исторические периоды. В них, как и на больших пространствах, в чем мы смогли убедиться на статистических данных рисунке 4, субъективный фактор общественной жизни оказывается пренебрежимо мал.
Да, человек по своему желанию и усмотрению может лет на двадцать — пятьдесят вперед устроить жизнь в своей семье или даже очень крупной фирме. Иногда некоторым историческим личностям удается предопределить характер общественного развития крупнейших стран мира на добрую сотню — две лет вперед, как, например, это удалось творцу американской конституции Томасу Джефферсону или вождю Октябрьской революции Владимиру Ульянову-Ленину. Однако уже на этих примерах становится понятно, что «управление» общественной жизнью в таких масштабах в большей степени является фактом творческого прозрения, чем, собственно, волевым актом управления. Для мира же в целом, не будучи вооруженным специальным инструментарием исследования, даже предвидеть перспективы эволюции трудно, а не то что ими управлять.
В такой ситуации среди остающихся в распоряжении человека средств анализа социальной изменчивости имеется метод аналогий. Изучение эволюционных деталей общественной жизни этим методом позволило в последние годы установить множество достаточно точных аналогий в поведении социальных, экономических и некоторых других природных сред. Например, в динамике пространственной эволюции облачных систем на протяжении нескольких часов и государств на протяжении тысячелетий или в динамике распада финансовых систем и диссипации энергии в потоках воды или в ритмах колебаний состояния политических и геофизических систем и так далее.
Применение на этом основании методов математической физики к анализу динамики социальных систем позволило количественно оценить масштабы социальных трансформаций в ближайшую историческую эпоху. Оказалось, что, создав глобальный рынок, глобальные информационные сети и т.д., то есть расширив, по сути, масштабы деятельности до размеров Земли — естественных пределов существования человечества, общество после этого будет вынуждено разделиться на приблизительно равные части — своеобразные социальные соты максимальным размером приблизительно с Китай или Северную Америку. Оценки говорят о необходимости для подобных трансформационных преобразований времени сопоставимого с длиной кондратьевского цикла, то есть 60 лет.
Эволюция в сторону сотового политического мира, как и все предшествующие общественные преобразования, будет протекать в различных сферах жизни общества в разное время. Объективные данные, представленные в первой части статьи, говорят, например, о том, что переходный период в энергетике уже начался 30 лет назад. На этом основании минимальное время, необходимое для установления нового социально-энергетического порядка на планете, можно оценить приблизительно тридцатью годами.
Кризисный в целом для общества период энергетического перехода может завершиться, если рассматривать оптимистический вариант ситуации, только одной перспективой —широко и равнодоступным характером энергоресурсов для различных пользователей в различных частях мира, то есть своеобразной энергетической революцией. По аналогии с революцией в сельском хозяйстве — «зеленой» — грядущую можно обозначить цветом восходящего солнца — «оранжевой».
Как и ко всякой революции, к ней должны привести человечество исключительно драматичные обстоятельства. С частью из них мы уже соприкоснулись.
«За морем телушка - полушка, да рубль перевоз» - говорит народная мудрость. Однако современная мировая энергетика организована практически прямо противоположным этому принципу образом. Крупнейшие источники и потребителей энергии порой отделяют друг от друга не то что моря, а два океана, как, например, Саудовскую Аравию и США или Японию. Этот полномасштабный энергетический проект, сложившийся по стечению уникальных исторических обстоятельств, по своей иррациональности может поспорить только с гипотетическим советских времен проектом поворота северных рек в Среднюю Азию. Поэтому уже сегодня для успешного функционирования такого проекта США вынуждены постоянно держать военный флот в Персидском заливе и регулярно совершать воздушные атаки на Ирак. Конечно, такая неравновесная «энергополитическая» ситуация не может продолжаться долго. И уже сегодня мы являемся свидетелями резкого обострения ситуации на концах энергетической линии США — Ближний Восток.
Нынешнего драматического положения, что в США, что в Афганистане и Израиле, возможно, и не сложилось бы в случае любой другой энергетической системы мира.
Любопытно, но ячеистая социально-энергетическая структура мира, полученная не из энергетических, а более общих представлений социальной динамики, может стать естественным протектором для такого рода кризисов, что является еще одним аргументом в ее пользу. Уничтожать в будущем Всемирный торговый центр в Нью-Йорке будет абсолютно бессмысленно потому, что точно таких же с функциональной точки зрения центров будет на планете еще по крайней мере 6 — не менее чем по одному в каждой геополитической ячейке. Если кому-то в тех будущих условиях понадобится создать политический суперкризис, то ему незачем лететь в США — он сможет взорвать свой собственный центр.
Некоторые наблюдаемые сегодня фрагменты глобальных геополитических сдвигов на Евразийском континенте: объединение Европы и распад СССР, например, если уж и не происходят строго в направлении будущей квазиоднородной политической структуры мира то, по крайней мере, и не противоречат ей. Геополитическое пространство западной части Евразии, расширяясь на протяжении последнего полувека, таким образом, стремится к равновесным для будущего мира масштабам площадью, по нашим оценкам, порядка 3 тысяч квадратных километров.
В этом же направлении — глобальной политической «гомогенизации» мира произошла и трансформация Советского Союза в 1991 году — слишком великая, по сравнению с оптимальной, геополитическая структура Евразии начала распадаться. Есть основания полагать, что процесс этот до конца еще не прошел. По крайней мере, явно прослеживаемые в последнее время тенденции сближения России с Европой несут в себе угрозу распада этого еще более крупного геополитического объединения по новым, более оптимальным географическим рубежам.
Последние драматические события в США, связанные с систематическим терроризированием крупнейшего государства мира то путем авиакатастроф, то биологических атак, объективно нацелены на понижение роли и престижа этой страны в мире и направлены на локализацию ее международного влияния. Таким весьма своеобразным путем, возможно, и проявляется на американском континенте всеобщая тенденция глобальной политической гомогенизации. Оптимальной для ячеистого мира будущая Америка представляется не в виде политического полюса планеты, а по крайней мере в виде двух практически равновеликих Северного и Южного политических образований.
продолжение
ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>