НАРРАТИВ Версия для печати
Владимир Феркельман. Путешествие в Чичен Итцу (2.)

1

2.

Итак Чичен Итца. Забыл уже, что значит Чичен, а Итца – это Святой Колодец, к которому мы тоже еще вернемся.

Вход на территорию комплекса платный, но по американским понятиям дешевый – 8 долларов. Первое, что нам показали, это большой архитектурный макет всего комплекса, сделанный в 70-х годах женщиной-археологом и архитектором из Советского Союза. Не запомнил ее фамилии, но по отрывочным упоминаниям ее имени по ходу экскурсии я сделал вывод, что она сыграла очень важную роль в восстановлении этого уникального памятника.

Вообще же, Мексика очень долго наплевательски относилась к своим историческим сокровищам. Например, в 1902 году некий влиятельный политик из близлежащего района построил себе особняк из камней, собранных на территории комплекса (сейчас это отель). А в 1956 году прямо через эту территорию проложили скоростную трассу... (Сейчас ее убрали на безопасное расстояние...) Таких примеров много. Однако все это забываешь, когда выходишь из чащи – и перед тобой вдруг открывается этот фантастический и невероятный комплекс зданий, построенных в период с VI по X века нашей эры.

Хотя, если быть совсем точным, то потрясает прежде всего комплекс, построенный в X веке уже при Тольтеках. Их строительство отличалось не только масштабами строений, но и большими расстояниями между этими строениями. (В конце экскурсии мы пришли к другой группе зданий, которые были построены в V-VI веке нашей эры индейцами Майя. Их отличало то, что они все значительно меньших размеров и располагаются весьма близко друг от друга)

Главная Пирамида Чичен Ицы.Очень любопытен еще тот факт, что не только Тольтеки, но и сами Майя, построив что-нибудь, в последующие века начинали к этому строению что-нибудь пристраивать или надстраивать его, и в результате из скромного жилого комплекса мог получиться королевский дворец! Отталкиваясь от этого принципа, относительно недавно была сделана сенсационная находка в Большой Пирамиде.

Не помню уже, как один мексиканский археолог пришел к этому выводу, но он добился разрешения пробурить скважину на ее крыше с южной стороны – и наткнулся на какую-то другую крышу примерно на среднем уровне!!! Начали расследование – и обнаружили, что Тольтеки построили свою пирамиду над старой Майской, построенной в VI веке! Причем они не только ее не “заколотили”, но даже не извлекли из ее верхних помещений статуи Чакмаала и Ягуара! По краске на скульптурах и удалось точно установить возраст строения.

Одно из Верховных Божеств Майя с непроизносимым именем. Самых разных фресок в этом комплексе очень много, и все они довольно хорошо сохранились.Сразу надо сказать о Чакмаале, фигура которого встречается повсеместно и представляет одного из Богов, как бы полулежащего на спине с согнутыми коленями и верхней частью тела, опирающейся на локти. Очень неудобная поза, надо сказать. А на животе у Чакмаала всегда был диск (из золота, бирюзы, или другого дорогого материала), и когда первый жрец, убивая жертву, вырывал из нее еще бьющееся сердце, он клал его именно на этот диск! А затем второй, более высокий по положению жрец, брал это сердце и шел орошать свежей кровью лики богов. (Впрочем, тут я слегка запутался, ибо у Майя жертвоприношений еще не было. Так что, возможно, Тольтеки просто подогнали Майского Чакмаала под свои ритуальные нужды...)

Так или иначе, совершенно неожиданно, прежде чем я полез на вершину большой пирамиды, у меня появилась возможность попасть в ее сердцевину, куда сейчас открыли доступ!!

Ужасно мешали восприятию другие туристы!.. Но, с другой стороны, окажись я там в одиночестве, мне было бы весьма не по себе! Проход и древняя лестница такие узкие и тесные, что два человека разойтись там не могут. Электрическое освещение, конечно, есть, но кислорода явно не хватает. Так что это восхождение отнюдь не для человека, страдающего клаустрофобией…

Подъем крутой, но не очень длинный. Наверху открывается небольшая площадка, которую перегораживает металлическая решетка, за которой видны две маленькие комнатки. В них и установлены вышеописанные скульптуры.

Из-за тесноты, духоты и действительно давящих со всех сторон каменных плит я не стал там оставаться надолго. Хотя было бы интересно помедитировать там в полном одиночестве...

Священный Ягуар присутствует повсюду в этом древнем городе.А после этого я полез на пирамиду. Северную и Западную лестницы полностью восстановили, и вдоль Западной положили канат, так что не самым смелым альпинистам есть некоторая подмога. Однако угол подъема был действительно очень крутой, и многие женщины и дети обратно спускаются уже на “пятой точке” – со ступеньки на ступеньку....

Вид наверху, конечно, совершенно захватывающий! Внутри куба, увенчивающего пирамиду, есть два помещения: одно – двухкамерное, небольшое и только с северной стороны, а второе – этакое буквой Г со входами с каждой стороны. В помещениях этих до сих пор сильно пахнет благовониями. Трудно поверить, но говорят, что этот запах сохранился с X века...

Жертвоприношений на этой пирамиде не совершали, а только самые важные и самые тайны ритуалы. (Например, когда жрец надевал на себя кожу принесенного в жертву раба, “договариваясь” с Природой, чтобы она после осеннего и зимнего обновления принесла опять хороший урожай...)

Очень хотелось побыть в помещении на вершине в полном одиночестве, но это было, конечно, нереально....

А теперь о самом потрясающем. Северная сторона является самой главной, и до сих пор остается тайной – как древние Майя и Тольтеки без компьютеров и прочей техники смогли построить это гигантское строение таким образом, что 2 раза в год, в марте и сентябре в дни солнечного равноденствия происходит следующий феномен.

Одно из самых распространенных изображений в городе - Священный Змей (часто - пернатый змей).Широкие лестницы обрамлены бордюрами в виде змеи, являющейся чрезвычайно важным символом в этой культуре. Так вот, перед заходом солнца в день равноденствия – весь северный склон пирамиды погружается в тень. А потом – вдруг – на бордюре-змее начинают высвечиваться ромбы света, которые проявляются в направлении от хвоста к голове. Всего появляется семь ромбов, создающих иллюзию движения змеи, и восьмой высвечивается голова в самом низу. Потом, довольно быстро и четко все начинает опять погружаться в тень в обратном направлении – от головы к хвосту. Весь этот процесс занимает 17 минут. Как такое можно было рассчитать и построить в X веке?! А возможно, это было у Майя и раньше…

Майя считали, что это само Верховное Божество сходит к ним на Землю, и потом уходит обратно на небеса. Как и все другое в жизни Майя, это было связано с возможностью предсказывать будущее, и прежде всего в отношении сельскохозяйственных работ. Я видел фотографию этого явления, повторяющегося, как часы, и в наше время! Грандиозно!

продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>