После пирамиды нас повели осматривать стадион. Ведь именно Майя придумали (еще в III веке до нашей эры) игру, ставшую прародителем футбола и баскетбола. Ко временам Тольтеков эта игра носила уже совершенно культовый характер и сводила с ума все население (и все руководство) древней цивилизации. Мы об этом знаем по многочисленным фрескам. Итак.
Стадион представляет собою огромный прямоугольник, вдоль длинных сторон которого выстроены высоченные стены (причем под небольшим углом внутрь, что обеспечивает идеальную акустику на всем поле). В каждой стене на уровне центральной разделительной линии было установлено по каменному кольцу, куда и надо было забить мяч. На каждой стене по краям и в центре были каменные беседки, в которых сидели рефери, строго следившие за соблюдением всех правил! Вдоль каждой стены были также балюстрады высотой метра полтора-два и шириной, наверное, тоже в метра два. По этим балюстрадам во время игры бегали капитаны, руководя процессом, а также пытаясь получить пас от своей команды, ибо забивать мяч в кольцо мог только капитан.
С двух других сторон поля были тоже строения – с одной стороны королевская ложа, а с другой ложа для VIPа... Остальной народ располагался на стенах и там, видимо, были даже деревянные навесы, защищающие зрителей от солнца. Благодаря все тем же фрескам мы точно знаем, что в каждой команде было по семь человек, включая капитанов. На фресках также видно, что все игроки имели специальные защитные щитки на ногах, руках и груди! Играть в эту игру могли только представители высших сословий! Пользоваться в игре можно было всем, кроме рук, но больше всего играли бедрами. Бедром же надо было забивать гол.
При Тольтеках некоторые правила изменились. В частности, забивать мяч надо было с помощью специальной клюшки, так что эту игру можно считать еще и прародительницей хокея. Забить гол было настолько сложно, что играли только до первого гола. (И это легко могло занять два часа и больше...)
А дальше – самое интересное! После окончания игры капитана победившей команды торжественно приносили в жертву Богам! (По другим данным убивали капитана проигравшей команды... Что, конечно, можно считать более справедливым...)
Происходило это жертвоприношение в специально отведенном месте. Рядом со стадионом находится Лобное место. Очень больших размеров платформа. Возможно, раньше на ней было еще какое-то строение, но сейчас сохранился только фундамент-платформа, вдоль которого по всему периметру тянется резьба по камню в виде черепов. Черепа, кстати, как и вообще культ смерти, встречаются у Майя очень часто, но это единственный случай, когда черепа имеют глаза, а не пустые глазницы, и среди огромного количества высеченных на стенах черепов нет ни одного похожего! Есть мнение, что это своего рода Стена Славы, и мы видим черепа убитых капитанов, которые считались героями. Сами же капитаны почитали отрубание собственной головы за честь, потому что знали, что вернутся обратно к своему народу в виде кукурузного поля или плодоносящих фруктовых деревьев!
Отрубание головы (точнее, видимо, отрезание, так как в распоряжении Майя были только ножи из обсидиана) было еще одним большим шоу! Рядом с лобным местом находилось другое строение, на котором располагались музыканты и танцоры, сопровождающие экзекуцию.
И все это представляло собой очередной сложный и красочный ритуал.
Потом отрезанную голову оставляли на общее обозрение на помосте на несколько дней. Но главным тут было другое. По Космогонии Майя на тринадцатом уровне Небосклона жила гигантская птица (забыл, как зовут), которая должна была под прикрытием ночи спуститься на Землю, чтобы забрать душу умершего... После этого голову с телом кремировали, а сердце и нож, которым было совершено убийство, клали в специальную каменную шкатулку в виде черепа или головы, всячески украшали и бросали в Святой Колодец или захоранивали особым способом.
Кстати, вышеописанный стадион является самым большим, дошедшим до наших дней, во всей Месоамерике. А каменные кольца, которые установлены в стенах и хорошо видны на фотографиях, были найдены археологами именно на помосте, где убивали капитанов команд. Их там нашли, когда сняли несколько метров культурного слоя при раскопках! По какой причине кольца были удалены из стен и оставлены на помосте – большая загадка. И еще такой штрих. Когда мы ходили по территории комплекса, наш гид-метис вдруг остановил нас у большого дерева с красивыми желтыми цветочками и рассказал, что чай из этих цветов в течение нескольких недель способен либо полностью вылечить диабет, либо хотя бы привести содержание сахара в крови в полный порядок.
К концу периода расцвета этого города в XX веке н.э. площадь города составляла восемнадцать квадратных километров, и он был полностью окружен каменной стеной. Внутри жили только аристократы, все стальное население проживало в хижинах наподобие тех, что мы уже видели за стенами города. Общее население составляло тогда 50 тысяч человек.
И кстати! Когда выходишь за стены города и начинаешь идти по построенной Майя дороге, видно, что город расположен на восемь метров выше естественного уровня земли. Это же сколько камня они переносили на своих плечах! Строительство больших объектов могло легко продолжаться по пятьдесят и более лет. После окончания строительства обязательно приносили в жертву Богам по двадцать и более рабов! Жертвоприношения также делали по множеству других поводов...
И еще Майя/Тольтеки были великими дорожными строителями. Они создали огромную систему великолепных дорог, связывающих разные города их цивилизации. Протяженность самой длинной дороги составляет 101 километр, и идет эта дорога от Чичен Ицы до берега Карибского моря в том месте, где самое маленькое расстояние отделяет континент от острова Козумель, о котором я уже рассказывал.
В период расцвета Майя ворочали огромной торговлей, но по дорогам путешествовали только ночью. Из-за жары. И, конечно, главной тягловой силой, переносящей тюки с грузами, – были рабы. Лошадей индейцы еще не знали.
На наше счастье погода в этот день выдалась облачная, поэтому солнце периодически закрывали облака, и можно было жить... Но как только солнце появлялось, становилось ужасно жарко. И это в конце октября. Летом же там просто ад! (Кстати, не смотря на осень, гид предупредил нас о наличии комаров! И хотя я оных так и не увидел, но кем-то укушен несколько раз был! Чтоб они провалились! Мексиканские насекомые вообще обладают таким некультурным свойством, что они очень малы и кусают безболезненно. Но, зато, потом чешется так, что не знаешь, куда деться!)
Вернемся же, однако, к дороге. Нам пришлось пройти где-то полкилометра, и нашему взору открылся почти правильной круглой формы провал в земле диаметром метров в пятьдесят или в сто... С глазомером у меня напряженно...
Стенки этого естественного колодца были из известняка. Впрочем, известняк был везде – из него все и было построено, так что далеко за стройматериалом ходить было не надо. До воды от поверхности было семнадцать метров, а глубина колодца составляла еще двадцать два метра! Индейцы этот колодец считали святым и верили, что на его дне живет один из самых главных их богов – Бог Дождя. По этому поводу в колодец бросали много жертвоприношений, включая шкатулки с сердцами убитых капитанов команд...
Но главное жертвоприношение совершалось только раз в год, и жертвой могла быть только дочь Правителя! Девушку готовили к этому целый год. В торжественный день она проходила серию ритуалов, ее физически и духовно очищали, потом процессия от Пирамиды шла к колодцу. На его берегу было строение ритуальной бани, развалины которой сохранились до сих пор. Девушка принимала парную баню, что было последним очищением, ее наряжали в специальный наряд и давали специальное наркотическое питье. Впрочем, питье это пили все.
Наш гид радостно сообщил подробности: питье это вводило всех в галюциногенное состояние, у некоторых начинались конвульсии и человек при этом совершенно переставал чувствовать боль. Позже он показал нам дерево с красивыми голубыми цветами и открыл простой рецепт. Нужно взять кору этого дерева (“бальчи”), смешать с листьями табака и залить водой. Через три дня ферментации зелье готово к употреблению! Полрюмки его достаточно, чтобы полностью опьянеть на 4-6 часов! Индейцы до сих пор пользуются им перед операциями и в других, менее драматичных случаях.
Так вот. Бедную девушку клали на специальную – тоже сохранившуюся – площадку. Делали надрез под сердцем, ломали ребра и вырывали сердце! Тело бросали в колодец, а сердце использовали в дополнительных ритуалах. Археологи подняли со дна колодца шестьдесят тысяч артефактов и огромное количество костей.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?