К сожалению, далее нас начало поджимать время, и экскурсия пошла по ускоренной программе. Из тольтекских построек мы посмотрели подробно еще только “Дворец 1000 колонн”.
Если я правильно понял, это было “очень многопрофильное” здание... Во-первых, там жил Верховный Правитель. Во-вторых,, центральная лестница и портал использовались для богослужений и жертвоприношений, на самом верху в специальном алькове располагались статуи Богов. В-третьих, в боковых помещениях жили родственники и приближенные к Правителю. К тому же там располагались “офисы”.
Центральную часть в определенной степени восстановили, как и колоннаду с Юга, а остальное все еще лежит в развалинах. Этот комплекс характерен еще и тем, что его стены и все главные колонны очень богато покрыты резными фресками, дающими хорошее представление об обитателях этого города и их обычаях.
Мне особенно понравились фрески Пернатого Змея, символизирующего одного из главных Богов Майя-Тольтеков, причем по изображению хвоста можно сделать вывод, что змея была гремучая. А самое Высокое Божество изображалось следующим образом: человеческое лицо, выглядывающее из пасти змеи. Далее это существо имеет крылья орла и когти ягуара.
Через старую Чичен Итцу, построенную в V-VI веках Майя, задолго до прихода Тольтеков, мы, к сожалению, должны были проходить почти без остановок, и потому информации почти не имею.
Пирамиды Майя гораздо ниже и скромнее, чем у Тольтеков. Но именно у Майя была традиция хоронить высшее духовенство и правителей в масках сделанных мозаичным способом из яшмы и других драгоценных и полудрагоценных камней! Я видел такое в музеях. А здесь нам показали пирамиду, под которой была сделана одна из первых подобных находок. Из строений же – самым интересным была Обсерватория – единственное здание во всем комплексе, а, может, и во всей культуре, где на традиционном пирамидальном строении-фундаменте стояла цилиндрическая башня. В остальном у Майя только углы и квадраты! И особенно у Тольтеков, которые пришли с Севера, славящегося даже в те времена землетрясениями, отчего у них во всех строениях есть ребра, как у пирамиды, гарантирующие устойчивость конструкции при любой тряске...
Вот, вроде, и все. Получилось галопом по Европам. При такой гонке погрузиться во все это глубоко было невозможно. Ну, Бог даст, доведется еще когда-нибудь вернуться. Кстати, судя по картинкам, в этой части Мексики есть еще по крайней мере два не менее грандиозных города, отличающихся во многом от Чичен Ицы, а еще одно сейчас заканчивают раскапывать немецкие археологи, и скоро его откроют для посещения.
В заключении же должен еще вернуться к противостоянию между испанцами и ацтеками. Я, наконец, получил ответ на вопрос, почему такая маленькая группа испанских солдат – 300-400 человек (хотя гораздо лучше вооруженных и имеющих лошадей) сумела в сенсационно короткие сроки победить многотысячные войска ацтеков. Две главные причины – это невероятная жестокость ацтеков, которые совершенно беспощадно эксплуатировали все захваченные ими народы. (Испанцы тоже эксплуатировали, но это даже сравнивать нельзя было с отношением ацтеков!..) Кроме этого ацтеки регулярно забирали у соседних племен жен и дочерей, чтобы приносить их в жертвы своим кровожадным богам.
А вторая причина заключалась в том, что к приходу испанцев ацтеки только относительно недавно пришли к власти в регионе и еще не успели должным образом консолидировать власть и укрепиться. Поэтому их цивилизация так быстро развалилась. А Майя не только сохранились, но сохранили еще многие свои обычаи и языческие верования, несмотря на то что испанцы, в конце концов (через очень много поколений), обратили их все же в Христианство. (И все равно Майя от своей веры не отказались! Они вмуровывали тайно в алтари изображения своих богов, а снаружи устанавливали Распятие и иконы...)
Чтобы привлечь индейцев, испанские монахи устраивали всякие фестивали и празднества. Индейцы с удовольствием приходили поглазеть, но входить в здания церкви категорически отказывались! Причем они были в этом на столько упорны, что испанцам пришлось пойти на полную реконструкцию канонов – и они начали строить церкви без стен. По сути это был Алтарь под большим навесом. Этого индейцы уже не боялись. Однако, когда испанцы начали закручивать гайки, то многие индейцы предпочитали кончать жизнь самоубийством, чем переходить в Христианство. Многие убегали в джунгли и горы. Если их ловили, то жестоко пытали, требуя крещения...
Испанцы тогда много наворотили... В частности после взятия Теночтетолана они сожгли имеющуюся там уникальную библиотеку, лишив человечество невероятного собрания знаний и информации! Наверное, в тайниках библиотеки Ватикана лежит несколько образцов, но они этого никогда не откроют...
На обратном пути на въезде на скоростную дорогу мы увидели солдат с автоматами, мимо которых должны были проезжать все машины. Это, как оказалось, результат борьбы с наркоторговцами. Однако в этой части Мексики наркоторговли и производства наркотиков нет, так что здесь жизнь спокойная, а преступность очень низкая. Больше всего проблем с наркомафией в городах, расположенных около границы с США.
Вторая же задача солдат – это конфискация огнестрельного оружия, которое в Мексике запрещено. Однако на удивление, если они у кого-то и находят оружие, то только его конфискуют, а виновника тут же отпускают... Никакого наказания нарушитель не несет... Во что поверить трудно, учитывая грандиозные масштабы коррупции в Мексике.
Многие индейцы, живущие в джунглях, или рядом с джунглями, имеют охотничьи ружья, без которых им часто просто не прокормить семью. Одно время правительство проводило кампанию, предлагая 100 долларов за ствол, но индейцы в основном начали сдавать “антиквариат”, который в охоте использовать все равно было нельзя, и эту программу свернули.
В самой же Мериде, население которой к моему удивлению составляет более миллиона человек, очень много полиции, а по ночам город активно патрулируется. Так что там тоже совершенно спокойно. После 12 ночи город практически вымирает, за исключением самого центра.
А еще мексиканцы не дураки поддать, так что полиция прежде всего ловит выпивших за рулем. Их тут же везут в специальные места, где нарушителям приходится отсыпаться до утра. Утром их отпускают, и единственное последствие – это штраф в 100 долларов. А для этих мест это очень большие деньги.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?