1 / 2 / 3 / 4 / 5
Бонус 2: от теории к практике, или по ту сторону арта
Случай с «Интегрити Консалтинг» и МТС (2002 г.)
(продолжение)
В итоге мы очутились в профессиональном агентстве наших приятелей, которые
нам разжевали, что такое стенд на «Норвеком». Оказалось все достаточно просто
для понимания и крайне сложно для осуществления.
Нам надо было
разработать концепцию стенда, придумать и написать развлекательную программу с
конкурсами на пять дней, осуществить застройку площади больше 300 квадратных
метров на два этажа, и, разумеется, сделать дизайн макет застройки и
координировать в течение всего этого времени работу стенда на самой крупной в
северо-западном регионе России выставке, посвященной телекоммуникациям (каковой
оказался «Норвеком»).
До этого я никогда не интересовался подобными
мероприятиями, проходящими в Питерской Гавани. Там соберутся все операторы связи
и телефонии, и будет снова битва титанов. Главных конкурентов в Санкт-Петербурге
– Мегафона и МТС. Мы должны были сделать стенд, не уступающий по глобальности
Мегафоновскому. И задача эта была не из легких, так как Мегафон был на своей
территории и имел неограниченные средства и возможности. А мы как представители
Московского вторжения были на этой выставке непрошенными гостями. Немудрено, что
через год МТС вообще отказались от участия в «Норвекоме» по причине того, что из
выставки разных компаний в сфере телекоммуникация эта выставка превратилась в
единый и глобальный выставочный стенд «ТЕЛЕКОМИНВЕСТА», претендующего на
монополию в Питере на связь в Санкт-Петербурге. Будь то GSM – «Мегафон»,
Интернет - «Веб Плас» или СДМА - «Скай Линк»… Все это принадлежит сегодня одним
и тем же людям. Но это в ближайшем будущем, а пока МТС решил снова принять
участие в соревнованиях за звание самого народного оператора страны, и мы должны
были достойно его представить.
Баля связался с профессиональными
застройщиками стендов и попросил составить нам смету, я в это время навел
справки и выяснил, что первый стенд стоил в два раза больше чем та сумма,
которую предлагали нам. И сейчас на нас планируют сэкономить и при этом получить
продукт ничуть не хуже, а возможно и лучше. Мы с Балей покреативили пару часов
один вечер и придумали отличную идею с трассой, гонками, в общем автомобильной
эстетикой, где мобильники приравнивались к машинам. Учитывая, что МТС являются
спонсорами «Формула 1» и «Невское кольцо».
Особенно меня радовала наша
автозаправка, где все гуляющие на Норвекоме зрители могли бы подзаряжать свои
телефоны, так как там были бы подзарядки для всех моделей, сертифицированных в
России… В общем было много интересного, что потом воплотится частично в МТС, а
частично еще и на другом стенде, уже компании «Веб Плас», через несколько лет.
Рисовать дизайн-проект по нашим эскизам были наняты опять же
профессионалы. Пока они работали, мы сочиняли сценарий всего мероприятия на пять
дней. Готовили речи ведущему, подбирали актеров и танцоров, ди-джея, в общем,
были озабочены культурной частью.
Вскоре все было утверждено, так как
работа проходила, разумеется, в состоянии жесточайшего дедлайна… Нам остался
финал. Самый большой и дорогостоящий – стройка. Все – начиная от ковролина и
искусственных растений, мебели и непосредственно металлической конструкции в два
этажа… Звук, свет, плазмы, ооооххх… всего не перечислишь, что нам там было надо…
Одновременно на стенде во время работы находилось около 20 человек… О
чем говорить… На пять дней это было настоящее действующее посольство МТС в
Гаване. Мы несколько раз адаптировали и меняли сценарий и дизайн-проект, пока
его не подписал генеральный директор Румянцев, похожий на военного диктатора из
Чили, как их изображали советские карикатуристы. Осталось для перевода денег
только предоставить смету по стройке. Мы ее получили от профессиональных
выставочных застройщиков, у которых был гигантский опыт и горы своего
оборудования…
Первоначально у меня была идея тупо накрутить на их смету
свой процент и отдать заказчику, так как в смете было больше 100 пунктов, то по
каждому врубаться времени не было… Но Баля вовремя меня остановил и предложил
пробежаться по всем пунктам крайне внимательно и изучить документ, который мы
получили… Я согласился и таким образом мы с удивлением стали натыкаться на
пункты, цена которых, мягко говоря, была завышена, а точнее казалась абсолютно
нереальной. Если сама стройка вопросов не вызывала, то, к примеру, как могла
стоить аренда на 5 дней стульев на стенд или телевизора больше стоимости самих
стульев, если бы мы их купили – это был веселый момент. Мы должны были выкинуть
кучу денег из бюджета на вещи, которые бы потом еще у нас и забрали. Нет.
Это нас не устраивало. Мы поняли теперь, что вольны уменьшить бюджет,
если сделаем просто пару звонков знакомым владельцам магазинов от «Кабинет» до
«Окании» и купим те же столы, стулья, диваны со скидкой от друзей. И уже сами
выставим аренду МТС за свое имущество.
Это было гораздо лучшее решение,
чем отдать смету строителей заказчику, не вдаваясь в детали. В результате именно
нашего внимания к этим мелким деталям мы смогли сбюджетировать проект так, что
потом у нас был обставлен офис и все учредители компании «Интегрити» заработали
столько, сколько я планировал вначале произнести на первой встрече…
Когда с бюджетом все было
утрясено. Началось выбивание денег. С корпорациями это всегда сложно. Даже когда
им что-то необходимо, а в руководстве твои друзья, они все равно не могут обойти
гигантскую бюрократическую машину, созданную в недрах для управления компанией.
Поэтому часто мы оказываемся в ситуации, когда выбивание денег происходит
ежедневно, прямо с регулярным дежурным сидением по несколько часов в кабинете
или у кабинета клиента с подписанными документами и счетами – вот сидишь и
добиваешься, чтобы их пустили в оплату как первостепенные... Обычно все
происходит в самый последний момент, в истерике со всех сторон, когда под угрозу
уже ставится все событие… Но к этому надо относиться философски и не ссать, а
принимать как должное. «Деньги просто так не даются», как говорил мой друг,
директор компании «Филипс». «Точнее деньги даются. А вот 100 000 долларов – нет.
Надо приехать, посидеть, пообщаться не раз, показать какой ты целеустремленный,
и тогда и только тогда тебе их отдадут. Утвердить все и подписать это полдела.
Ритуал отдачи суммы клиентом заказчику – особый танец, плохо исполнив который,
можно загубить все предварительные договоренности».
Никогда не забуду
случай в редакции «Амфора», когда нашим партнером с Балей был Гриша Огибин.
Большой специалист в плане рекламы и ПР. В принципе, он и ввел нас в этот
бизнес. И научил практически всему.
Обычно, когда мы втроем ездили на
встречи, мы молчали, и говорил он. Так было и в тот раз. Речь шла о продаже
свежеотпечатанного 10 000-го тиража «Экстази» Ирвина Уэлша. Сделка была
достаточно выгодной для нас. И вот, в какой-то момент, когда все вопросы были
решены, документы ушли на подпись, владелец издательства попросил Гришу подарить
ему один экземпляр книги, пока тираж еще не отпечатан… И тут Гриша делает такой
финт, которого я не ожидал никогда. Он говорит, что у него в багажнике машины
есть десяток книг, и он может продать их сейчас с удовольствием…
Пиздец.
Это был полный провал.
Разумеется, это был период, когда у нас всех не
было ни копейки денег в кармане. Но это тщательно скрывалось. И, разумеется,
особенно тщательно перед клиентом, которому мы приехали продавать тираж,
выкупить который мы сами не имели возможности на тот момент. И сделка почти
состоялась, если бы Гриша не выдал нас с потрохами, предложив купить, как мелкий
торгаш на улице, десяток книг… Я смотрел на него с диким непониманием… Как такое
могло у него вырваться… Как такое могло произойти с гением ПР и Рекламы… моим
личным гуру Гришей…
Ведь еще только полгода назад все было по-другому… Я
вспомнил, сидя за столом в «Амфоре», сделку с «Фора», ныне закрывшейся
телекоммуникационной компанией, которая была первым в Санкт-Петербурге
оператором мобильной связи. Помню, в золотую эпоху бандитского Петербурга начала
90-х по всему городу был развешан их рекламный имидж с изображением морды Волка
на фоне карты Северной Столицы со слоганом: КАЧЕСТВО СВЯЗИ НА ТВОЕЙ ТЕРРИТОРИИ.
В те времена, встречая двухметрового роста выпускников из своей
спортшколы, ездящих от засады к засаде, я всегда наблюдал с ними пажей, которые
переносили чемоданчики с этой самой связью. Вещь была удивительная во всех
отношениях, как и времена.
Мы делали креатив последней рекламной
компании «Фора», которая собиралась уже закрываться, переименовываться в «Теле
2» и переходить на новый формат вещания. Все было придумано прекрасно, как
всегда, но в последнюю секунду директор и бренд-менеджер решили нас прокинуть.
Кидок был самый нелепый и грубый. Нам просто сказали после того, как все
утвердили, по телефону, что по их сведениям мы не имеем ресурсов для запуска их
рекламной компании, поэтому они взяли наш креатив и обратились уже в другое
агентство. Нам же они готовы заплатить какой-то минимум, так как и креатив им не
нравится в принципе. И вообще, мы много времени у них отняли, завели их в тупик
и во всем виноваты…Мы были в растерянности от такого поведения крупной компании
с историей и устоявшимся имиджем и, главное, с приятельскими отношениями с нами.
В какой-то миг мы не поняли, что делать дальше…
Это был момент полной непонятки…
В это время Гриша, заваривший всю эту кашу с «Фора», лежал в больнице после
операции. Мы с Лешей и моей женой Аней спасли его буквально пару недель назад,
зайдя к нему в гости и обнаружив его, скорчившегося от боли в спальне его дома.
Взяли бережно, унесли в машину, привезли в Клинику и тут же донесли на руках,
прямо на операционный стол. Слыша его крики от боли и успокаивая, как могли,
гладя по голове… Зайди мы чуть позже в гости и Гриши могло бы уже не быть. Ему
удалили часть желудка, и он стал приходить в себя. Когда мы ввалились к нему со
словами: «Папа, помоги! Папа, вернись! Папа, нас развели твои друзья!»…
Он спокойно оделся в привезенный нами костюм. Сел за ноутбук, тут же
выписал счет на сумму, которую мы планировали получить с «Фора». Выйдя из
больницы, по пути мы распечатали документы в копи-центре, поставили печати и
вскоре уже ввалились в «Фору»… Прямо в кабинет директора, втроем. Разговор сразу
начался с резких обвинений со всех сторон… Они говорили, что мы поставили всю их
рекламную кампанию на грань срыва, а мы – что они повели себя нечестно, взяв
нашу концепцию и наняв осуществлять ее другое агентство, дешевле, и прокинув нас
с гонораром…
Я учился на ходу у Гриши, как вести себя с Сильными мира
Сего – генеральными директорами корпораций…
И Гриша с удовольствием
джемовал со мной, исполняя пьесу на двоих…
Чувство, что папа рядом,
сняло с меня напряжение, мимолетную растерянность, и я снова почувствовал себя
легко и просто. Я заявил, что у меня есть гигантский опыт судебных
разбирательств по поводу авторского права и его нарушения… о чем черным по
белому написано в «Деловом Петербурге» и многих других СМИ, освещающих мои
перманентные скандалы с разными компаниями. Что, если «Фора» хочет попасть везде
и всюду в прессу за кражу моей интеллектуальной собственности – неприятности не
заставят себя ждать… Все, что мне надо – это набрать номер моих адвокатов,
которые являются не просто юристами, а государственными чиновниками, работающими
на Ханты-мансийский автономный округ, и привлекут все имеющиеся у них ресурсы,
чтобы довести дело до победной развязки с нашей стороны. Потому что правда и
сила на нашей стороне.
Директор «Форы» зло согласился оплатить креатив в
полном объеме… Лишь бы мы только отвязались. Но в планах Папы Гриши была оплата
всего проекта целиком. Даже если он и не был сделан нами… Но мы же не сделали не
по своей вине. Мы были готовы. Это уже проблема клиента, что он испугался, стал
ссать и метаться между агентствами… Такой наглости Директор не ожидал. Увидев
счет на столе, он вскочил разъяренный и указал нам на дверь, чтобы мы убрались…
Стал кричать с ненавистью, что не даст нам ни цента больше…
И тут я стал
свидетелем самого крутого поступка, который я когда-либо наблюдал на переговорах
такого уровня… Папа Гриша взвизгнул и на повышенных тонах стал быстро говорить,
что он находится на грани жизни и смерти. Что из-за этого проекта он оказался на
операционном столе… Что сейчас он приехал из больницы и любое волнение его может
убить, что если «Фора» хочет при свидетелях стать виновниками обострения его
болезни и отправить его снова на операционный стол, то можно продолжать в таком
же духе. Но это уже будет уголовное преступление. Целенаправленное доведение до
кризиса больного человека…
В подкрепление своих слов Гриша скинул пиджак
делового костюма, снял галстук и, задрав рубаху, показал охуевшим от
происходящего «Форавцам» свежеисполосованный и шитый перешитый живот с кровавыми
рубцами…
Охуели не только они. Но и я… и Леша…Минуту мы сидели, открыв
рты. А Гриша подошел вплотную к директору Форы и бренд-менеджеру (кстати,
молодой симпатичной женщине) и со слезами в глазах, артистично выступившими у
него, демонстрировал истерзанную плоть… Во всей этой картине было нечто
возвышенное, религиозное и нечто мифическое…
Такие вещи становятся
бизнес-легендами.
У них сдали нервы. Они согласились на все наши
условия. Давление и шантаж ниже пояса прижали их к стенке. Все документы
подписывались, не выходя из кабинета, генеральным директором, которого мы
окружили, как рэкетиры, со всех сторон. Никаких слов, «я отдам договор юристам
или подпишу завтра» быть не могло. Мы склонились над ним, пока он не подписал
все при нас и не отдал все копии нам на руки и не вручил тут же счет в оплату,
вызвав главного бухгалтера в кабинет.
Женщина бренд-менеджер сидела, как
заложник среди террористов. Такое явно впервые происходило в этих стенах…
Мы вышли победителями… Я научился за эти полчаса тому, чему учатся
налетчики и грабители банков годами. Уже на улице Гриша вытер глазки и стал
смеяться тому, как мы напугали этих уродов-кидал… Я смотрел на него с
восхищением и любовью… Он был моим ПР-Учителем.
Мы поехали буквально тут
же на радостях вечером в клуб «ПАР» на вечеринку какого-то издательства, где я
читал свою прозу, а Гриша снова устроил шоу, вскочив на стол и задрав рубаху,
показывая всем шрамы, подтверждающие своей истинностью истинность любых моих
слов… Он встал, как и в «Форе», в позу Святого Себастьяна, и все слушатели и
зрители тянули свои головы, шокированные происходящим…
Как сейчас, в
«Амфоре», могло так произойти, что Папа Гриша сделал такой неверный шаг…
Наркотики… Только наркотики… Ему нужны были срочно деньги… В этот же день…
Поэтому, по большому счету, ему было пофиг – провернуть выгодную для компании и
всех сделку или продать одну упаковку книг, чтобы обеспечить себя дозой этим
вечером…
Акелла не просто промахнулся… Он шлепнулся на ровном месте…
Поскользнулся на наркотиках.
продолжение
ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>