В этом году 9 мая будет выходным днем как нельзя кстати. Дело в том, что по многолетним наблюдениям именно в это время весны ожидается пик перестройки природной среды со всеми вытекающими из этого последствиями для здоровья и самочувствия. А неустойчивое самочувствие, несомненно, отразиться на многих плодах нашей текущей деятельности.
Поэтому, например, статистика чрезвычайных происшествий на ближайшей неделе вполне может стать экстраординарной, особенно в районе 9 и 14 мая.
В этой связи все праздничные дни рекомендуется провести в максимально спокойной и комфортной обстановке.
«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, в результате чего силы природы будут работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер. А вообще - все зависит от вас!
ПЯТАЯ РОССИЯ
Социальный проект, по которому страна живет 10 лет и будет жить еще 70
Часть III. Палестина III тысячелетия (прогнозы на XXI век и III тысячелетие)
1.2.2. Законы естественной социальной иерархии
В рамках этого понимания природы социальных сред, в них на каком то этапе развития естественным образом должна возникать иерархическая структура элементов, частей и частиц. Причем такая структура, на самых многочисленных нижних этажах которой в соответствии с теорией Колмогорова энергия частиц должна находиться в обратной пропорции с их численностью.
Переводя это утверждение на экономический язык, мы должны ожидать, что в естественном обществе численностью, например, в 100 млн. человек, абсолютное большинство которых ежегодно потребляет в среднем энергический ресурс, в долларовом эквиваленте равный 1000 единицам, 100 тысяч должны потреблять или перераспределять энергию в эквиваленте 1 млн. долларов в год.
Если эту закономерность прямолинейно экстраполировать вплоть до численность в 100 человек, то масштабы контролируемых ими ресурсов можно оценить в 1 млрд. долларов в год.
Отметим, однако, еще раз, что все эти оценки справедливы лишь для распадающегося или на научном языке диссипирующего общества. Как мы знаем по отечественной статистике, эти оценки, однако, не лишены оснований. Действительно, в 140 миллионной стране долларовых миллионеров насчитывается сегодня немного меньше 100 тысяч, а миллиардеров - несколько десятков. Децильный коэффициент, принятый сегодня в мире для оценки степени социальной неравновесности, в таком обществе соответствует, согласно официальной статике, нескольким десяткам единиц, многократно превышая уровни социальной стабильности, зафиксированные, например, в странах Запада (3-4 единицы).
Однако, период распада, что в природе, что в обществе составляет лишь часть времени жизни системы. Диссипация протекает лишь до определенного момента времени и состояния системы – до точки ее бифуркации, или фазового перехода, коллапса, наконец, или революции.
История, однако, показывает, что чаще всего после достижения точки перехода имеет место не коллапс, не «конец истории», как об этом принято сегодня считать после известной работы Фукуямы, а всего лишь ее внутреннее перерождение или фазовый переход, говоря языком физики.
Один из таких революционных переходов Россия пережила относительно недавно – в перовой половине XX века. Пережила весьма драматично, создав на месте разложившейся 300-летней многоступенчатой имперской структуры двухуровневую социальную систему, простоявшую, как, впрочем, на это и рассчитывали ее основатели (известно мнение Ленина о том, что у священства надо хотя бы лет на 70 отбить охоту проповедовать), более полувека. На ее верхней ступени, охватывавшей приблизительно четвертую часть населения (если считать с семьями) находились «члены партии», жестко связанные между собой и всей системой управления государством принципами «демократического социализма», а ¾ - труженики. (Отметим, в этой связи, что и по представлениям теории социальной турбулентности и практики организации современных акционерных обществ, жесткий контроль именно не менее чем над четвертью социальной системы обеспечивает ее устойчивое существование.)
Из истории, однако, мы знаем, что более устойчивые 1000-летние социальные системы древности, сохранившиеся в некоторых местах даже до наших дней, имели не двух, а многоуровневую структуру общества (часто 7-звенную). На ее верхних ступенях (духовенство, аристократия, военные) отношения людей носили, скажем так, в большей степени регламентированный, а на нижних – хозяйственно – экономический характер.
Разного рода иерархичность не является уникальной отличительной особенностью устойчивого общества. Иерархию повсеместно мы наблюдаем и в природе – в строении Солнечной системы, Земли, горных гряд, облаков и т.д.. Поскольку только устойчиво сформированные системы могут, говоря научным языком, достаточно долго приходить в тепловое равновесие с окружающей средой или, иначе, просто существовать.
Краткая суть этой естественной иерархичности заключается в том, что на ее нижних уровнях действует закон Колмогорова – чем чаще встречаются социальные или экономические образования, тем меньше их общественная значимость и тем меньше время протекания в них внутренних процессов обмена товарами, услугами, информацией и т.д. Положение человека на нижних ступенях иерархии определяется, поэтому, просто – объемами ресурсов которые он потребляет, или говоря современным языком, его доходом. Чем выше доход – тем выше социальный статус. А вот с повышением уровня иерархии характер социальных отношений изменяется. Между средними этажами устойчивого общества с точки зрения законов социальной турбулентности неизбежно определенное равенство в уровне потребления, вне зависимости от социального статуса человека (как, в прочем, и равенство людей в рамках одной социальной страты). Т. е. неизбежно их «равенство перед законом» или существование в их среде определенного рода демократии.
На верхних ступенях естественно организованной социальной лестницы статус человека определяется далеко не уровнем его личного потребления, а уровнем, скажем так, общественной значимости или масштабами ответственности, которые, в свою очередь, как правило, сопряжены с высокой организованностью жизни и ее гармоничностью.
В верхней части социальной лестницы действует не закон конкуренции, а сотрудничества.
На самой вершине или в истоках устойчивых социальных и природных систем, история постоянно обнаруживает либо центры гармонических колебаний, как это имеет место в Солнечной системе или на Земле, либо своды законов гармоничной жизни, как в Библии, Коране или Книги перемен.
А гармония, которую человечество постоянно ищет и в законах природы, и в жизни людей отличается, как известно, минимальными потребностями в физической энергии.
Не удивительно, поэтому, что все социальные системы древности обожествляли свои истоки.
И в новейшую эпоху, которую связывают с понятием наука, мы тоже наблюдаем чрезвычайное отношения к ее великим открытиям, таким, например, которые совершили Ньютон, Маркс или Циолковский. Хотя физические масштабы влияния этих людей на историю было пренебрежимо малым, влияние их мыслей достигло, можно сказать, божественных высот. После Маркса, например, весь мир в той или иной степени шагнул в сторону социализма, а после Циолковского двинулся в космос.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?