Олег Доброчеев Версия для печати
Хрупкое равновесие

Календарь перемен (3 - 9 июля 2006 г.)

Наступившая неделя если и не удивит нас неприятными сюрпризами (особенно под конец), то уж точно даст нам понять, как будут складываться дела дальше. Объясняется это чрезвычайно хрупким равновесием природных стихий в это время года и, как следствие, высокой психофизической неустойчивостью человека ко всевозможным возмущениям. Поэтому даже самые слабые негативные тенденции, возникшие в начале недели, в ее конце значительно усилятся.

Срединный характер этой недели (не только в ежедневных, но и более крупных сезонных ритмах колебаний природной жизни) позволяет считать, что динамика текущих перемен имеет высокие шансы повториться на протяжении всего оставшегося лета. Поэтому в зависимости от того, в какой последовательности и каким образом пройдет в нашей жизни эта неделя, так пройдет и все лето.



«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, в результате чего силы природы будут работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер. Но – все зависит от вас.

ПЯТАЯ РОССИЯ
Социальный проект, по которому страна живет 10 лет и будет жить еще 70

1.4. Вихри глобализации (3)

Проекция длинных волн мировой истории из XX в XXI век

Кратко, результаты расчетов глобальной эволюции, выполненные по алгоритмам вихревой теории, представлены в таблице.

Проекция длинных волн мировой истории из XX в XXI век.

(В таблице отмечены ключевые, по мнению автора, события того или иного времени). (По техническим причинам эту таблицу мы опубликовать не можем, - ред.).

О чем говорят данные этой таблицы?

Во-первых, результаты расчетов, будучи абсолютно независимыми от исследований Валлерстайна, с одной стороны конкретным языком цифр подтверждают его гипотетические оценки, а с другой их уточняют. Так, например, они говорят, что циклический кризис американской экономики, начавшийся практически одновременно с началом нового века, продлиться еще около 30 лет. В этих данных, в прочем, нет большой новизны, поскольку первый раз они были опубликованы автором в Независимой газете 13 января 1999 года в статье под названием «Глобальный кризис. Российский сценарий». Второй раз точно такие же временные рамки были названы в первой президентской речи Джорджа Буша в начале 2001 года. Правда, свои оценки национального развития Буш не вполне адекватно распространил на весь мир, который, по его мнению, целиком вступил в 2000 году в 20-30-летнюю полосу стагнации. Данные наших расчетов говорят, что хотя эта фаза состоянии глобальной нынче американской экономики, безусловно, отразится на всем мире, она, в большей степени, все таки, характеризует состояние американского общества. Это маленькое замечание, однако, принципиально важно для построения любых других (кроме американской) национальных стратегий вхождения в «глобальный сотовый» мир XXI века (как мы однажды уже назвали его в «НГ» от 16 мая 2000 года).

Окончание же первой, приблизительно 30-летней кризисной фазы глобализации – фазы становления на планете первых 5 «глобальных держав», не исключено совпадет по времени с резким удешевлением энергоресурсов – своеобразной «Оранжевой» энергетической революцией, названной так в 2002 году по аналогии с «зеленой» сельскохозяйственной революцией (см. Доброчеев О.В. МЭП. 2002. № 2,3).
По оценкам вихревой теории полномасштабное завершение строительства мира приблизительно 7-11 «глобальных держа» растянется после этого еще лет на 30-40 – до 70- годов XXI века. В последующем же за этим цикле мировой истории будет происходить, как нам представляется, дальнейшая все более глубокая «социальная атомизация» глобального общества с образованием устойчивого диверсифицированного «сотового социального мира».

В расчетной таблице важно отметить не только согласие по «числам» и общему смыслу авторских модельных расчетов со сведениями, почерпнутыми из иных более известных источников. Важно, и то, что в соответствии расчетной динамикой мира Китай, с точностью до эмпирических констант нашей модели и длины ее расчетного шага фактически уже стал сегодня, назовем ее так, второй «глобальной державой». Т.е. к рубежу тысячелетий Китай набрал такой экономический и геостратегический потенциал и инерцию развития, что остановить его полномасштабное мировое признание в качестве второй «глобальной державы», соразмерной по своему влиянию США - уже невозможно. И с этим новым объективным фактором сегодняшним политикам уже нельзя не считаться.

Что касается Индии то ее становление в качестве «глобальной державы» относится не к нынешнему времени. Весьма ограниченные знания об этой стране позволяют нам всего-навсего сделать оценки, что становление Индии как глобальной державы может состояться не ранее в 2010 - 2020 годов. А вот бурно растущая на Восток Единая Европа какую-либо чрезмерно тесную политическую взаимосвязь с США как новая «глобальная держава» потеряет, по нашим оценкам уже к 2010 году.

В целом же данные расчетов подтверждают еще одну теорию, на сей раз нашего классика, о неравномерном характере развития капитализма. В таблице прекрасно видно, что на всем рассмотренном 100 летнем интервале мирового развития политическим локомотивами истории выступали разные страны. В XX веке таковыми последовательно были Россия – СССР и Европа, затем США, потом Китай. Следующими движителями мировой истории XXI века, по нашим оценкам, станут в начале Единая Европа и Индия, а затем Россия и в конце расчетного периода – в 30-х годах снова США, Единая Европа и Индия. Таковы лишь некоторые уточнения общего порядка, которые в соответствии с модельными расчетами будущего можно внести в оценки западных политологов.

А теперь о вопросах более важных — о России

Конечно, самая инерционная по своей динамике крупнейшая страна мира Россия и обычными и нашими нелинейными методами политического анализа на 20 лет вперед не просматривается в качестве глобальной державы. И с этой точки зрения возможно и правы западные политологи, не принимающие ее в расчет в ближайшей стратегической перспективе. Однако нам здесь в России приходится смотреть на мир не только с «общечеловеческой», но и со своей особенной точки зрения. Расчеты же выполненные для нашей страны говорят что, начав с «низкого старта» в 1999 году новый исторический цикл она не скоро, лишь с отставанием приблизительно лет в 20 способна будет вернуться к положению, если и не сверхдержавы (что конечно невозможно, как невозможно дважды войти в одну реку), то «глобальной державы».

Интересным представляется и вывод сравнительного исследования, заключающийся в том, что Россия сегодня находится в стадии политического развития эквивалентной во многом США 1960-х годов или СССР 1930-х. Поэтому сегодня наша страна остро нуждается в проектах, хотя и совершенно новых по содержанию, но не менее масштабных, чем китайский проект Ден-Сяопина, или американский проект Аполлона 1970-х годов, или ГОЭЛРО.

Следующий вывод работы состоит в политическом содержании наступившей эпохи, заключающейся, по нашему мнению, в переходе от одной глобальной державы к их относительному множеству. Как верно считают западные политические аналитики, бескризисно этот переход совершиться не может. Более того, после более полного раскрытия картины глобальной политической перестройке, их точка зрения о возможности развязывание превентивной мировой войны, уже не представляется фантастической. Действительно, рассмотрение перспектив человечества, ограниченное 20-летними рамками, за которыми еще не видно новых «глобальных держав» кроме США, Единой Европы и, отчасти, Китая, способно внушить идеи о возможности превентивного торможения Западом грядущих политических перемен. Результаты нашего численного анализа в качестве наиболее вероятных сроков «горячей» фазы превентивной войны указывают на интервал времени с 1999 года, когда начался новый цикл мирового развития, и до 2012 года. Причем, пик глобального военного конфликта должен находиться ближе к концу этого интервала времени. Дополнительным аргументом в пользу такого заключения может служить прогноз, основанный на гипотезе А. Чижевского, согласно которому наибольшая политическая активность масс имеет место в период максимальной солнечной активности. А по оценкам американского министерства промышленности, следующий после 1998 – 2004 годов пик солнечной активности приходится ориентировочно на 2008-2014 годы.

В целом же, рассмотрение динамики мирового развития на более крупных, чем 20-летних интервалах истории, говорит о тщетности ее какого-либо силового исправления – ни каких ресурсов для этого глобального проекта ни кому не хватит. Численный инструментарий показывает, что глобальные смерчи социальных вихрей в перспективе 60 -140 лет в любом случае выровняют политический ландшафт планеты. А вот уже на однородной социально-экономической почве в будущем возможно будет образование равновесного социально-политического мира сотового или ячеистого типа, наподобие Единой Европы, складывающейся сегодня из равных в политическом отношении государств. Мира, в котором найдется место и для США, и Китая, и Европы, и России, в том или ином своем новом обличье.

Еще один вывод исследования заключается в том, что для России не так уже важно, куда из США переместиться в ближайшие десятилетия полюс глобализации – в Китай, или ЕС или Индию. В любом случае политическое и экономическое положение нашей страны, находящейся практически в центре глобального политического четырехугольника, ожидается весьма драматичным. Все прилегающие к России глобальные соперники будут пытаться разнообразными политическими и экономическими средствами притянуть ее к себе, вплоть до разрыва на части. И это важное обстоятельство, по крайней мере, нужно иметь в виду для построения любой стратегии выживания в новом нарождающемся на наших глазах мире «глобальных держав».

продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>