Олег Доброчеев Версия для печати
На гребне неустойчивости

Календарь перемен (10 - 16 июля)

Этот понедельник июля ожидается самым драматичным понедельником месяца. В наибольшей степени сюрпризы следует ждать от природы. Аномальные температуры и аномальные явления – самое малое, что она может нам преподнести в это время.

В первую очередь отреагируют, конечно, метеочувствительные люди. Но тут нужно заметить, что крупные природные аномалии сопровождаются обычно и крупными общественными переменами. Поэтому никакие дополнительные меры предосторожности не могут оказаться излишними на этой неделе.

Если же природе не удастся поколебать наше равновесие в начале недели, то следующую попытку возмущения она, скорее всего, предпримет в пятницу 14 июля.



«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, в результате чего силы природы будут работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер. Но – все зависит от вас.

ПЯТАЯ РОССИЯ
Социальный проект, по которому страна живет 10 лет и будет жить еще 70

1.5 Сотовый политический мир

Естественной природной причиной нынешней никогда ранее не встречавшейся на Земле общественной драмы под названием «глобализация» является пространственная ограниченность современного мира. Причем ограниченность, имеющая принципиально не преодолимый характер для человека как физического явления (см. О. Доброчеев. «Вектор перемен» М.: ИНЕРТЭК, 2003). Подчеркнем, что именно физического, а не, например, биологического. Как показывает практическая космонавтика, для организма человека можно создать необходимые условия жизни в космосе. Для его же сознания сделать это на сколько-нибудь длительный срок невозможно. Связано это с тем, что физический носитель сознания — мозг, сформировавшийся в оптимальных для гравитационного поля Земли формах и размерах, не способен в таком виде к естественной адаптации к каким-либо иным физическим полям космоса. Феномен «разумной жизни» в тех формах, в которых он сегодня существует, оказывается, таким образом, не переносимым без радикальных физических, а значит, и биологических изменений даже на планеты Солнечной системы, не говоря уже о более далеких космических пространствах.

Такой предельной, можно даже сказать, тупиковой замкнутости не знали и не ощущали все предыдущие всплески цивилизации на Земле, сколь бы великими они ни были, — ни Древний Египет, ни Древний Рим, ни даже Британская и Российская империи. За всеми ними еще оставались «земли неизведанные», куда не дотягивались всерьез и надолго эмиссары цивилизации. Предшествующие венцы общественной эволюции были, поэтому, как бы «открытыми системами». Благодаря этому они имели возможность сбрасывать критические избытки своей общественной энергии в чрезвычайно емкое окружающее пространство, более природное в своей основе, чем социальное.

Сегодня во многих сферах жизни мир этой возможности уже лишен. В замкнутом мире, насыщенном к тому же современными средствами коммуникаций, он может быть предъявлен для оплаты эмитенту теоретически мгновенно из любой точки Земли. Как показывает непрекращающаяся с 1994 года череда мировых финансовых кризисов, к этому принципиально новому состоянию хозяйственно-экономической жизни мир оказался не готов. Поэтому он и взрывается на наших глазах вначале финансовыми катастрофами второй половины 90 - х годов XX века, а потом (и с неизбежностью, как мы об этом писали еще 3 года назад) — военно-политическими и другими всплесками глобального кризиса цивилизации, цивилизации того типа, который сложился к настоящему времени.

Непредвзятому исследователю в этих условиях должно быть совершенно понятно, что новым условиям практически единой и жестко взаимосвязанной жизни всех людей на Земле должны соответствовать и совершенно иные принципы планетарной общественной организации и никакой иной.
Контуры устойчивой в новых условиях социальной системы можно попытаться рассмотреть с естественнонаучной точки зрения. Оказывается, устойчивому глобальному миру соответствует ячеистая, или, по-другому, сотовая социально-политическая организация. Именно к такой структуре тяготеют природные системы, состоящие из практически бесконечного множества подвижных элементарных частиц или ячеек, при достижении ими в процессе эволюции физических границ пространства. Это и собственно соты пчел и икринки рыб и знаменитые ячейки Бенара и большие облачные системы и т.д. Нет серьезных оснований полагать, что развивающемуся природоподобно на больших масштабах времени и пространства человечеству, удастся избежать подобной перспективы.

Физические оценки показывают, что оптимальный размер социально-политических сот сравним с половиной радиуса Земли, т.е. составляет около 3000 км. В современном мире, при желании, можно даже найти прототипы будущих макросоциальных систем. В первую очередь к ним следует отнести Китай, который в близких к оптимальным границам существует уже тысячелетия. Другой тип государств, с размерами близкими к оптимальным, образовался в новую эпоху на Американском континенте, это США, Канада и Бразилия.

Наблюдающиеся в наше время «тектонические» политические сдвиги на евразийском континенте — объединение Европы и распад СССР, тоже направлены в целом в ту же сторону — однородной геополитической гомогенизации человечества.

Для полномасштабного построения ячеистого мира землянам, как показывают наши оценки, понадобится не менее одного цикла Кондратьева, т.е. не менее 60 лет.

Что же в содержательном смысле можно сказать о перспективных геосоциальных системах будущего. Во-первых, они должны быть внутренне устойчивыми образованиями, поскольку только в таком виде и могут возникнуть. Во-вторых, они должны являться частью устойчивой, т.е. достаточно однородно диверсифицированной ячеистой общественной среды, которая, как известно, является одним из путей стабилизации сложных систем. В третьих, эти системы должны сами состоять из устойчивых ячеек более низкого уровня сложности. По нашим оценкам, их жизнь должна быть иерархически организованной — все макроячейки должны естественным образом подразделяться на 7 — 50 ячеек более низкого уровня, те, в свою очередь, на аналогичный ряд еще меньших сот и так вплоть до отдельной семьи. (Таблица устойчивых социально-энергетических состояний своеобразных «атомов» мира, построенная согласно уравнениям социальной динамики представлена в первой части этой книги, в разделе 1.2.) Примеры подобной внутренней самоорганизации крупных геосоциальных систем уже известны. Прежде всего, это Соединенные Штаты, состоящие приблизительно из 50 почти равных в физическом отношении микрогосударств — штатов. Возможно, именно из-за такой своей оптимальной с физической точки зрения внутренней структуры Америка и демонстрирует миру удивительную динамическую устойчивость даже на своеобразной глобальной исторической «переправе»?

Одной из общих причин ячеистой гомогенизации и общественной жизни планеты, и ее наиболее крупных сот является, как мы уже отмечали, их замкнутый характер. Замкнутость, однако, как в физических, так и в социальных системах в общем случае проявляется двояко, обусловливая иногда критический характер их существования. Поэтому для предотвращения своеобразной «внутренней интоксикации» интенсивные процессы обмена знаниями, культурными ценностями и материальными потоками в обществе должны приобрести в перспективе исключительно «доброкачественный» характер. Замкнутый мир в отличие от открытого предъявляет гораздо более жесткие требования к своим внутренним элементам. В открытом мире все «лишнее» (и не только отходы, но и лишние товары, услуги, продукты «массовой культуры») можно выбросить за его границы, в ячеистом мире это невозможно сделать физически — нет «свободного» пространства! Отсюда исключительно высокие требования к внутренней организации ячеистого мира по всем важнейшим социально-политическим, экономическим и экологическим составляющим, поскольку существовать он может лишь в устойчивой форме.

С достаточно общих принципов устойчивости сложных систем становится также понятно, что экологические требования, в общем ряду проблем сохранения человека, являются далеко не первыми и уж, само собой, не единственными. Простые оценки, основанные на том, что биологический мир миллиарды лет приспосабливался к условиям на нашей планете, а сознательное общество делает это лишь несколько тысячелетий, говорят о большей чувствительности к различного рода возмущениям социума, чем биосферы. В свете гипотезы ячеистого мира приобретает законченный смысл и широко обсуждаемая нынче проблематика «устойчивого развития». Мир открытых социальных систем, как мы это видим на примере общественной истории, мог вполне устойчиво развиваться, нисколько не заботясь об этом, например, путем внешней экспансии.

Проецирование схемы гипотетического сотового мира будущего на карту Земли позволяет сделать ряд стратегических прогнозных оценок (рис. 1).

Рис. 1. Сотовый политический мир III тысячелетия: 1 — Северная Америка; 2 — Евророссия; 3 — Пятая Россия; 4 — Америка; 5 — Северная Африка; 6 — Исламский мир; 7 — Индия; 8 — Китай; 9 — Южная Америка; 10 — Южная Африка; 11 — Австралия

В рамках концепции сотового мира, например, становится понятным, что Западная Европа не могла в свое время не встать на путь интеграции. Согласно этой же концепции ясно, что она не сможет и остановиться на проектируемых границах «балтийской дуги». Единая Европа в своих нынешних и даже перспективных границах, охватывающих порядка 4 млн. км2, не проходит в мир будущего по размерам, поскольку оптимальная расчетная ячейка сотового мира составляет около 9 млн. км2. Поэтому в самом ближайшем историческом будущем, как и 60 — 80 лет назад во время мировых войн XX столетия и как 200 лет назад во время наполеоновских войн, вновь на повестку дня встанет вопрос объединения Европы с Россией в какой-либо приемлемой форме. Стоит заметить в этой связи, что расчетная граница «европейской ячейки» сотового мира практически совпадает с географическими границами Европы.

Как практически сможет реализоваться подобного рода социально-политическое устройство на севере Евразийского континента сегодня предположить трудно. Одно понятно, что процесс интеграции в XXI веке будет больше напоминать картину объединения Западной Европы во второй половине XX века, чем в первой, поскольку выжить в мире будущего сможет лишь человек «разумный», а значит и достаточно гуманный.

Положение России в сотовом мире сегодня после преодоления «точки возврата» (1998 год) достаточно определенно. Россия в целом сохранится в ее нынешних границах, что потребует, однако, максимальных усилий по ее структурному переустройству, связанному с созданием пятого по счету после Московского княжества, Московского царства, Российской империи и СССР, русского государства и переносом столицы ближе к ее естественному географическому центру.

В сотовом мире просматривается постепенная, но неизбежная и последовательная экономическая и политическая интеграция исламского мира возможно в виде двух — трех звеньев одной большой дуги от северной Африки до Пакистана.

Высоко вероятна и реальная политическая дезинтеграция Америки на достаточно автономные Северные, Центральные и Южные «Штаты» на основе современных США, Мексики и Бразилии.

Характерный поперечник социально-политических ячеек нового мира должен быть, как мы уже отмечали, около 3000 км, а минимальный характерный период переходного процесса к нему около 60 лет. Вполне возможно, что переход к ячеистому миру будет происходить на планете неравномерно. Китай, например, уже практически готов вступить в новую политическую эпоху. Не удивительно, что именно он и является сегодня наиболее последовательным и горячим сторонником «многополярного мира» — некой абстрактной геополитической конструкции, а точнее, своего рода политической мечты, вроде коммунизма, призванной противостоять иной политической мечте — «глобальному миру» по-американски.

Хотя справедливости ради следует признать, что «глобальный мир», в отличие от сотового или «многополярного» является во многих сферах общественной жизни уже реальностью. Так, глобальным он уже достаточно продолжительное время является в коммуникационном отношении. Современный мир значительно продвинулся в сторону глобализации своей экономической жизни. Огромные усилия прилагает нынешняя администрация США, проводя активные военные акции практически по всему миру для его политической гомогенизации по американскому образцу. Похоже, однако, творцы американской политики не вполне понимают внутреннюю природу общества, иначе бы они не стремились так истово всего лишь к созданию на планете однородной социально-экономической среды, необходимой и в то же время естественной основы для сотового политического мироустройства.

Говоря о будущем сотовом мире нельзя уйти от вопроса — кому и зачем это надо? Ведь понятно же кому нужен глобальный мир или был нужен коммунизм или нужна «срединная империя» и т.п.

Ответ на первый вопрос может показаться несколько удивительным своей простотой — человечеству, вернее некому новому социальному феномену — человеку планетарному, идущему на смену человеку национальному.

Новая геосоциальная ситуация выдвигает на историческую сцену новый общественный феномен. У него, уже в самом ближайшем будущем, возникнет единая судьба, не разделяемая по национальному или какому-то иному важному в прежние времена признаку, и единый календарь.

Глобальный социальный мир в том виде, в котором он сегодня существует, одинаково опасен для всех, поскольку неустойчив и неадекватен реальности. Для сохранения физического феномена человека и мира в целом его необходимо разделить по сотам, другого естественного пути диверсификации общественной жизни на Земле пока не видно.

В последнем утверждении заключен, отчасти, ответ и на второй вопрос — зачем сотовый мир нужен человечеству. Но ответ этот далеко не полный. Сохранение статус-кво никогда прежде не было для человечества надежным выходом из тупиков эволюции. История известных государств, рассматриваемая в максимальных физических масштабах времени и пространства наиболее, свидетельствует, что после ухода в небытие всех крупных цивилизаций возникали только еще более крупные! Сотовый мир, с этой точки зрения, может представлять собой всего лишь промежуточную фазу перед более грандиозной социальной перспективой.

По нашей физической модели эволюции жизни и разума, следующим после устойчивого глобального социального проекта на Земле может быть только межпланетный проект. Огонь разума, однажды вспыхнувший на Земле новыми волнами вполне может продолжить свою космическую эстафету на другие планеты Солнечной системы.

Однако человечество сегодня к этому не готово. Более того, в связи с тем, что разум, как физическая система, является сугубо земным явлением, освоение иных планет не может стать простым следствием технического проекта переноса на них человека, а только результатом проектирования на какой-либо новой планете всей жизни в целом.
Проект переноса сознания подобного рода может быть поэтому только абсолютно альтруистическим, подобно рождению и воспитанию современным человеком своих детей.

В результате осуществления космического проекта человечество породит совершенно новый феномен сознательной жизни, для которого ячеистое общество Земли окажется всего лишь естественным, как говорил Циолковский, зародышем. И как все известные на земле зародыши отличаются от зрелых организмов, так и человек космический будет отличаться от человека планетарного и, тем более, земного. Поэтому сегодня трудно представить сколько-нибудь достоверно не только его облик, но и физический механизм его существования. Становится только понятно, что новая волна жизни может стать лишь результатом некоего сверхпроекта, сопоставимого по масштабам с сотворением мира на Земле.

Продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>