Олег Доброчеев Версия для печати
На переломе

Календарь Перемен (17 – 23 июля 2006 г.)

Нынешняя неделя ожидается в июле самой жаркой. И если не прямом, то в переносном смысле уж точно. В наибольшей степени эта характеристика относится к середине недели – 18-20 числам месяца и к ее концу – 23 июля.

Многие индексы экономики и показатели общественной жизни выйдут в это время из-под контроля. Почувствуют это время и метеозависимые люди. Так что главными девизами наступившей недели будут «осторожность» и «предусмотрительность».

«Календарь перемен» поможет вам войти в единый ритм с естественными колебаниями природы, в результате чего силы природы будут работать в вашу пользу. Дни, отмеченные на календаре зеленым цветом, хороши для рациональных дел – переговоров, адекватных писем, простых и ясных работ, требующих равновесия. Дни, отмеченные красным цветом, – это очень эмоциональные и нестабильные периоды, энергию которых, однако, можно направить во благо себе, если применить свои творческие, артистические способности. В «желтые» дни все может обернуться как в «зеленую» сторону, так и в «красную». Они носят переходный характер. Но – все зависит от вас.

ПЯТАЯ РОССИЯ
Социальный проект, по которому страна живет 10 лет и будет жить еще 70

1.6 Сверхдлинная волна «человека разумного»

В условиях, когда документальные данные об историческом феномене «человека разумного» и технологиях его общественной жизни являются ограниченными, разрозненными и поэтому дискуссионными (см., например, Носовский Г.В., Фоменко А.Т. Империя. М.: Факториал. 1996. Капица. С.П. Общая теория роста человечества. М.: Наука. 1999), за основу полукачественной оценки глобально исторических перспектив человечества возьмем уравнение социальной турбулентности:

E/E0 /((1-t/T)2t/T) = invar,
где E – социальная энергия или энергия пульсаций общественной жизни в пространстве, E0 - максимальная за время жизни общества его энергия, T – период жизни общества, t – текущий момент времени.

Согласно этой формуле все характеристики общества самым существенным образом зависят от той фазы жизненного цикла, в котором оно находится. Пример теоретического распределения энергии общества по фазам развития показан на рис. 2 раздела 1.3 первой части книги.

На этом рисунке видно, что после первого приблизительно 16% периода бурного роста общества на протяжении последующих, приблизительно 35% времени, оно находится как бы в стационарном состоянии. А оставшуюся половину цикла происходит затухание общественной активности. При этом расцвет общественной жизни приходится ровно на конец первой трети цикла.

Любопытно, но именно такое же по качеству распределение социальной активности масс в одном цикле социальной активности масс выявил в свое время и А. Чижевский. Но поскольку его данные носили сугубо эмпирический характер, то в графической форме они были представлены двумя прямыми линиями – одной растущей на протяжении первой трети цикла и одной падающей - на протяжении последующих 2/3 цикла.

Перед тем, однако, как использовать эту закономерность для оценки жизненного цикла современной цивилизации, покажем ее эффективность на более коротких отрезках времени, подробно документированных в истории становления и развития энергетических технологий.

Широко известна, например, картина смены энерготехнологий, показанная на рис. 1 с небольшими авторскими уточнениями, базирующимися на использовании турбулентных закономерностей и временных констант мирового развития (см. часть I, раздел 1.2). На этом рисунке видно, что за последние 200 лет приблизительно каждые 140 – 70 лет, в мире постоянно менялись доминирующие энергетические технологии. Так человечество с 1780 года сменило три технологии своего энергообеспечения: дровяную, угольную, нефтегазовую и переходит сегодня к ядерной.



Рис.1. Жизненный цикл энерготехнологий.

Обратим внимание также на одну хорошо заметную на графике рис. 1 отличительную черту этой динамики. На всем протяжении развития энергетики, всегда в тот момент, когда прежняя технология достигала пределов своего развития, создавались условия для появления принципиально новой.

Принимая, далее в качестве рабочей гипотезы положение о том, что жизненный цикл своеобразных «био - социальных» технологий, отражающих эволюцию «человека разумного», протекает по тем же универсальным закономерностям турбулентности, по которым развиваются галактики, атмосферные циклоны, промышленные и энергетические технологии, занимая между ними некое промежуточное положение, мы можем оценить период жизни современной цивилизации, начала которой находятся в Древнем Египте, Шумере, Китае и Индии.

Не будучи, однако, профессиональным историком взять на себя ответственность в существовании какого-либо твердо установленного временного интервала истории невозможно. Поэтому примем за основу оценки цикла «человека разумного» наиболее употребительные сегодня представления о том, что современное общество существует около 7 тысяч лет и достигло за это время пределов своего развития.

На этом основании в соответствии с графиком рис. 2 из раздела 1.3 I части можно заключить, что до полного разложения цивилизации и окончания цикла ныне живущего «человека разумного» осталось еще около 14 тысяч лет. При этом нынешняя фаза почти стационарного состояния общества продлится еще около 2 тысяч лет.

Рассуждая и далее в рамках «турбулентной логики» истории можно заключить, что за этот период времени на смену «человеку разумному» должен прийти либо новый вид «человека…», либо в последующие 10 тысяч лет должно произойти полное исчезновение человекоподобного феномена на Земле.

Некий исторический оптимизм внушает, однако, то обстоятельство, что человечество к моменту выхода на сегодняшние пределы своего развития не планируя это ни коим образом заранее, породило совершенно новый феномен - «космонавта», вкладывая ежегодно в поддержание его существования миллиардные средства.

Столь серьезное отношение к пилотному проекту будущего человечества говорит о том, что, даже если он окажется бесперспективным, усилия в направлении поиска новой социальных технологий, новых форм существования разума будут продолжены.

Продолжение




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>