Почему такое-то место вдруг оказывается местом силы? Может быть, там под землей залегает какое-то особое полезное ископаемое и в результате здесь на поверхности получается какая-нибудь Курская магнитная аномалия или, скажем, Бермудский треугольник? Не знаю, но в этом есть резон. Вот, скажем, тяжело груженые верблюды ходят по пустыне не прямо, а по каким-то извилистым линиям. Не огибают барханы, а движутся так, как им Бог на душу положит. Караванщики этому обычно не препятствуют, так только - намечают генеральную линию. Потому что доверяют животному. И правильно. Как-то геологи померили силу земного тяготения на пути у верблюдов, и выяснилось, что ходят они по линиям наименьшей гравитации. Хоть немного, а легче идти.
Конечно, не стоит придавать таким мелочам слишком большого значения. Потому что гравитация - это, может быть, только симптом каких-то гораздо более глубоких явлений, подспудно предопределяющих дороги, которые мы, как нам кажется, выбираем. Но все же вот реки, которые в наших широтах в оные времена выполняли работу верблюдов, ведут себя ровно как эти горбатые твари. Текут, как течется, сообразуясь лишь с законом всемирного тяготения и ландшафтом.
И с собственным Дао. Если смотреть на бассейн реки как на щупальца, которые море вытягивает в сторону суши, то получится, что моря контактируют между собой в глубинах континентов. Сухопутные границы морей проходят по большим водоразделам (см. об одном из них здесь). Изредка встречаются зоны, где сходятся границы сразу трех морей. В Европейской части России таких зон четыре. Это, во-первых, зона Оковецкого леса на Валдайской возвышенности, где сходятся Волга, Днепр и Западная Двина (Каспийское, Черное и Балтийское моря). Затем зона Андомской возвышенности (на восток от Онежского озера), где соприкасаются воды, текущие в Каспий, Балтику и Северный Ледовитый океан. Далее - водораздел Печоры (Баренцево), Северной Двины (Белое) и Камы (Каспийское), располагающийся примерно в центре треугольника, вершины которого - Чердынь, Усть-Кулом и Троицко-Печорск. И, наконец, точка схождения Днепра, Волги и Дона. Она - на самом юге Орловской области, недалеко от города Малоархангельска.
Достаточно взглянуть на исторические карты, чтобы убедиться: Московское государство развертывалось во времени, вытягивая отростки в направлении именно этих зон, как амеба, пока не поглотило их все четыре. Иначе и быть не могло, поскольку зоны эти - транспортные развязки и перевалочные базы. Их надо контролировать, если хочешь добиться успеха.
Не все, однако же, сводится к столь элементарной стратегии. Есть вещи позанятнее. Все зоны схождения рек имеют свою особую мифологию, все они, так или иначе, сакральны. Малоархангельская в этом смысле особенно интересна, поскольку в 1295 году примерно в 45 километрах южнее схода бассейнов Черного, Каспийского и Азовского морей явилась одна из самых почитаемых русских святынь: Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери (сейчас она в Америке).
Так вот, моря, с юга запустившие свои реки в Русскую равнину, соприкасаются на границе Курской и Орловской областей. Сходятся буквально на пятачке, чуть ли не пределах прямой видимости. Около поселка Протасово начинается речка Сучья, впадающая в реку Сосну, правый приток Дона. В 4-5 км. от Сучьего истока, в районе ж.д. станции Малоархангельск начинается река Снова, впадающая в Сейм, который течет в Десну и далее в Днепр. И примерно там же, на другой стороне станционного поселка, начинается Очка, впадающая в Оку. А собственно исток Оки - километрах в шести от этого места, около деревни Александровка.
При въезде в деревню есть и указатель "Исток Оки". Место ухоженное: скамейки, столики для распития, нержавеющий столб, удостоверяющий, что исток именно тут, неизбежная часовня на пригорке. Родник оборудован в соответствии с несколько подзабытыми ныне советскими представлениями о прекрасном: бетонная ванна, оформленная под дикий камень, в которую из металлической трубы стекает вода. Вокруг деревянные скульптуры: водяной, леший, русалка. Как на детской площадке. Эти дубовые артефакты - следы беспочвенных устремлений некоторых деятелей русской культуры к народным корням. Нечто в высшей степени наивное, лишенное всякого понимания чего бы то ни было, лишь сбоку приставленное к естественному течению жизни.
Кстати, это особенно наглядно в том месте. Названо оно "Истоком Оки", но буквально через несколько метров от своего начала родничок тонкой струйкой впадает в настоящую речку, которую, правда, тоже можно перескочить одним махом. Я спросил у набиравшего воду аборигена: "Как может быть истоком то, что впадает в текущую в двух шагах реку?" Он пожал плечами. "Но как называется эта река?" Оказалось, что просто река. "Не Ока ли?" Человек посмотрел на меня с сожалением: "Ну какая же это Ока? Ока большая, в Орле". "А этот родник что такое?" Ответ: "Исток Оки". Договорились.
Настоящий исток я нашел, проследив течение той самой речки, которую местный житель отказался признавать Окой. Это примерно в километре на юго-восток от того родника, который истоком назначили власти, в болотце, поросшем почти непролазным кустарником. Вполне подходящее место для начала реки. Но и оно оказалось всего лишь профанным истоком. Отправившись в деревенский магазин, я скоро понял, что мужичок у родника просто злостно придуривался. Выяснилось, что каждый поселянин в Александровке отлично знает, где на самом деле начинается Ока. Не там, где решило начальство и не там, где нашел исток я. А - чуть дальше от моего заросшего кустарником болотца. Где-то под землей.
Где точно - мне не сказали, но объяснили, что, если в определенных местах лечь на грунт и приставить к почве ухо, можно услышать журчание андерграундных струй. Таких мест в округе, как считается, два. Одно - в лесу, около некой провальной ямы. Старики, с которыми я беседовал в магазине, при всем их здоровом атеизме, говорили об этой яме с опаской: там пропадают собаки а, бывало, даже и люди, лучше туда не ходить. Мотоциклист средних лет, которого я встретил на проселке, когда искал эту яму, сообщил, что был там недавно, прикладывал ухо и слышал подземные звуки. Но объяснить, как добраться туда, отказался: "Все равно не найдете". А его подруга агрессивно вдруг стала допрашивать: "А кто вы такие? А чего вам там нужно?" Звучало это как "нечего вам там делать".
Короче, лесной ямы я не нашел. Но нашел другую (вторую), тоже провальную, расположенную вблизи все того же леса, на краю поля. В советские времена с этой ямой отчаянно боролись, засыпали ее - свозили в нее самосвалами все что можно и даже нельзя, вплоть до минеральных удобрений ("тогда, слышь, удобрения ничего не стоили, это сейчас за мешок готовы убить"). Но так и не засыпали до конца. Все уходило в ее бездонную глубину, как в прорву. Давно уж исчезла советская власть, а яма, как была, так и осталась воронкой на краю колхозного поля. Уже в нынешние времена с ней попытались бороться при помощи креста. Поставили на краю нечто среднее между часовней и беседкой. "Но крест у них сразу завалился", - не без игривости заметил ехидный старичок из Александровки.
Креста над часовней действительно нет. Не знаю, что там случилось - ветром ли сдуло плохо укрепленный предмет или местные малолетки хулигански сбили его? А может быть, гений этого места не потерпел христианской святыни над провалом, в котором живет. Все возможно. Но вернее прочего вот что: какой-нибудь доморощенный религиозный мыслитель нашел радикальный метод борьбы с бесовским наваждением: взял крест с часовни и забил его вверх ногами в самое жерло воронки. Из жерла теперь торчит деревянный брус. Не могу поручиться, но кажется, это - именно основание креста.
Получился отчетливый символ, пришедший на этот водораздел прямо, пожалуй, из "Божественной комедии". Воронка, под которой течет подземная Ока (русский Стикс) - это как бы обращенный в подземный мир купол. А увенчивает его пронзающий антинебеса православный крест. "И над тобой теперь небесный свод, // Обратный своду, что взнесен навеки" (Данте). Очень круто. Это вам не секуляризированный "исток", устроенный губернатором Строевым (или - кем там еще?) для культурного отдыха трудящихся. Тут шаманизм в непосредственном действии, тут лазейка между мирами - по стволу мирового древа (см. здесь, здесь и здесь). Данте, правда, шаманил, ползая по волосатому телу поверженного Архангелом Люцифера. Но и в Малоархангельском районе не без Архангела Михаила (взгляните на герб).
Удивительно то, что это первобытное безобразие оказалось весьма эффективным. Люди говорят, что в последние годы журчание подземной Оки тут уже редко услышишь. Я ложился, прикладывал ухо. Что-то слышалось, но не могу утверждать, что это был гул подземных потоков. Может - звук далекого самолета или шум ветра в ветвях. Не знаю. Но трепет внутренних органов около этого выворачивающегося наизнанку пространства (или жерла песочных часов, в которых время течет навстречу себе самому) я испытал. Не надо было даже выпускать собаку, чтобы убедиться в том, что место действительно сильное. К тому же - там столько иксодовых клещей... Я снял с себя шесть или семь и почел за благо покинуть это лоно (вагину) орловской земли. Энцефалита (болезни, склоняющей мозг к измененным состояниям сознания) в той местности, кажется, нет. Но - чем черт не шутит.
По полевым дорогам я кое-как перебрался в Поныри (это уже Курская область) и отправился в поселок Свобода, где когда-то в лесу на берегу Тускаря при корнях старого вяза явилась Курская Коренная.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАНИИ КНИГИ "МЕСТА СИЛЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ" И ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ССЫЛКИ – ЗДЕСЬ.
КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.
ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>