Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Третье – Исток Оки

Слева столб, обозначающий официальный исток Оки. Справа часовня над карстовой ямой, где Ока течет под землей. Снимок сделан со дна этой ямы

Почему такое-то место вдруг оказывается местом силы? Может быть, там под землей залегает какое-то особое полезное ископаемое и в результате здесь на поверхности получается какая-нибудь Курская магнитная аномалия или, скажем, Бермудский треугольник? Не знаю, но в этом есть резон. Вот, скажем, тяжело груженые верблюды ходят по пустыне не прямо, а по каким-то извилистым линиям. Не огибают барханы, а движутся так, как им Бог на душу положит. Караванщики этому обычно не препятствуют, так только - намечают генеральную линию. Потому что доверяют животному. И правильно. Как-то геологи померили силу земного тяготения на пути у верблюдов, и выяснилось, что ходят они по линиям наименьшей гравитации. Хоть немного, а легче идти.

Официальный исток Оки. Мужик набирает воду из родника, который считается истоком Оки

Конечно, не стоит придавать таким мелочам слишком большого значения. Потому что гравитация - это, может быть, только симптом каких-то гораздо более глубоких явлений, подспудно предопределяющих дороги, которые мы, как нам кажется, выбираем. Но все же вот реки, которые в наших широтах в оные времена выполняли работу верблюдов, ведут себя ровно как эти горбатые твари. Текут, как течется, сообразуясь лишь с законом всемирного тяготения и ландшафтом.

Бассейн Оки. Красной точкой обозначен исток, зеленой место впадения Оки в Волгу в Нижнем Новгороде. Пустой треугодьник внизу внизу (между условными точками Орел - Тула - Тамбов) - это верхняя часть бассейна Дона (см. место силы №77 Исток Дона). А пустота в в левой нижней части картинки - бассейн Днепра

И с собственным Дао. Если смотреть на бассейн реки как на щупальца, которые море вытягивает в сторону суши, то получится, что моря контактируют между собой в глубинах континентов. Сухопутные границы морей проходят по большим водоразделам (см. об одном из них здесь). Изредка встречаются зоны, где сходятся границы сразу трех морей. В Европейской части России таких зон четыре. Это, во-первых, зона Оковецкого леса на Валдайской возвышенности, где сходятся Волга, Днепр и Западная Двина (Каспийское, Черное и Балтийское моря). Затем зона Андомской возвышенности (на восток от Онежского озера), где соприкасаются воды, текущие в  Каспий, Балтику и Северный Ледовитый океан. Далее - водораздел Печоры (Баренцево), Северной Двины (Белое) и Камы (Каспийское), располагающийся примерно в центре треугольника, вершины которого - Чердынь, Усть-Кулом и Троицко-Печорск. И, наконец, точка схождения Днепра, Волги и Дона. Она - на самом юге Орловской области, недалеко от города Малоархангельска.

Желтыми пятнами обозначены зоны, где на континенте соприкасаются сразу три моря. Конечно, зоны обозначены приблизительно, особенно зона Чердынского водораздела, где я еще не был

Достаточно взглянуть на исторические карты, чтобы убедиться: Московское государство развертывалось во времени, вытягивая отростки в направлении именно этих зон, как амеба, пока не поглотило их все четыре. Иначе и быть не могло, поскольку зоны эти - транспортные развязки и перевалочные базы. Их надо контролировать, если хочешь добиться успеха.

Не все, однако же, сводится к столь элементарной стратегии. Есть вещи позанятнее. Все зоны схождения рек имеют свою особую мифологию, все они, так или иначе, сакральны. Малоархангельская в этом смысле особенно интересна, поскольку в 1295 году  примерно в 45 километрах южнее схода бассейнов Черного, Каспийского и Азовского морей явилась одна из самых почитаемых русских святынь: Курская Коренная икона Знамения Божьей Матери (сейчас она в Америке).

Волга, Днепр и Дон сходятся на границе Орловской и Курской областей в районе Малоархангельска. Справа Курская Коренная икона, она сейчас в США

Так вот, моря, с юга запустившие свои реки в Русскую равнину, соприкасаются на границе Курской и Орловской областей. Сходятся буквально на пятачке, чуть ли не пределах прямой видимости. Около поселка Протасово начинается речка Сучья, впадающая в реку Сосну, правый приток Дона. В 4-5 км. от Сучьего истока, в районе ж.д. станции Малоархангельск начинается река Снова, впадающая в Сейм, который течет в Десну и далее в Днепр. И примерно там же, на другой стороне станционного поселка, начинается Очка, впадающая в Оку. А собственно исток Оки - километрах в шести от этого места, около деревни Александровка.

Пес Осман, натасканный на поиски мест силы, обследует пруд у истока реки Очки, впадающей в Оку неподалеку от ее истока

При въезде в деревню есть и указатель "Исток Оки". Место ухоженное: скамейки, столики для распития, нержавеющий столб, удостоверяющий, что исток именно тут, неизбежная часовня на пригорке. Родник оборудован в соответствии с несколько подзабытыми ныне советскими представлениями о прекрасном: бетонная ванна, оформленная под дикий камень, в которую из металлической трубы стекает вода. Вокруг деревянные скульптуры:  водяной, леший, русалка. Как на детской площадке. Эти дубовые артефакты - следы беспочвенных устремлений некоторых деятелей русской культуры к народным корням. Нечто в высшей степени наивное, лишенное всякого понимания чего бы то ни было, лишь сбоку приставленное к естественному течению жизни.

Родник, назначенный быть истоком Оки. Родник течет в водоем от каменной горки справа от ступенек, ведущих к воде. Эта лесенка ведет к православной часовне, просматривающейся за деревьями. Обратите внимание на деревянные скульптуры по берегам водоема. Таково советское представление о богах русского язычества

Кстати, это особенно наглядно в том месте. Названо оно "Истоком Оки", но буквально через несколько метров от своего начала родничок тонкой струйкой впадает в настоящую речку, которую, правда, тоже можно перескочить одним махом. Я спросил у набиравшего воду аборигена: "Как может быть истоком то, что впадает в текущую в двух шагах реку?" Он пожал плечами. "Но как называется эта река?" Оказалось, что просто река. "Не Ока ли?" Человек посмотрел на меня с сожалением: "Ну какая же это Ока? Ока большая, в Орле". "А этот родник что такое?" Ответ: "Исток Оки". Договорились.

Река Ока, в месте впадения в нее Истока Оки.

Настоящий исток я нашел, проследив течение той самой речки, которую местный житель отказался признавать Окой. Это примерно в километре на юго-восток от того родника, который истоком назначили власти, в болотце, поросшем почти непролазным кустарником. Вполне подходящее место для начала реки. Но и оно оказалось всего лишь профанным истоком. Отправившись в деревенский магазин, я скоро понял, что мужичок у родника просто злостно придуривался. Выяснилось, что каждый поселянин в Александровке отлично знает, где на самом деле начинается Ока. Не там, где решило начальство и не там, где нашел исток я. А - чуть дальше от моего заросшего кустарником болотца. Где-то под землей.

На фото слева столик под навесом для культурного распития, на деревьях почти обязательные тряпочки, приношения нимфе истока. На фото справа вода истока Оки из прудика течет туда, где она впадет в настоящую Оку. Течение отмечено идолами. Вот около дальнего идола ручей сольется с Окой

Где точно - мне не сказали, но объяснили, что, если в определенных местах лечь на грунт и приставить к почве ухо, можно услышать журчание андерграундных струй. Таких мест в округе, как считается, два. Одно - в лесу, около некой провальной ямы. Старики, с которыми я беседовал в магазине, при всем их здоровом атеизме, говорили об этой яме с опаской: там пропадают собаки а, бывало, даже и люди, лучше туда не ходить. Мотоциклист средних лет, которого я встретил на проселке, когда искал эту яму, сообщил, что был там недавно, прикладывал ухо и слышал подземные звуки. Но объяснить, как добраться туда, отказался: "Все равно не найдете". А его подруга агрессивно вдруг стала допрашивать: "А кто вы такие? А чего вам там нужно?" Звучало это как "нечего вам там делать".

Провальная яма на краю поля. Здесь до сих пор подчас слышится рокот струй подземной Оки

Короче, лесной ямы я не нашел. Но нашел другую (вторую), тоже провальную, расположенную вблизи все того же леса, на краю поля. В советские времена с этой ямой отчаянно боролись, засыпали ее - свозили в нее самосвалами все что можно и даже нельзя, вплоть до минеральных удобрений ("тогда, слышь, удобрения ничего не стоили, это сейчас за мешок готовы убить"). Но так и не засыпали до конца. Все уходило в ее бездонную глубину, как в прорву. Давно уж исчезла советская власть, а яма, как была, так и осталась воронкой на краю колхозного поля. Уже в нынешние времена с ней попытались бороться при помощи креста. Поставили на краю нечто среднее между часовней и беседкой. "Но крест у них сразу завалился", - не без игривости заметил ехидный старичок из Александровки.

А это кадр той же ямы, но перевернутый. Перевернул его не я, в момент съемки произошел сбой в аппарате. Говорят, что такое бывает, но у меня это было единственный раз в жизни, и очень уж уместно (такая значимая случайность - типичный случай синхронии по Юнгу). Я не стал переворачивать кадр в фотошопе, пусть будет так, как снялось, точнее - как захотел показать это место его дух

Креста над часовней действительно нет. Не знаю, что там случилось - ветром ли сдуло плохо укрепленный предмет или местные малолетки хулигански сбили его? А может быть, гений этого места не потерпел христианской святыни над провалом, в котором живет. Все возможно. Но вернее прочего вот что: какой-нибудь доморощенный религиозный мыслитель нашел радикальный метод борьбы с бесовским наваждением: взял крест с часовни и забил его вверх ногами в самое жерло воронки. Из жерла теперь торчит деревянный брус. Не могу поручиться, но кажется, это - именно основание креста.

Дно провальной ямы

Получился отчетливый символ, пришедший на этот водораздел прямо, пожалуй, из "Божественной комедии". Воронка, под которой течет подземная Ока (русский Стикс) - это как бы обращенный в подземный мир купол. А увенчивает его  пронзающий антинебеса православный крест. "И над тобой теперь небесный свод, // Обратный своду, что взнесен навеки" (Данте).  Очень круто. Это вам не секуляризированный "исток", устроенный губернатором Строевым (или - кем там еще?) для культурного отдыха трудящихся. Тут шаманизм в непосредственном действии, тут лазейка  между мирами - по стволу мирового древа (см. здесь, здесь и здесь). Данте, правда, шаманил, ползая по волосатому телу поверженного Архангелом Люцифера. Но и в Малоархангельском  районе не без Архангела Михаила (взгляните на герб).

Герб Малоархангельска. В верхней половине щита обычная орловская символика (орел на башне), а в нижней – архангел, поражающий  дьявола мечом. О небесном боге, поражающем Змея земли на этих страницах постоянно будет идти речь. См., например, для начала место силы №17 Волосово

Удивительно то, что это первобытное безобразие оказалось весьма эффективным. Люди говорят, что в последние годы журчание подземной Оки тут уже редко услышишь. Я ложился, прикладывал ухо. Что-то слышалось, но не могу утверждать, что это был гул подземных потоков. Может - звук далекого самолета или шум ветра в ветвях. Не знаю. Но трепет внутренних органов около этого выворачивающегося наизнанку пространства (или жерла песочных часов, в которых время течет навстречу себе самому) я испытал. Не надо было даже выпускать собаку, чтобы убедиться в том, что место действительно сильное. К тому же - там столько иксодовых клещей... Я снял с себя шесть или семь и почел за благо покинуть это лоно (вагину) орловской земли. Энцефалита (болезни, склоняющей мозг к измененным состояниям сознания) в той местности, кажется, нет. Но - чем черт не шутит.

Весенние поля около Истока Оки

По полевым дорогам я кое-как перебрался в Поныри (это уже Курская область) и отправился в поселок Свобода, где когда-то в лесу на берегу Тускаря при корнях старого вяза явилась Курская Коренная.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАНИИ КНИГИ "МЕСТА СИЛЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ" И ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ССЫЛКИ ЗДЕСЬ.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>