В этот раз я хочу поговорить о манерах, о правилах приличия и вообще о значении некоторых условных ограничений в области свободы поведения людей друг с другом.
«Условные ограничения» в свободе общения людей, рамки, отделяющие допустимое от недопустимого в сфере вольности отношений между людьми (близкими, родственниками, любимыми, друзьями, начальниками, уважаемыми высокими личностями и другими несуществующими на самом деле, но имеющими очень стойкую и уверенную иллюзионную псевдоплоть, расслойками людей), формировались в течение долгих времен. Начиная с того момента, когда люди только-только догадались рассортировацо по племенам для дальнейшего проживания, сотрудничества и остальных дел. Но, даже постоянно меняя форму, уровень жесткости и непосредственности, полноту требования точнейшего исполнения, символику, серьезность, традиционность и нужность в той или иной ситуации, они все равно оставались и остаются неотъемлемым атрибутом воспитанности людей, их умения вести себя в обществе и их общего морального уровня. (Речь не о том, что каждый человек должен из кожи вон стремиться довести свои повадки поведения до королевского уровня, а о том, что знание базовых правил поведения с другими всегда поощрялось общественностью и облагораживало человека, будь он графом или крестьянином.)
Так уж исторически получилось, что такие понятия, как «манеры» и «приличия», по крайней мере в нашей стране, всегда ассоциировались с «высшими» слоями общества, где этим вещам усиленно обучали с детства. Это не значит, что простой народ у нас был поголовно невежествен, груб и не воспитан, иногда было даже наоборот, так как наши отечественные «буржуа» зачастую славились своим дурным и хамским поведением, но речь сейчас не об этом. Просто в народе не особо уделяли время изучению всех этих изысков и тонкостей этикета. В народе опирались все больше как-то на простые человеческие качества, многие из которых, кстати, были изложены в святом писании, очень чтимом в народе.
Короче, многими простыми людьми соблюдение конкретных манер рассматривалось как нечто холодное, дурное, скучное и неестественное. Вся эта внешняя сдержанность воспитанных людей из тогдашнего высшего общества действительно могла отпугнуть человека с более простым воспитанием, оставив в его голове не очень приятные воспоминания обо всех этих обязательных рамках и законах правильного поведения. По некоторым случайным причинам в нашей стране следование приличиям у большинства не нашло понимания и одобрения.
К тому же бытует мнение, что между настоящими друзьями не должно быть никаких препятствий, затрудняющих их общение, взаимопонимание и взаимоуважение, и использование элементов всемирно известных правил поведения в общении с близким и дорогим тебе человеком, от которого тебе нечего скрывать и с которым тебе якобы незачем сдерживаться, почему-то кажется лишним и ненужным… Ну как же! Ведь это же свой человек! Зачем с ним себя держать, надо наоборот вести себя с ним как можно более естественно и просто, чтобы, не дай сотона, он не подумал, что ты от него что-то скрываешь или, скажем, специально сдерживаешься, потому что он тебе на самом деле неприятен! И, увы, к моему небольшому сожалению, такого мнения придерживаются очень многие люди, что, само собой, ведет их ко множеству неприятных ситуаций и проблем, о причине которых они зачастую и не догадываются.
А действительно? Откуда проблемы при таком своевольном, открытом и простом общении, когда все друг другу вроде бы доверяют, помогают, и все обиды вроде бы все эти бытовые должны мгновенно прощацо – ведь мы друзья, не так ли? Мы должны все друг друга прощать. Ну подумаешь, я по неряшливости опрокинул тебе на белый ковер кусок сосиски в кетчупе, расслабься, ты ведь мне друг, а друг – значит обязан простить, или что, хочешь чтоб мы с тобой разосрались и начали друг друга на «вы» называть? Ты что, чувак? Будь проще, тут все свои, что ты, как ханжа? Откуда проблемы-то?
А я сейчас вам кратенько постараюсь объяснить, откуда рождаются такого рода проблемы. Видите ли, такое явление, как преданная дружба (в которое включаются: взаимное доверие, желание помочь в трудную минуту и некого рода терпимость к разным недостаткам и слабостям твоего друга), может возникнуть только у людей, хотя бы по минимуму благородных, честных с собой и избавленных от каких- либо некрасивых личных комплексов и прихотей, так как все эти вещи будут мешать, если вы все же решили серьезно завести дружбу с каким-нить человеком. Ведь дружба подразумевает некоторые жертвы, на которые слабый (по шкале дружбы) человек пойти просто не сможет. Чтобы понять, что такое настоящее чувство дружбы, и по-настоящему быть готовым к этому, нужно быть человеком вполне самодостаточным, постоянно растущим и развивающим себя.
А это подразумевает развитость практически всех красивых качеств человека, к которым, между прочим, относится и здоровый эгоизм. Вот именно и для здорового личностного эгоизма и были придуманы эти правила поведения и приличия: чтобы два (ну или несколько) самодостаточных человека, которые уже научились быть верными себе, смогли достойно общаться, дружить и быть верными кому-нить другому.
Так что в первую очередь все эти правила (как «предупреждать перед приходом», «не навязывацо», «здоровацо» и т.п.) должны быть использованы на благо красивой дружбы, а уж потом только для поддержания отношений с менее приятными для вас людьми, так, на всякий случай.
Нет, конечно, друзья они для того и друзья, чтобы помочь в трудную минуту и поддержать вас тогда, когда любой другой человек этого не сделает, но нужно понимать, что ваш друг – это тоже цельная личность, которая идет на большие жертвы, чтобы вам помочь. Поэтому проявление уважение к нему, гораздо важнее, чем к какому-нить незнакомому человеку, который, например, способен, по вашему мнению, дать вам работу или денег или чего-нить ещё.
Общение – это очень тонкая наука, которая требует огромной внимательности и сосредоточенности, и ей не понравицо, если вы будете использовать ее основы на каких-то левых людей. Воспитанность – это то, что должно проявляцо сначала только к самым близким вам людям, а потом уже к остальным. Как грицо, дружба дружбой, а деньги извольте в срок вернуть.
И это, я считаю, совершенно нормально.
Ведь, сами поймите, разве это дело – вести дорогую для вас девушку на свидание в ближайший пивной кабак, а для дорогого друга шить лажовую плюшевую игрушку с кривыми швами (прошу не путать с банальным неумением шить, если человек старался – это сразу будет видно)? Вот точно также и с поведением…
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?