Меня тут один чудак упрекнул: мол, рассказывая о Двенадцати ключах под Тульским Веневом, я свел обряды, бытующие вокруг родников, к купальским радениям. И указал мне на то, что день Ивана Купалы в Тульской губернии вообще не отмечался, а купальские игрища падали либо на день Петра и Павла, либо на Двенадцать Апостолов.
Спасибо за конструктивную критику. Но, во-первых, я сам родился и вырос в городе Богородицке Тульской области, где Купалу как раз справляли. А во-вторых, для того, чтобы порадеть на склизкой почве сексуальной магии нужно иметь лишь желание да лихих партнерш, а дата приложится. Нет никакой принципиальной разницы, в какой день совершать купальские обряды – 7 (Иоанн Предтеча), 12 (Петр и Павел) или 13 (Двенадцать Апостолов) июля по новому стилю. Важна суть, а не дата. В конце концов, православные и католики отмечают, например, Рождество в разные дни, и ничего, мистический смысл праздника от этого не меняется.
Впрочем, дата, конечно же, тоже имеет значение. Купальские обряды все-таки лучше справлять поближе ко времени летнего солнцестояния (21-22 июня). Мистический смысл этих дней – в совершенно особом соотношении первоначал Инь и Ян (общеизвестное сопряжение тьмы и света, тепла и холода, женского и мужского и прочих полярностей). В это время на наших широтах высота Солнца над горизонтом максимальна, день самый длинный в году, но дальше пойдет убывание. Лето повернет на жару, а Солнце – на зиму. То есть летний солнцеворот знаменует собой исчерпанность потенций Ян в высшей точке его подъема и соответственно – начало нарастания Инь из состояния крайнего упадка. Из этого соотношения динамик первоначал вытекают все особенности купальской обрядности: сексуально-аграрная магия, манипуляции с чучелом (заменяющим человека, которого в это время обязательно надо принести в жертву), ритуалы воды и огня (главных стихий этого праздника) и так далее.
У индоевропейцев в основе купальских обрядов лежит миф о запретном соитии сестры и брата (это примерно то же самое, что и сопряжение Инь и Ян). У славян эмблемой такого инцеста считается трава иван-да-марья. Желтые цветки этого растения символизируют янское начало: слово «купало» (Иван, Ян) происходит от индоевропейского корня со значением «вскипать, страстно желать», отсюда же и латинское cupido, Купидон. А фиолетовые цветки символизируют начало иньское, которое славяне, в частности, называют Марой, Мореной (так или иначе, это – воплощения смерти), а в христианизированном варианте – Марией. Кстати, сочетание имен Иван и Мария применяется для называния и другого общеизвестного растения: марихуаны (Maria+Juan), или, как у нас иногда говорят, мариванны. Опять же: испанизированный вариант имени Иоанн отсылает нас знаменитому янскому воплощению сексуального купальского огня – дону Гуану (Жуану, Джованни). Ну и к индейцу дону Хуану, конечно (см. также здесь).
Должно быть ясно, что в любой мифологии смыслы текут, как во сне. Или – в каком-нибудь измененном состоянии сознания (так что марихуана здесь весьма к месту). Все может обернуться всем, и ничто не является только собой. Такое перетекание смыслов – точное отображение поведения реальности свободной от условностей, то есть – такой, которая не искажена рамками прагматических дискурсов, отсекающих от человеческого восприятия все, что не приносит непосредственной пользы. Конечно, в метро, на работе, в момент соблазнения существа противоположного пола, у зубного врача или при отдании взятки приходится считаться с известными нормами, иначе не будет успеха. Однако жить только в рамках всякого рода условностей не стоит. Вредно для здоровья. Да и невозможно. Вот почему человеку даны сновидения, вещества, изменяющие обыденное сознание, и праздничная обрядность. Все то, что снимает с реальности покровы общепринятых представлений.
В подлинном сновидении реальность не обусловлена. И наяву тоже могут случаться особого рода видения. Постоянно случаются, но мы их не замечаем, точнее – не видим в упор, будучи околдованы рационалистическими предрассудками, привитыми с детства, как оспа. Во время совершения обрядов, каковые по самой природе своей являются переключателями сознания из обыденного состояния в состояние измененное, видения предполагаются (по определению). И притом – коллективные. Иными словами: в мир, который принято называть реальным, приходят потусторонние силы. Или мы попадаем в тот мир. Или миры перемешиваются. Не суть важно. Имеет значение только то, что настоящей реальностью вдруг оказывается нечто, бывшее прежде невидимым. То, что люди условились не замечать. Оно обнаруживается здесь и сейчас, выходит на свет, проявляется.
Но только надо иметь в виду, что со всякого рода богами и бесами мы сталкиваемся далеко не всегда и не во всяком месте. В местах силы этих контактов больше всего. А лучшее время для явления невидимых сущностей – солнцестояния: зимнее (Святки) и летнее (Купала). Сейчас как раз летнее солнцестояние, поэтому неплохо знать место, где бы удобно было предаться купальским грехам. Предлагаю рассмотреть урочище Жаровка. Это практически в черте города Белева Тульской области, в самом конце улицы Садовой, на окраине около кладбища.
Вообще, окрестности Белева отличаются отменным фонтанированием неведомой силы (о Жабынце я уже рассказывал). Но Жаровка даже на этом фоне нечто особенное. Там есть Родники Двенадцати Апостолов, возле которых, верю и не сомневаюсь, сам Бог велел совершать обряды солнцеворота. Правда, местные жители уверяют, что купальские игры у них происходили по тринадцатым числам июля. Но тут обычные христианские хитрости, направленные против язычников (выше об этом уже говорилось). А что касается самих обрядов, то дело на Жаровке, конечно, было поставлено ничуть не хуже, чем возле Веневских Двенадцати ключей.
Странные, кстати, созвучия: Венев, Белев, источники о двенадцати жерлах. Да и ландшафт около Белевских Апостольских родников приблизительно тот же, что и около Веневских ключей: площадка, ограниченная пригорками и изгибом реки. Но в Белеве родники бьют прямо из-под обрывистого берега реки Малой Вырки, а в Веневе они - на противоположном изгибу речки Веневки участке площадки. Площадка и есть место силы. Собака, которую в поисках таких мест я обычно использую в качестве биолокатора, на Жаровке просто сбесилась, вся извалялась. Я тоже повел себя, как собака: лег на спину, вгляделся в светлое небо, ощутил ток земли, поелозил спиной, стараясь нащупать возможно более полный контакт, нащупал его, возликовал, воспарил… Пришел в себя лишь только когда встревоженный пес Осман стал облизывать мое опаленное солнцем лицо. «Все в порядке?» – этот вопрос ясно читался на озабоченной морде Османа. Я попытался его укусить. Собака обиделась. Да, видно, мощное нечто прет там из-под почвы.
На местном сайте «Белевщина» я обнаружил забавную реконструкцию того, что в оное время происходило перед Родниками Двенадцати Апостолов на Жаровке. Хореография действа пикантна: 12 молодок становятся в круг лицом к центру и изгибаются так, что каждая изображает собой небесную радугу. 12 парубков подходят к ним с тыла и, я краснею, вставляют. Делают 12 фрикций (ни больше, ни меньше – тут все же священный обряд, а не безыдейная ебля), после чего каждый мистерик на шаг сдвигается посолонь и вставляет следующей мистеричке. Еще дюжина фрикций, и – снова магический чейндж. И снова, и снова, и снова... Сладостная русская ромашка, бодрящие дух хороводы, секс с выбыванием. Про это можно снять поучительный порнофильм под названием «Любит – не любит». Групповуха с глубоким подтекстом: ревность, ревнители, соревнования.
В купальской ромашке древних славян побеждал тот, кто сдюживал. По крайней мере, так говорит краевед, с эротичного сайта «Белевщина». Уж не знаю, откуда он все это взял, но мне нравится ход краеведческой мысли: «дуга», «радуга», «дюжий», «недуг»… Недюжинная игра корней. Только зря он сюда еще и «дюжину» встроил. Это слово заимствовано из французского языка не так уж давно. И происходит от латинского duodecim, то есть – двенадцать. Не надо все валить в одну кучу. И не надо сухого педантства. 12 месяцев или Апостолов – это я еще понимаю, но 12 фрикций – нет, воля ваша – это уж слишком. Кто там считал эти фрикции! Да и – участников акции. Нет, на Жаровке во время купальских обрядов все было по-русски: на глазок, на живую нитку, как бог на душу положит. На авось. И принцип игр, конечно, был вполне олимпийский: главное не победа, а участие.
Что же касается победителя, то его убивали. Приносили в жертву богам. И я бы тут сказал, что латинская поговорка Longus penis – vita brevis (что можно перевести как «длинный член – короткая жизнь») таким ритуальным убийством всецело оправдывается. Донжуаны, как это ни двусмысленно в дюжем контексте звучит, во все времена очень плохо кончали.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАНИИ КНИГИ "МЕСТА СИЛЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ" И ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ССЫЛКИ – ЗДЕСЬ.
КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.
ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>