Джадгананд Сарсвати живет в пещере на окраине города Ришикеш. После моста Лакшман Джулла нужно пройти еще метров двести, а затем резко свернуть по тропинке вниз, к Гангу. Не доходя до реки в горе выдолблена его пещера. Джагананд долбил эту пещеру семь лет, и за это время успел выдолбить ее настолько, что в ней, сидя на корточках, могут поместиться три, а то и четыре человека. Внутри прохладно и сыро, вода капает прямо с неровных каменных поверхностей. В пещере Джагананд хранит свои личные вещи (в основном предметы культа Шивы) и запирает ее на замок (пару лет назад он сделал дверь). Спит йог в основном на улице, рядом с пещерой. Но зимой, когда становится холодно, и в пещере теплее, чем на улице, он спит в пещере.
Мы познакомились с Джаганандом случайно. Я окунулся в Ганг и тут же выпрыгнул на берег – вода была такая холодная, что на берегу я стал гореть. Я сидел на солнце, и до меня начинало доходить, почему индийцы считают эту реку святой. Тут я увидел в двадцати метрах от нас йога, он сидел на каменной платформе на вершине огромного валуна в позе лотоса, и, глядя на опускающееся солнце, делал какие-то дыхательные упражнения. Потом закрыл глаза, как бы погружаясь в медитацию, а через несколько секунд открыл их, посмотрел на меня и помахал рукой, предлагая подойти. Мы подошли. Мне он сразу не понравился: прописные истины, которые он стал вещать громким хорошо поставленным голосом, показались мне слишком пафосными, а сам он - каким-то неприятным – наверное, решил запарить нам мозг и вытащить из нас денег. Но вскоре это впечатление прошло, мы разговорились, и я увидел симпатичного живого человека, к тому же неплохо образованного и с юмором. Он вполне хорошо говорил по-английски, хотя и применял довольно штамповые обороты. Его предложение заняться совместными медитациями вызывало недоверие и тревогу, но я уже не сомневался, что передо мной настоящий, хотя и не самый продвинутый йог – ощущения, которые он вызывал после пяти минут разговора, уже не были похожи на первое впечатление, от него шел некий энергетический фон, хотя энергию эту я бы не назвал позитивной... Я решил взять у него интервью.
Глеб Давыдов: Для чего йогу в наше время жить в пещере?
Джадгананд Сарсвати: Мой учитель говорил мне: живи простой жизнью, не стремись к удобствам и комфорту, не живи в комнате или в ашраме или в храме, живи как можно проще. В пещере или под деревом. Это способствует достижению целей монаха.
Г.Д.: Когда вы впервые почувствовали тягу к духовной жизни и как вы стали йогом?
Д.С.: В детстве я совершенно не интересовался духовной жизнью и религией. Я жил со своими родителями, братьями и сестрами в Бомбее, после окончания школы пытался сделать свой бизнес, но бизнес не сложился, мой партнер обманул меня, и я совершенно разорился. После этого я долго думал: «Почему же меня постигла неудача в бизнесе и в жизни?» Я уехал в Гималаи, в Ганготри. Долго сидел на горе, среди холода и снега и думал над тем, почему у меня ничего не получается, почему ничего не сложилось с бизнесом, как мне достичь успеха. А потом я услышал голос, который сказал: «Твой путь – особенный, это не путь твоей семьи, у тебя другой путь». Я слышал этот голос несколько раз, много раз и очень отчетливо. И я стал думать: каков же мой путь? И через некоторое время я повстречал своего учителя. Он дал мне несколько хороших советов, и я очень заинтересовался медитациями и религией. Большинство людей не очень интересуются религией и духовной силой. Но иногда бывает, особенно когда у них что-то не получается и к ним долго не приходит успех, что они начинают интересоваться Богом… Вот и у меня так получилось. Мой учитель научил меня многим хорошим упражнениям и знаниям Веданты. Изначальному Знанию о Мировой Душе. И я почувствовал себя счастливым и очень заинтересовался этим Изначальным Знанием. Мастер сказал мне: иди, живи один, очень простой не богатой жизнью, практикуй ежедневно медитации, это приведет тебя к конечной цели. И вот я уже 18 лет не ездил домой, к своим родителям, сестрам и братьям. Живу здесь, в Ришикеше, в пещере, иногда хожу преподавать йогу в ашрам…
Г.Д.: Сколько вам было лет, когда вы покинули семью и поселились в Ганготри?
Д.С.: 20-21…
Г.Д.: Как встретили своего учителя? Как это произошло и как вы поняли, что он - учитель?
Д.С.: Он спросил меня: «Ты голоден?» Я ответил: «Да». Он спросил: «Чего бы ты хотел поесть?» Я ответил: «Да хоть чего-нибудь!» Он сказал: «Иди к реке, помой руки и рот, и приходи». Я сходил к реке и через две минуты вернулся. Он сказал: «Садись и закрой глаза». Я закрыл глаза. Через какое-то время он приказал мне открыть их, а потом достал из-за спины огромное блюдо с разнообразнейшей едой. Там было 10-12 типов еды, и все очень вкусное. Я был очень удивлен: кругом были только горы – никаких рынков, никаких магазинов, никаких отелей и ресторанов, он так быстро откуда-то все это взял, хотя никакой кухни поблизости не было, и он точно ничего не готовил! Он сказал: «Ешь и не думай!» Я поел и ощутил огромный прилив сил и очень хорошей энергии. Я был сыт и не чувствовал уже никакого голода.
Г.Д.: Это была настоящая еда или он создал иллюзию?
Д.С.: Настоящая еда!
Г.Д.: Так где же он ее взял?
Д.С.: Некоторые высококвалифицированные йоги могут делать такие вещи: сидит он, например, в горах, и знает о том, что в каком-то ресторане далеко от него сейчас приготовили блюдо, которое он хочет съесть. И вот он берет и переносит это блюдо по воздуху. Это могут только великие йоги. У которых открыта пятая чакра. Он сидит здесь, а его третье тело, каузальное тело за одно мгновение переносится туда, в ресторан, и в это же мгновение он берет там нужное блюдо и переносится вместе с ним обратно. Это все происходит моментально. Никто глазами это увидеть не может. Это как с цветком: цветок растет там (указывает на цветок в двух метрах от себя, - Г.Д.), но мы мгновенно чувствуем его аромат здесь. Запах ты не видишь, но чувствуешь… Также и с каузальным телом – оно может в любой момент проникнуть в любое место.
Г.Д.: Ваша йогическая система к какой школе относится? Я знаю о различных йогических системах: например, о той, о которой говорил Шри-Кришна в Бхагавадгите, или о Патанджали йоге, о хатха-йоге, о тантрах…
Д.С.: Между ними на самом деле нет большой разницы. Вот Бог, Мировая Душа. И есть множество разных дорог, ведущих к Богу. И все они ведут к Богу. Есть три простейших пути: джнана-йога, бхакти-йога и карма-йога. Все три – хороши для путешествия к Богу. Например, ты едешь домой, в Россию. Самолет – хороший способ туда добраться, но без самолета тоже можно. Можно на машине, можно на велосипеде – это медленнее, можно пешком – это еще медленнее, но можно. Есть простые пути, есть трудные… Все боги – это один Бог. Иисус, Аллах… В индуизме множество имен Бога – Рама, Кришна, Шива, Дурга, Хануман и так далее, много имен. Но это не значит, что много богов. Бог один. Тебя вот, например, зовут Глебом, но если ты работаешь учителем в школе, ученики могут называть тебя «учитель», если врачом – «доктор» и так далее, родители будут называть тебя, например, «сынок», дети – «папа». И все это только имена, а изначально тебя зовут «Глеб». В Веданте Бог говорит: «Я не кто-то, я – вся вселенная, я – все пять элементов». Просто Бог проявлялся и проявляется по-разному, делал разные дела, и поэтому получил в соответствии с этими делами и проявлениями разные имена.
Г.Д.: Цель йогических практик в любой йоги – придти к богу, стать единым целым с Богом. Есть ли другие цели у йогов?
Д.С.: Другие цели есть, но это все не конечные цели. Некоторые йоги хотят достичь богатства, заработать много денег. У каждого свои цели. Кто-то хочет стать хорошим врачом, кто-то хочет сделать политическую карьеру, стать президентом или премьер-министром. И каждая цель может быть успешно достигнута. Это выбор человека.
Г.Д.: Шри-Кришна в Бхагавадгите говорит о том, что настоящий йог это тот, кто отказался от результатов своей деятельности, не привязан к ее плодам. И что нужно просто следовать своей карме…
Д.С.: Для монаха карма вообще не важна. Карма важна для будущих перерождений. Есть, например, семейная карма – делать бизнес, к примеру… Вообще, все на свете – это карма. Ты дышишь – и это карма. Но карма йога – это другого типа карма.
Г.Д.: Что такое йогическая карма?
Д.С.: Все время думать о Мировой Душе и ее Знании. Все время думать о Веданте, о медитациях и так далее. Для йога перерождения – это только способ придти к Богу. Как для птицы полет – способ достичь пищи. Прошлые рождения это как взмахи крыльев. Можно вспомнить прошлые рождения, если долго практиковать специальную технику. Мой мастер научил меня этим упражнениям, и я вспомнил наиболее важные точки своих прошлых жизней.
Г.Д.: А следующие жизни вы можете контролировать?
Д.С.: Немного… В этой жизни некоторые йоги не достигают успеха. Но в следующем теле они сразу начинают с того, что продолжают заниматься йогическими практиками, сразу же, с самого начала.
Г.Д.: С чего нужно начинать занятия йогой? С физических упражнений или с медитации?
Д.С.: Первая йога, которую надо изучать, это физические аспекты – хатха-йога, ассаны и прочее. Но это еще далеко не вся йога, это только первый шаг йоги. «Аштанга-йога» - означает восемь ступеней йоги. И хатха-йога – это только один раздел. Но очень важный. Физические упражнения нужны хотя бы уже для того, чтобы долго, много часов потом сидеть в медитации и не чувствовать боли или каких-то других неприятных физических ощущений. Без физической подготовки не будет успеха на следующих точках.
Г.Д.: Почему вы не живете высоко в горах, а живете в Ришикеше – достаточно людном и суетном месте?
Д.С.: Я еще пока не готов жить в Гималаях. Там живут только очень продвинутые, великие учителя, там очень холодно и трудно жить. Может быть позже, когда откроется моя Сверхсила, я переселюсь туда. Не каждый йог может там жить постоянно. Шесть месяцев это возможно, но потом начинаются такие холода, что прекращается всякое сообщение, невозможно достать еду. Только очень немногие великие йоги, которые уже не чувствуют жара и холода и могут не есть очень долго, способны на такую жизнь.
Г.Д.: Как вы боритесь со страхом? Когда вы жили в горах, вы боялись чего-нибудь?
Д.С.: Да, вначале я боялся диких животных…
Г.Д.: Только животных?
Д.С.: Нет, еще я боялся приведений.
Г.Д.: И как же вы перестали бояться?
Д.С.: Мой учитель дал мне совет. Он сказал мне, что все люди боятся, но страх – нереален. Кто-то боится тигров, кто-то боится плохих людей, кто-то боится призраков, кто-то боится смерти… Но страх нереален. Страх неважен. Иногда человеку снятся страшные сны, и он боится, но это же только сон, так и в жизни – нечего бояться!
Г.Д.: Вы курите?
Д.С.: Нет. Настоящие йоги не курят. И не употребляют никаких наркотиков.
Г.Д.: Саду, например, курят.
Д.С.: Сейчас в Индии развелось слишком много саду, которые на самом деле не саду. Саду это странствующие монахи, исповедующие и практикующие Веданту. Настоящие саду, как и йоги, не курят и не употребляют наркотики. Большинство саду сейчас – это просто попрошайки. Они тратят все свои деньги, которые напросят за день, на выпивку и чиломы. И потом спят. И больше ничего не делают. Это не монахи. Они вообще не интересуются духовной жизнью… Настоящим саду не нужны наркотики, у них есть Веды.
Г.Д.: Вы упоминали о пяти элементах, что это за пять элементов?
Д.С.: Первый это Небо. Небо это не только то, что мы видим как голубое небо. Небо это любое пустое место. Пустота. Внутри человеческого тела, например, есть пустые места, это – Небо. Второй элемент – это Солнце. Солнце, солнечное сияние и огонь – это одно и то же. Третий элемент – Ветер. Воздух, любой вообще газ… любая вибрация. Четвертый элемент – Вода. Любая вода: дождь, океаническая вода, водопроводная… Пятый элемент – Земля. Камень, например.
Г.Д.: Китайцы еще выделяют как отдельные элементы металл и дерево…
Д.С.: Металл – это тоже земля, он делается из руды. Дерево – тоже, оно часть земли.
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?