Олег Давыдов Версия для печати
Места силы. Девяносто четвертое – Свирская слобода

Остров Валаам располагается в северной части Ладожского озера. Теперь туда обычно ездят на катере от Сортавалы (это северный берег озера). Александр явно делал большой, огромный крюк. Скорей всего монастырская пристань была где-нибудь на северо-восточном побережье Ладоги

Продолжим историю Александра Свирского. Вернемся к моменту, когда он решил бежать на Валаам. Монах, который его соблазнил, объяснил и дорогу: на Заостровье, а там – через Свирь и на север.

Переправившись через Свирь, беглец прошел километров шесть и оказался в зачарованной местности: озеро, окруженное лесом, светилось изнутри перламутром. Садилось солнце. Тишь будоражила душу. Александр воспарил, из глаз потекли слезы. Помолившись на озеро, он уснул совершенно счастливый. Вдруг голос: «Эй, человек! Хочешь идти на Валаам – иди. Там будешь долго. Но потом все равно вернешься сюда». И сильный свет обдал сновидца.

Рощинское озеро, то место, где ночевал Александр

Наутро он продолжил свой путь. Вскоре его нагнал человек, который – вот совпадение! – тоже направлялся на Валаам. И хорошо знал дорогу. Дошли без проблем. У монастырской пристани Александр стал молиться, благодарить бога... В это время его провожатый растворился в бодрящем ладожском воздухе. Это был ангел.

Александр провел на Валааме семнадцать лет. Пришел в 1467 году, семь лет был послушником, потом постригся, методично изнурял тело, долго жил один в пещере на небольшом островке. И всегда помнил, что со временем должен уйти в место силы, явленное ему по дороге. Был момент, когда он просил игумена отпустить его. «Ни, чадо, – сказал тот, – ты еще слишком юн». Ладно, прошло еще время, раз Александр, молясь в ночи Богородице, услышал: «Изыди на показанное тебе место». И свет на юго-востоке, как бы указывающий туда, где он должен был поселиться. Пошел к игумену, сказал: так и так, было видение на пути сюда, а теперь вот снова. Тут уж старик ничего не мог возразить, благословил. И в тот же день Александр ушел. Это было в 1484 году.

Место силы на Рощинском озере из космоса. Там в сущности два монастыря (Троицкий и Преображеский), составляющих один (Александро-Свирский). Это место называется Старая Свирская Слобода. Новая Свирская Слобода немного северо-восточней 

Место силы, которое ему было указано, располагается на юго-восточной оконечности Рощинского озера. Здесь Александр построил хижину и стал жить в тиши. Благодать! Но, видимо, он немного перебарщивал с аскетическими упражнениями. Или что-то неправильно делал. И вот результат: у него развилась болезнь сердца. Дошло до того, что он уже совсем не мог стоять, а только лежал и молился. Но тут ему явился некто в человеческом облике, коснулся рукой груди, и болезнь отступила.

Преображенская часть Александро-Свирского монастыря от его Троицкой части. Там сейчас действующий монастырь

Вообще, Александр был с самого детства подвержен видениям. Это нормально: мир вокруг нас переполнен духами. Только мы их обычно не замечаем, поскольку наш взор застит майя условностей. А Александр все замечал. Не зря же он был зачат в месте силы и от рождения был посвящен богу, то есть – предназначен к существованию сразу в двух мирах: физическом и духовном. Он постоянно видел то, что другим людям видеть не дано, и хорошо знал, что далеко не все существа, которых видишь, добры. Некоторые даже очень опасны. Поэтому был начеку. Так, один раз (дело было в 1493 году) он вышел из своей хижины и увидел около нее некое существо в человеческом облике. Насторожился. Пришелец приблизился, посмотрел с удивлением и спросил: «Ты чего?» Александр напряженно молчал. И тогда человек сказал: «Дотронься до меня, я плоть, а не дух».

Троицкая часть Александро-Свирского монастыря от Преображенской. Там сейчас сумасшедший дом (буквально)

Действительно, это оказался не дух, а дворянин Андрей Завалишин, родом из Москвы. Только тут Александр узнал, что государь Иван III давно уж захватил Новгород и раздавал своим людям его земли. Завалишину досталось поместье километрах в семнадцати от места силы. Иногда, охотясь в округе, он замечал сияние над юго-восточным озерным заливом. Но побывать там все было недосуг. А тут олень, которого он преследовал, привел его прямо к хижине божьего человека. Да так ловко: будто специально хотел открыть место, где тот жил. Привел и исчез.

На этом кончилась спокойная жизнь святого. Он, понятно, просил Завалишина не раскрывать тайну своего обитания. Но тот не удержался. И вот – к пустыннику потянулись благочестивые люди, появились ученики, стали расчищать лес под пашню, строить кельи… Ну, что тут поделать? Александр нашел такой выход: метрах в трехстах к западу от того места, где он поселился вначале, и где теперь толпились ученики, устроил себе отходную пустынь, чтобы можно было уединяться от суеты зарождающегося монастыря.

Часовня над колодцем, выкопанным самим Александром Свирским в своей отходной пустыни. Она находится перед входом в Преображенскую часть монастыря. В советское время в ней была бензоколонка, так что все под ней пропитано бензином. Монахи сняли несколько метров почвы, почистили колодец, но пить, вроде, не рекомендуется. Но там внутри краны, и люди пьют. Когда я был в монастыре несколько лет назад, то тоже пил. Бензином и не пахло. Возможно, это была обычная водопроводная вода

Это новое место оказалось куда более напряженным, чем то, в котором он жил раньше. Здесь эпицентр озерного места силы. Здесь святому все чаще стали являться духи – то в виде змей, то виде зверей, а то и в виде людей. И именно здесь в 1507 году случилось одно из самых знаменитых явлений в истории русской святости. Как-то ночью Александр молился в одиночестве, вдруг – воссиял яркий свет. И вот – входят три ангела в светлых одеждах. Что это было? Нас убеждают в том, что Александру явилась христианская Троица. И при том – в первый раз со времен Авраама она явилась в виде трех ангелов. Пусть так, но все-таки – что это значит?

Слева лубочная икона явления Троицы Александру. Справа икона Александра Свирского средины 15-го века работы мастеров Алесандро-Свирского монастыря 

Вот, например, со мной был такой случай, когда я студентом ездил на археологическую практику в Туркмению. По некоторой романтической причине я пребывал в совершенном раздрае. Детская глупость, конечно, но в тот вечер, чтобы кому-то что-то доказать, я одним махом на спор выпил бутылку кубинского рома (нам иногда привозили эту отраву в емкостях 0,75 из кишлака за 70 км.). Понимая, что обязательно буду блевать, ушел в пески и там отрубился. Под утро из-за бархана показалась фигура как бы с тремя головами, точней – капюшонами, скрывавшими лица. Страха я не испытывал, ибо почему-то знал, что это существо мне дружественное. Приблизившись, оно говорило со мной. То есть я понимал внутри себя, что оно говорит: не бойся, все будет хорошо, мы тебя не оставим… Они открыли мне много чего. В какой-то момент я протянул руку, и она прошла сквозь видение, но – не как через воздух, а как через воду, испытывая сопротивление. Когда они ушли, я вернулся в лагерь, упал на раскладушку и уснул.

 Одна из фотографий, сохранившихся от экспедиции в Туркмению. Тоже в своем роде Троица. Место не то самое, где мне было явление, но близкое. Эти чабаны захотели, чтобы я снял их на фоне средневековой крепости. Во времена  Александра Свирского здесь была бурная жизнь, теперь вот пустыня

Так, что это было? Будучи человеком, испорченным университетом, я объяснил себе это явление алкогольной галлюцинацией. Но фокус в том, что последствия той встречи постоянно сказывались в моей жизни. Уже наутро я познакомился с некими людьми (они приехали посмотреть, что мы копаем), которых встречал потом в разных местах в ситуациях подчас просто диких, менявших мою жизнь. Да и вообще моя жизнь резко переменилась с той ночи. Не стоит здесь говорить о деталях, но поверьте: многое из того, что мне говорили те трое, уже случилось.

 А это паломница Валентина на фоне Троицкой части Александро-Свирского монастыря. Она вовсе не пьяная, просто место такое

И что же из этого следует? Что мне тоже явился бог Авраама? Вовсе нет. Бог Авраама – это социально и исторически обусловленное явление. Он явился Аврааму. А мне, нанесшему по своему сознанию мощный алкогольный удар, явилась совсем другая реальность. Я не знаю, кем были эти ангелы пустыни Кара-кум. Может быть, они были духами неолитического могильника, который мы тогда копали, а по сути – разоряли. Но они не убили меня, напротив, были добры. Думаю, это потому, что они увидели во мне не студента антрополога, поливавшего черепа людей, когда-то здесь живших, мерзким клеем, а полумертвую плоть, остывающую на ночном такыре и уже открытую их бесплотному миру. Ведь что видит ангел, когда смотрит на человека? Лишь завиток в поле энергий и смыслов, волну, а вовсе не человека, существо, одетое по моде своего времени и имеющее в голове ограниченный этим временем набор мыслей и образов.

Церковь Иоанна Дамаскина в Троицкой части Александро-Свирского монастыря

А что видит человек, когда ему является ангел? Он видит некий образ, информацию, принимающую, удобную для восприятия этого человека форму. У человека ведь есть аппарат, преобразующий получаемую извне информацию в привычные, обусловленные местом и временем жизни субъекта, образы. Нечто вроде монитора, преобразующего цифровые коды в картинку. Только эти коды социо-культурные. Вот Александр, обладавший православным декодером, и увидел то, что много раз видел на иконах: трех ангелов в светлых одеждах.

Но ведь за этой картинкой стояла какая-то реальность. Какая же? Это можно определить, если знать информацию, полученную от ангелов. Информация, полученная Александром, в сухом остатке была такова: во-первых, надо построить церковь, во-вторых, церковь Троицкую, в-третьих, эта церковь должна быть построена не там, где случилось явление ангелов, а там, где толпятся ученики. Но это уже дополнительная информация, полученная чуть позже от одиночного ангела. Суть ее в том, что в эпицентре места силы, где являются духи, церковь строить не надо, пусть она будет в 130 саженях от эпицентра. Понятно, но почему эта церковь должна быть именно Троицкой? Потому, что ангелов было три? Посмотрим.

Троицкий монастырский собор. Он стоит на месте той деревянной церкви, которую Александр построил после явления ангелов. Потом, еще при его жизни, здесь была построена каменная Троицкая церковь. Это - уже четвертая, она построена в 1695 году. На этой фотографии собор ремонтируют после советской разрухи. Сейчас он стоит весь белый, как новенький 

Я уже говорил, что празднование христианской Троицы совпадает с народным праздником Русалий. Троица его прикрывает, вбирая русальную обрядность. А Русалии – это праздник мертвецов. К Троице, которая бывает на пятидесятый день после Пасхи, мертвые активизируются. Начиная с Семика (четверга седьмой недели по Пасхе), навь приходит в мир яви. Русалки рассаживаются по ветвям и плещутся у воды, упыри бродят среди трав и хлебов. Это неупокоенные мертвецы. Но и те, кто умер естественной смертью, уже тоже здесь. Перед Троицей, в Родительскую субботу, живые ходят на кладбище, чтобы встретиться со своими покойниками, едят и пьют с ними, приводят в порядок могилы, оставляют жертвы. А на самую Троицу мертвецов под видом веток берез и охапок травы приносят в храмы. Именно мертвым родителям, а не каким-то чужим богам кадяд в этот день в церквах. Только надо иметь в виду, что родители это не только мать и отец, но – все родные, все предки. Отошедшие поколения, которые на самом деле никуда не уходят, а живут реально в душах живых.

Уголок Троицкой части Александро-Свирского монастыря. Такой низкий выход за монастырскую стену

В Житии Александра о его родителях сказано: «Избранная двоица Стефан и Васса, как плодовитые ветви, сподобившиеся произвести…». Эта производящая двоица вместе со своим отпрыском (взгляните на икону Александра и его родителей в конце предыдущего текста) и есть Троица в ее первоначальном облике. То есть – единица движения жизни, квантовый переход, обеспечивающий смену поколений, естественный архетип. Из этого первоначала – мать, отец и дитя – можно вывести сколько угодно тринитарных теологий (в том числе и ряд христианских). И все они, так или иначе, будут восходить к таинству зачатия и исхода ребенка от родителей. Зачатие и исхождение – элементарный такт маховика жизни, структурирующего ее непрерывный поток. Но поток жизни это не только процесс смены поколений, это еще и единство, скрепленное духом, который, с одной стороны, соединяет родителей с детьми, а с другой – уводит детей от родителей.

Колокольня Покровской церкви в Троицкой части Александро-Свирского монастыря. Со строительством этой церкви связано еще одно явление Александру. Через несколько лет после Троицы ему явилась Богородица. Церкви Троицкой части ремонтируют, а психбольница (которая уж по счету в монастырях, описанных на этих страницах) еще не выехала. Вон идет один ее пациент

Духов день в христианском календаре следует сразу за Троицей. Именно дух новой жизни, а не какой-то монах увел Александра с Ояти, именно он открыл перед ним простор мира. Ну, а то, что Степан с Вассой ужасно страдали по поводу бегства сына, это – уж что называется – мертвые хватают живых. Мир родителей страшен, конфликт поколений всегда трагедия. Убивающий отца Эдип, пожирающий детей Крон. И сейчас немало родителей, которые для того и рождают (и так воспитывают) детей, чтобы в старости питаться их молодой жизнью. Обстоятельства рождения Александра намекают на то, что он был предназначен в жертву родителям, но ему удалось убежать. Впрочем, можно ли убежать от себя? Нет, троичную архетипику беглец унес с собой. Об этом свидетельствует явление ему (конечно, после смерти родителей) Троицы.

Преображенская часть Александро-Свирского монастыря. Слева угол Преображенского собора, справа Святые ворота, а в центре - как раз то самое место, где Александру явилась Троица. Над этим место построена часовня с такой странной круглой крышей, слева от дорожки, ведущей к Святым воротам

Удивительно, но Оятская троичность двух в одном проявилось даже в структуре Александро-Свирского монастыря, который образуется двумя монастырями, стоящими рядом. Один из них называется Троицким, он расположен в том месте, где изначально поселился отшельник (там сейчас – сумасшедший дом). А второй монастырь называется Преображенским, он располагается на месте отходной пустыни преподобного, там сейчас живут монахи. Эта часть монастыря начала строиться уже после смерти Александра, она прикрывает эпицентр его места силы. Именно в этой части, в Преображенском храме, лежат его мощи.

Старинная открытка, изображающая Александро-Свирский монастырь. Тут все хорошо видно: слева Преображенская составляющая, справа - Троицкая

Перед кончиной 85-летний старец сказал ученикам, чтобы они, когда он умрет, связали его тело веревками и затоптали в болото. Думаю, он знал, что говорил. Но ученики восприняли это как обычное монашеское кокетство и сразу ответили: нет, позволь нам похоронить тебя возле Троицкой церкви. На это святой не согласился: тогда уж лучше – в отходной пустыни. Так и сделали. Сразу после погребения (1533) на могиле начались исцеления. Вскоре было составлено Житие, написана икона. В 1641 году во время строительства храма рабочие наткнулись на гроб с совершенно нетронутым тлением телом. Совершенно! Монахи даже ужаснулись: просто как живой человек! Мощи положили в новом Преображенском храме.

Преображенский монастырский собор. В нем мощи Александра Свирского 

А в 1918 году они были изъяты и затерялись. Только в конце 1997 года их обнаружили в анатомическом музее Петербургской Военно-медицинской академии. Там мощи показывали студентам как пример естественной мумификации, хотя никто не мог объяснить, как такое вообще могло получиться. Конечно, в академии знали о чудесной силе этого странного тела, хотя и не знали – чье оно. Некоторые хирурги перед сложными операциями приходили постоять рядом с ним. Но иных это тело пугало, им все казалось, что мумия открывает глаза и смотрит. Какая-то истеричная лаборантка, когда мертвец посмотрел на нее, так взбудоражилась, что проколола ему один глаз чем-то острым. Потом эти глаза просто залили гипсом.

Звонница в Троицкой части Александро-Свирского монастыря

Когда монахи напали на след мощей, начался долгий процесс экспертизы, в ходе которого тело замироточило прямо на столе в рентгеновском кабинете. Уж не знаю, облучение тут было виной или пение акафиста, которое ему предшествовало. Но мнение ученых было едино: чудо! А вот попы усомнились. После церковного освидетельствования пошли разговоры: «Да те ли это мощи? Это какой-то еврей или татарин. Посмотрите на крайнюю плоть, он же обрезанный». Ученые таких тонкостей не учли. Впрочем, судмедэксперты пояснили: это не обрезание, это старческое, пусть попы пойдут в баню и посмотрят на крайнюю плоть стариков. Антрополог Беневоленская даже определила национальность святого: вепс. Очень похоже на правду, но только я, как антрополог, не стал бы делать таких определенных выводов. Методы антропологии этого не позволяют.

Мощи Александра Свирского 

И вообще, все научные экспертизы чудесных предметов – лишь профанация. Потому что для ученого чудо – это то, чего он не понимает, а для мистика – то, что он переживает. В таком переживании нет ничего субъективного, оно всем доступно. Вон даже финны, которых возят с алкогольными турами вокруг Ладожского озера и по пути зачем-то завозят в монастырь, даже они прекращают свое пьяное гоготание, когда их подводят к мощам Александра. Только что эти «пасынки природы» (Пушкин) шли по храму как белые люди – рыгали, смеялись! – вдруг: ступор и громкое хлопанье глаз. Такая экспертиза гораздо вернее рентгена.

Вид на эпицентр Александрова места силы от Троицкой части монастыря 

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ИЗДАНИИ КНИГИ "МЕСТА СИЛЫ РУССКОЙ РАВНИНЫ" И ВСЕ НЕОБХОДИМЫЕ ССЫЛКИ ЗДЕСЬ.

КАРТА МЕСТ СИЛЫ ОЛЕГА ДАВЫДОВА – ЗДЕСЬ. АРХИВ МЕСТ СИЛЫ – ЗДЕСЬ.




ЧИТАЕТЕ? СДЕЛАЙТЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ >>



Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины»

Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.

Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?





RSS RSS Колонок

Колонки в Livejournal Колонки в ЖЖ

Вы можете поблагодарить редакторов за их труд >>