ЦЕННЫЕ БУМАГИ. Секс, наркотики и божественные книги. (2009) - 4.
Начало беседы Димы Мишенина и Владимира Джа Гузмана (Видемана) - здесь. Предыдущая часть - здесь.
Дима Мишенин: Сейчас у западного народа есть свои духовные лидеры как это было в 60-х? Прабхупада, Махариши или Джон Леннон, наконец?…
Владимир Джа Гузман: Сейчас главный лидер западного народа – Барак Обама, символ обновленной Америки. На роль духовных гуру сегодня, по-моему, никто из вменяемых деятелей не претендует. В самом деле, о каком авторитете может идти речь в эпоху социального постмодерна, с его опытом критического дискурса? В узком смысле можно сказать, что на Западе активными примерами гуманистической духовности являются Нельсон Мандела (марксистский материалист), Далай-лама (атеист-пустотник), Боно (торчок-рок-н-ролльщик). Неожиданно поднялся рейтинг Майкла Джексона. В этом что-то есть. Даже мой 6-летний сын знает несколько его «экологических» хитов наизусть, считает себя его фаном. Глаголет истина?...
Д.М.: А есть такие лидеры у русских, как ты считаешь? Как в 80-х – ложные или настоящие, неважно, но они были – как «Трубный зов», Мирзабай или Борис Гребенщиков?
В.Д.Г.: Тут мне сложно сказать. Пелевин? Ходорковский подает голос из глубины сибирских руд за более продвинутое общественное устройство. Я даже поучаствовал, в качестве соавтора, в сборнике «Постчеловечество» под его редакцией.
«Мир строится сегодня на основе прямого информационного воздействия на сознание не только отдельных личностей, но и всего населения. Это не тайные приказы, как думают некоторые. Дело поставлено более основательно, надежно и безотказно: через формирование мотивации. И работа Делягина, и статьи В. Видемана, М. Калашникова, А. Баранова подводят читателя к пониманию сути сверхчеловеческого сознания.
Эволюция всего живого никогда не прекращается, и человек не исключение. Скорость этого процесса растет под влиянием условий жизни (вспомните акселерацию) и традиционных технологий («хай-тек»). Наука и социальная практика уже располагают технологиями прямого воздействия на эволюционный процесс («хай-хьюм») и готовы их использовать для получения необходимых им результатов. Авторы доказывают, что человечество стоит перед дилеммой предстоящего эволюционного скачка, как в эпоху неандертальцев и кроманьонцев. Только шанс попасть на пути, ведущие в будущее, имеют не более 1% претендентов. У остальных просто никаких надежд».
(Г. Васильев. «Что Ходорковский нам готовит»)
Еще есть такой Виссарион в Минусинске. Это вообще русско-сибирский хард-кор. Согласись, Виссарион – это не Мамышев-Монро. Здесь такой талант артиста требуется, да еще из роли не выйти! Тяжелая карма пророка высших сил. Потом учти, что в наше время маги жили без интернета, их жизнь была чем-то тайным. А сегодня все в сети...
Д.М.: А если нет, то в какой области их ждать этих лидеров? Если не в рок-музыке или религии и политике? Откуда придут новые мессии? Из блогов или компьютерных игрушек? Или это Стив Джобс или Билл Гейтс?
В.Д.Г.: Кто знает, может быть времена персонализированного лидерства, личной героики прошли? Возможно, быть героем уже не модно? Ведь всякий героизм построен на готовности рискнуть собой ради чужих интересов. Я бы посоветовал обратить внимание на советского историка Бориса Поршнева. Его работы по палеопсихологии и развитию второсигнальности опустят и Фрейда с Юнгом, и Райха с Маркузе. Поршнев спокойно, без пафоса описал такие глубины экзистенции гомо-сапиенса, что тут даже сам Достоевский отдохнет. Его вывод: человек – биологический выродок, с нарушенными функциями первосигнальной коммуникации, который превратил свою патологичность в принципиально новую стратегию экзистенциального выживания – через развитие второй сигнальной системы, апеллирующей не к реальности, а к ее условным заместителям: символам, знакам, языку. При этом химия мозга, задействованного во второсигнальных процессах, вырабатывает особые мозговосекторные галлюциногены, близкие по своему составу морфию и другим сильнодействующим наркотикам. Таким образом, существует подозрение, что человеческое сознание есть, по факту, не что иное, как такой вот морфологический галлюциноз, выдающий воображаемое за действительное. Но этот факт не должен пугать. Напротив – вдохновлять на поиски новых решений!
Д.М.: Ты антиглобалист? Ты визионер? Ты провокатор? Кто ты сейчас, кроме того что тянешь лямку менеджера по проектам в Российско-британском инвестиционном клубе (БРИК)?
В.Д.Г.: Я всегда себя чувствовал свободным философом. «Учиться и каждый день познавать новое – разве это не приятно?» (Конфуций). Если духовных лидеров в обозримом будущем не появится, придется брать эту нелегкую лямку на себя ).
Д.М.: Какие из современных открытий – телепортация, робототехника, клонирование, искусственное рождение или межпланетные путешествия – по твоему войдут в нашу жизнь в самом скором времени и изменят ее, как ее изменили компьютеры и интернет?
В.Д.Г.: Я думаю, что в обозримом будущем все больше будут востребованы технологии того, что сегодня принято называть хай-хьюмом (от английского high hume) – т.е. технологии повышения человеческой работоспособности, творческой самоотдачи. Как сказал некогда президент Кеннеди, «you have to make more work for less money». Инструментарий здесь самый широкий: от НЛП (нейро-лингвистическое программирование) до НЛО (неопознанные летающие объекты), от генной инженерии до нанотехнологических трансплантаций. Хай-хьюмовский человек должен как бы дольше жить, больше делать, меньше есть и спать, не болеть, не терять потенции и чувства юмора.
Д.М.: И есть понимание того, что новейшие технологии несут миру спасение? Что электронные книги спасают леса? А gmail спасает от изнуряющей работы почтовыми голубями наших пернатых друзей? А химия и искусственная кожа и меха спасут бедных животных от убийства на кожаные пиджаки и шубы? Что современная наука, которую клянут на каждом шагу так называемые экологи за засорение окружающей среды – на самом деле делает мир гуманным и вегетарианским?
В.Д.Г.: К сожалению, современные люди больше интересуются не тем, как изменить мир в лучшую сторону, а тем, как эффективнее управлять друг другом. В самом деле: зачем самому менять мир, если можно заставить это сделать других? По вашему сценарию. Продвинутые формы суггестии – вот что должно спасти мир. Лично я верю, что лучший мир возможен. Но он никем не гарантирован. В этом – высшая дхарма.
Д.М.: Ты пользуешься картами Таро, занимаешься йогой или карате сейчас? Ты сталкивался с действиями заклинаний и колдовства и когда это было?
В.Д.Г.: Все эти вещи мне знакомы, но я давно не нуждаюсь в формализованном кукольном театре. В моих книгах описано немало магических казусов и откровенных экспериментов. Всем этим мы активно занимались в Лесной академии Рама, позже – в режиме свободного плавания. Йогу я понемногу практикую до сих пор, но вот кимоно давненько не надевал...
Д.М.: Почему был так моден сатанизм в XX веке и личности Алистера Кроули, Антона Шандора ЛаВея, Кеннета Энгера и Чарльза Мэнсона в современной Культуре Запада? Может быть из-за того, что они на самом деле были добрыми христианами, несшими свет религии в разуверившийся во всем мир? Несли его путем театра из черепушек и голых ведьм, еще способных привлечь внимание пересыщенной публики и вернуть ее таким образом сначала Сатане, а потом Богу?
В.Д.Г.: Сатанизм, если под ним понимать сознательное стремление ко злу, есть знак глубинных личностных патологий, которые являются, парадоксальным образом, платой человечества за научно-технический прогресс и процесс антропологической эволюции в целом. Просто таковы издержки исторического развития. В принципе, они неустранимы, но могут быть существенно гуманизированы в благоприятных обстоятельствах.
Д.М.: Ты готов к смерти? Ты не боишься старости и в следующем десятилетии уйти навсегда в небытие?
В.Д.Г.: В следующем десятилетии еще не хотелось бы... Кое-какие книжки нужно дописать, сына поставить на ноги...
Д.М.: А к бессмертию ты готов? Ты не боишься проснуться завтра и обнаружить себя вечно молодым и живым?
В.Д.Г.: Один мой знакомый (покойный) как-то раз выдал: «Эх, хорошо бы иметь вечный кайф!» Потом подумал немного и добавил: «Но – по нарастающей. Потому что вечный кайф на одном уровне – это вечный облом!»
Цитаты из КНИГ ВЛАДИМИРА ДЖА ГУЗМАНА:
«С точки зрения сугубо биологической целесообразности, так называемые "сознательные" действия человека — т. е. диктуемые второсигнальными мотивациями — являются бесполезными и даже контр-продуктивными, поскольку чисто физиологически функция Второй Сигнальной Системы состоит как раз в том, чтобы блокировать, тормозить действие первой сигнальной системы как ключевого инструмента оперативной навигации особи в окружающей среде. В своем генезисе вторая сигнальная система, как уже говорилось, является основанной на антибиологическом гипнозе патологией, превратившейся в пожизненную норму как совершенно новую, в эволюционном контексте, экзистенциальную стратегию». (Психопатология творчества)
«То, что сейчас считается патологией, некогда было нормой, и наоборот. Один из лидеров актуального русского авангарда, московский художник и куратор Олег Кулик, наглядно характеризует это явление непроизвольным высказыванием в своей книге "Скотомизация": "Сейчас это воспринимается как начало целой линии в русском искусстве, а тогда это случилось как припадок или нервный срыв." В этой фразе непроизвольно сформулирован, если можно так выразиться, основной закон психопатологии творчества: всякая культура есть форма институционализированного невроза». (Психопатология творчества)
«Первая проблема обнаружилась в тот момент, когда я решил подняться с унитаза. Оказалось, что это требовало особого ментального сосредоточения, ибо в состоянии промежуточной полуприподнятости как-то спонтанно забывалось о конечной цели движения и мозг переставал посылать сигналы в центры опорно-двигательной системы, заведующие комплексным процессом поднятия. В итоге тело так и зависало над унитазом, а мозг в это время лихорадочно просчитывал опции, мало имеющие отношения к действительности. Я совершил до десятка попыток, стараясь довести процесс последовательного осознания своих действий до состояния их полного физического осуществления, но мысль, словно заколдованная, постоянно срывалась в постороннюю мечтательность, а тело, лишаясь поддержки практического разума, вновь срывалось в расслабу бессознательного телепания, плюхаясь в бессильной немощи назад на толчок. Наконец невероятным усилием воли мне удалось-таки преодолеть первую космическую скорость и, резко дернувшись вперед, перенести центр тяжести за критическую черту, а затем, открыв дверь лбом, доползти на полусогнутых до суфы». (Тропой священного козерога)
«Весь центр города был запружен поддатой публикой в ватниках и кирзе. На главной площади Ленина, окруженной со всех сторон номенклатурными постройками с дорическими колоннадами, пипл кучковался небольшими стайками, распивая дефицитное бухло и угрюмо мыча. Шел мелкий дождь, в раскисшей грязи газонов лежало несколько павших за Конституцию тел. Перед бетонной коробкой обкома КПСС, стилистически выпадавшей из сталинского ампира градообразующего комплекса площади, возвышался огромный экран, на котором крутили ролики об успехах социалистического строительства в городе, области и по стране в целом. Счастливые лица сталеваров, хлеборобов и других строителей коммунизма светились стахановским пылом покорителей мировых рекордов, Брежнев с трибуны Кремлевского Дворца съездов провозглашал новые дерзкие цели страны мечтателей, страны ученых... Все это сопровождалось патетической музыкой, под которую тусовавшаяся вокруг люмпен-гопота пыталась выделывать коленца в стиле диско. Темнело. Образы на экране светились кислотными тонами уорхоловских портретов». (Школа магов)
«Некогда черных рабов завозили через Панаму на западное побережье Новой Гранады — как называлась при испанцах объединенная северная провинция в составе нынешних Колумбии, Венесуэлы, Панамы, Эквадора и Перу. До сих пор они составляют, насколько я могу себе представить, беднейшую и наиболее бесправную часть всего населения страны. У общины черных перуанцев нет, буквально, ничего, никакого базиса для существования: ни земли, ни денег, ни образования. Брошенные судьбой на самый край света, где даже солнце движется в обратном направлении, они, вот уже почти пять веков, бродят в белых лимских туманах по кромке серых вод Пацифики в неприкаянности не только социальной, но какой-то экзистенциальной исключенности». (Белый снег Колумбии)
«Это были высокие, стройные, плотносбитые молодые негроиды, человек восемь, все — в черных кожаных куртках и таких же штанах. У каждого из них на голове была провязана белая чалма с болтавшимся на ветру длинным свободным концом. Все парни были вооружены барабанами разных калибров, в которые нещадно колотили, но не на-авось, а очень грамотно, четко выдерживая ритмы и паузы, перекликаясь друг с другом или одновременно заряжая какую-нибудь дробь. А впереди стоял самый высокий, самый красивый блэк, тоже весь в коже, с микрофоном в одной руке и стальной штангой в другой. Его голову украшала огромная черная (видимо, командская) чалма. Он обращался к народу, делая картинные пируэты и принимая прямо-таки боевые стойки, а драм-секция безукоризненно следовала его дирижуре. Иногда черночаломный и вся группа поддержки действовали совершенно синхронно, порой — врозь, но абсолютно сыгранно, как в театре Мейерхольда или кате карате-до: выпад-удар-разворот-маваши, ну и так далее... Периодически вся команда подхватывала с земли длинные палки, и тогда весь ритуал начинал напоминать по своей картинно-милитаристской выдрессированности лучшие образцы караульных разводок перед дворцами монархов и мавзолеями вождей». (В лабиринтах Манхэттена)
«Мы выпили по пятьдесят, перекурили. Девицам стало жарко. Сняв шубки, они оставались в измазанных краской белых шелковых пеньюарах с рюшками, черных капроновых чулках и перчатках. Маски горилл они принесли с собой и теперь, подпив, решили снова их напялить для куражу. Вид "окровавленных" полураздетых моделей с головами кинг-конгов производил шокирующее впечатление. Это нужно было снимать. Лучше всего — на видео. У Синти была с собой камера, которую она захватила на перформанс в SVA. Так что теперь можно делать вторую серию: "Gorilla Girls in Action". Это, безусловно, должен быть забойный хард-кор, со всеми делами.
— Давайте, сделаем для начала пару дорожек?
Синти достала из сумочки пакетик, выстроила три параллельные линии, которые в сумме выглядели как даосская триграмма "тянь" ("небо"). Внимание, мотор! Мы включаем механизм глубины — небесную пружину. Oh, man, you"re killing! Маски снимали аспект индивидуальности, превращая партнера в чистое тело. С другой стороны, сама эта обезьянистость, пусть иллюзорная, но такая натуралистичная, задействовала некую нечеловеческую сексуальность ультимативного порядка. Это был, конечно, очень странный процесс, на грани зоофилического коллапса». (В лабиринтах Манхэттена)
«Здесь речь идет о т. н. "теории монетарного расщепления", показывающей системное противоречие между общественной функцией денег как средства обмена и их частной функцией как товара. В качестве непортящегося товара, не требующего физического пространства для своего хранения, деньги сами становятся эксклюзивным товаром, который перестает выполнять роль простого обменного средства в общественном производстве. На деньги в их функции товра можно создать товарный дефицит, что приведет к повышению их стоимости — т. е. цены кредита. Изъятие денег из экономики в целях накопительства аналогично забору воды из реки в частные хранилища с целью перепродажи в засушливые времена, в результате чего река мелеет и вся агротехническая инфраструктура местности дегенерирует. Точно так же она разрушится в случае ее резкого затопления избыточными деньгами. Такие капитальные изъятия или вливания возможны в силу права частной собственности на деньги. Закрепление за деньгами их исключительно общественной функции — предмет дискуссий в кругах критически настроенных западных экономистов, формирующих движение за т. н. постаутичную экономику — т. е. посткризисную экономику будущего, отбросившую аутичную в отношении окружающей реальности, чисто математическую установку на максимизацию прибыли посредством наращивания потребительского спроса любой ценой. В результате институциональная система, заточенная под такую схему роста, с неизбежностью терпит системный крах, наталкиваясь на реальные границы роста» (Преодоление модерна)
«Разоблачение языка как порочного круга вербальной суггестии, совершенное постструктуралистами, фактически вбило последний гвоздь в крышку гроба не только модернизма, но и постмодернизма как художественного метода эпохи позднего модерна. Борьба модернистов с метафизикой в языке за чистоту смысла обернулась постмодернистским демонтажем метафизики самого языка как системы знаковых условностей. Это, в свою очередь, денонсировало фундаментальную парадигму модерна, сформулированную Хайдеггером в тезисе о языке как доме бытия, одновременно подрезав экзистенциальные корни логоцентричному академизму в целом» (Преодоление модерна)
В сокращенном виде интервью было опубликовано в журнале "Смена" (№9, 2009)
Бхагавад Гита. Новый перевод: Песнь Божественной Мудрости
Вышла в свет книга «Бхагавад Гита. Песнь Божественной Мудрости» — новый перевод великого индийского Писания, выполненный главным редактором «Перемен» Глебом Давыдовым. Это первый перевод «Бхагавад Гиты» на русский язык с сохранением ритмической структуры санскритского оригинала. (Все прочие переводы, даже стихотворные, не были эквиритмическими.) Поэтому в переводе Давыдова Песнь Кришны передана не только на уровне интеллекта, но и на глубинном энергетическом уровне. В издание также включены избранные комментарии индийского Мастера Адвайты в линии передачи Раманы Махарши — Шри Раманачарана Тиртхи (свами Ночура Венкатарамана) и скомпилированное самим Раманой Махарши из стихов «Гиты» произведение «Суть Бхагавад Гиты». Книгу уже можно купить в книжных интернет-магазинах в электронном и в бумажном виде. А мы публикуем Предисловие переводчика, а также первые четыре главы.
Книга «Места Силы Русской Равнины» Итак, проект Олега Давыдова "Места Силы / Шаманские экскурсы", наконец, полностью издан в виде шеститомника. Книги доступны для приобретения как в бумажном, так и в электронном виде. Все шесть томов уже увидели свет и доступны для заказа и скачивания. Подробности по ссылке чуть выше.
Карл Юнг и Рамана Махарши. Индивидуация VS Само-реализация
В 1938 году Карл Густав Юнг побывал в Индии, но, несмотря на сильную тягу, так и не посетил своего великого современника, мудреца Раману Махарши, в чьих наставлениях, казалось бы, так много общего с научными выкладками Юнга. О том, как так получилось, писали и говорили многие, но до конца никто так ничего и не понял, несмотря даже на развернутое объяснение самого Юнга. Готовя к публикации книгу Олега Давыдова о Юнге «Жизнь Карла Юнга: шаманизм, алхимия, психоанализ», ее редактор Глеб Давыдов попутно разобрался в этой таинственной истории, проанализировав теории Юнга о «самости» (self), «отвязанном сознании» и «индивидуации» и сопоставив их с ведантическими и рамановскими понятиями об Атмане (Естестве, Self), само-исследовании и само-реализации. И ответил на вопрос: что общего между Юнгом и Раманой Махарши, а что разительно их друг от друга отличает?