Дореволюционный Грин был чудаком и повесой, каких поискать. Разве только у Пыляева с его невообразимыми «оригиналами». Игорь Фунт рассказывает о случае, когда Грин со своим закадычным другом Яковом Бронштейном поженили проститутку и коридорного из интим-салона. А началось всё с бедственного материального положения писателя и карточной игры дяди Яши.
- НОВОЕ В БЛОГЕ: Садху Ом. Высшее значение Само-исследования. Избранное. 9
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Максим Кантор о значении сюрреализма. Какова связь сюрреализма с той реальностью, в которой оказалось человечество в XX веке и пребывает до сих пор. «Сюрреализм произвел необходимую операцию в сознании людей, которых гнали на убой, — сюрреализм объяснил, что добра нет, есть только власть … Мы живем в век перманентной гражданской войны, родившей свое искусство».
Параллельный мир Мамлеева просто существует вместе с нашим, и это ещё нужно посмотреть, кто здесь параллельный, а кто основной. Также трудно сказать, с чего вообще начинается Мамлеев и мамлеевщина хронологически. Это бесполезно, как и любая попытка выстраивания чёткой схемы в параллельном мире. Текст Дмитрия Самойлова.
О сбывшемся и несбывшемся в жизни любимого писателя-романтика Александра Грина. О веке неисправимых мечтателей, овеянном революционными песнями. О тех, кто не сдался и не сломался вопреки лишениям, которые выдержит не каждый… Игорь Фунт о гриновских жертвенности и спасении, а также о погоне за золотом – в кратком жизнеописании великого вятского писателя.
Продолжаем печатать книгу «Круг земной и небесный». Каких только бед не выпало на крестьянскую долю в последние четыре века! Об истории русского народа – земледельческого, воспитанного в мирных занятиях, в кротких нравах и в борьбе с суровой и дикой природой. А также о непростых обстоятельствах нашей земной жизни: Афган, Ельцин, Гайдар, история Гимна, кубанские хуторяне, Аркаим, – рассказывает В.М. Зимин.
14 апреля исполняется 270 лет со дня рождения, по-пушкински: «из перерусских – русского» писателя, просветителя и драматурга Дениса Ивановича Фонвизина. Игорь Фунт рассказывает о екатерининских временах, одновременно думая о дне сегодняшнем. Поскольку быть столь оппозиционным, каковым был Фонвизин, в ту пору не приветствовалось. Но именно он стал предтечей революционера Радищева и «кованых» людей 14-го декабря.
Анатолий Рясов о значении Слова как вселенском феномене ощущений. В нашем распоряжении – сотни библиотек с целыми стеллажами словарей и лингвистических исследований. На самом же деле мы до сих пор толком не имеем понятия о том, что такое слово. Перед нами – дымящийся палимпсест, включающий в себя множество смысловых наслоений. Безнадёжный произвол может уживаться внутри слова — со спартанским порядком.
Нет ничего нового под Солнцем, все архетипично, а некоторые события, которые кажутся новыми, совпадают с теми, что уже были, вплоть до деталей. Вот, например, сейчас многих удивляет поведение украинских националистов в Киеве. Но точно так же они вели себя в Киеве почти сто лет назад, при Петлюре. Свидетель тому Константин Паустовский.
Глеб Давыдов встретился с Роджером Кастилло, прямым учеником известного индийского учителя адвайты Рамеша Балсекара, который в своею очередь был учеником Нисаргадатты Махараджа. В интервью речь идет о недвойственности, предопределенности, божественной воле, сознании, вселенском уме и его психологическом аспекте. И о том, что такое счастье.
Алексей Толстой был умён, хитёр, талантлив и родовит. Женщины едва не дрались за него, мужчины набивались в друзья, а люди власти даже лебезили перед ним. Он же, смеясь над миром, думал, что объегорит всех. А объегорил себя. Родной сын и тот скажет: «Он продал душу дьяволу. И… проиграл». Но почему – вот загадка. Текст Вячеслава Недошивина, известного литературоведа, писателя, кинодокументалиста.
Максим Кантор о предназначении демократического искусства и видении нового мира и новой пластики. Домье, Сезанн, Ван Гог, Гоген – диалекты великого языка, изобретённого в революционные дни времён Маркса, Прудона и Бальзака. Но в первую очередь – это, конечно, главный художник нового времени Оноре Домье, который сумел сделать так, что античность и классицизм осознанно заговорили о сегодняшнем горе.
21 марта исполняется 175 лет со дня рождения самого русского из русских композиторов Модеста Петровича Мусоргского. Ярчайшего автора середины 19 века — эпохи крымского поражения, «Севастопольских рассказов», смерти государя Николая, эпохи больших перемен. Мусоргский – композитор-новатор, одновременно органически и глубоко связанный с русской художественной культурой – как исторической, так и стилистически устремлённой в безбрежное будущее.
18 марта 1874 года – 140 лет назад – родился великий русский философ-революционер Николай Бердяев. О нём, как о квинтэссенции мыслительного процесса давно ушедшей эпохи, нельзя говорить вне привязки ко дню сегодняшнему – настолько он видится актуальным и свежим. Будь Бердяев сейчас жив, – он бы опять, с новой оглушительною силой стал толкать нас в жернова вдумчивых размышлений о насущном.
Перемены продолжают публикацию книги Виктора Зимина. В 3-й главе автор уходит вглубь времён в поисках потерянных «точек бифуркации» – зачатков мировых демократий и того, что хранит человека в момент отмены духовных приоритетов. (Термина «духовные скрепы» в годы написания книги, к счастью, не было.) О двойных стандартах США. Также о множестве религий и об уровне организации Вселенной.
Алексей Колобродов анализирует происхождение термина «Олигархическая литература» через… классических «Монте-Кристо» и «Республику Шкид», с поражающей воображение точностью в деталях и лицах предвосхитивших практику институций русского олигархата. Гармонирующая со множеством документальных и мемуарно-исторических источников, эта литература даёт объективный взгляд на пролетающие мимо нас эпохи.