В мае 1969 года, 45 лет назад увидел свет роман Владимира Набокова «Ада, или Эротиада. Семейная хроника». Это шестой роман Набокова, написанный по-английски. Одни критики решили, что это полный провал. А другие назвали «Аду» вершиной творчества Набокова и самым великим романом XX столетия. Об этом неоднозначном тексте рассказывает Виктория Шохина.
- НОВОЕ В БЛОГЕ: О книге «Джапа-Йога: Ключи Благодати»
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Слить Юг и Север Европы воедино – была мечта всякого политика, со времен Карла Великого. В XV веке в Бургундии это слияние произошло. В искусстве. Возник изощренный язык искусства, масляная живопись, без которой нельзя представить изощренного европейского сознания. Максим Кантор — о возникновении этого синтеза и его значении.
Рецензия Андрея Бычкова на фильм Ларса фон Триера «Нимфоманка» (ч. 1 и ч. 2). «Фон Триер наслаждается «как художница». Но муза художника фон Триера жестока. «Пиши кровью, – говорит Ницше, – и ты узнаешь, что кровь есть дух». Мы все еще слишком мало знаем о сексе. Какие видения посещают нас во время коитуса? И не является ли фильм фон Триера одним из них?»
Эссе Глеба Давыдова о том, что такое искусство. Взгляд через адвайту (учение о недвойственности). «Произведение искусства создано из того «пространства» и тем «пространством», которое и есть на самом деле «вы». Не та личность, которой вы себя воображаете и которая подвержена переменам, не ваш образ себя. А тот, кто все воспринимает, наблюдает и свидетельствует».
Глеб Давыдов продолжает знакомить читателей «Перемен» с современными Мастерами адвайты. На этот раз опубликовано интервью с Муджи. Это уже второе интервью с Муджи на «Переменах», и оно предназначено, в частности, для тех, кто совсем не знает, что такое адвайта. «Истина находится прямо там, где находишься ты. Это вообще не находится на каком-либо расстоянии от тебя».
Александр Зеленцов разбирает онтологический смысл сущностных категорий Духа — Красоты, Истины и Любви. Чем восхищает и вдохновляет нас Красота? Что именно называем мы Красотою? Что побуждает наш разум стремиться и искать Истинный смысл и Истинную сущность всего? Что и почему заставляет трепетать наше сердце, когда оно бывает овеяно теплом и светом Любви?
Дореволюционный Грин был чудаком и повесой, каких поискать. Разве только у Пыляева с его невообразимыми «оригиналами». Игорь Фунт рассказывает о случае, когда Грин со своим закадычным другом Яковом Бронштейном поженили проститутку и коридорного из интим-салона. А началось всё с бедственного материального положения писателя и карточной игры дяди Яши.
Максим Кантор о значении сюрреализма. Какова связь сюрреализма с той реальностью, в которой оказалось человечество в XX веке и пребывает до сих пор. «Сюрреализм произвел необходимую операцию в сознании людей, которых гнали на убой, — сюрреализм объяснил, что добра нет, есть только власть … Мы живем в век перманентной гражданской войны, родившей свое искусство».
Параллельный мир Мамлеева просто существует вместе с нашим, и это ещё нужно посмотреть, кто здесь параллельный, а кто основной. Также трудно сказать, с чего вообще начинается Мамлеев и мамлеевщина хронологически. Это бесполезно, как и любая попытка выстраивания чёткой схемы в параллельном мире. Текст Дмитрия Самойлова.
О сбывшемся и несбывшемся в жизни любимого писателя-романтика Александра Грина. О веке неисправимых мечтателей, овеянном революционными песнями. О тех, кто не сдался и не сломался вопреки лишениям, которые выдержит не каждый… Игорь Фунт о гриновских жертвенности и спасении, а также о погоне за золотом – в кратком жизнеописании великого вятского писателя.
Продолжаем печатать книгу «Круг земной и небесный». Каких только бед не выпало на крестьянскую долю в последние четыре века! Об истории русского народа – земледельческого, воспитанного в мирных занятиях, в кротких нравах и в борьбе с суровой и дикой природой. А также о непростых обстоятельствах нашей земной жизни: Афган, Ельцин, Гайдар, история Гимна, кубанские хуторяне, Аркаим, – рассказывает В.М. Зимин.
14 апреля исполняется 270 лет со дня рождения, по-пушкински: «из перерусских – русского» писателя, просветителя и драматурга Дениса Ивановича Фонвизина. Игорь Фунт рассказывает о екатерининских временах, одновременно думая о дне сегодняшнем. Поскольку быть столь оппозиционным, каковым был Фонвизин, в ту пору не приветствовалось. Но именно он стал предтечей революционера Радищева и «кованых» людей 14-го декабря.
Анатолий Рясов о значении Слова как вселенском феномене ощущений. В нашем распоряжении – сотни библиотек с целыми стеллажами словарей и лингвистических исследований. На самом же деле мы до сих пор толком не имеем понятия о том, что такое слово. Перед нами – дымящийся палимпсест, включающий в себя множество смысловых наслоений. Безнадёжный произвол может уживаться внутри слова — со спартанским порядком.
Нет ничего нового под Солнцем, все архетипично, а некоторые события, которые кажутся новыми, совпадают с теми, что уже были, вплоть до деталей. Вот, например, сейчас многих удивляет поведение украинских националистов в Киеве. Но точно так же они вели себя в Киеве почти сто лет назад, при Петлюре. Свидетель тому Константин Паустовский.
Глеб Давыдов встретился с Роджером Кастилло, прямым учеником известного индийского учителя адвайты Рамеша Балсекара, который в своею очередь был учеником Нисаргадатты Махараджа. В интервью речь идет о недвойственности, предопределенности, божественной воле, сознании, вселенском уме и его психологическом аспекте. И о том, что такое счастье.