Новая глава шаманских экскурсов Олега Давыдова. О преобразовании энергии влечения в жизни и в культуре, о «подражании» (мимезисе), энергии Ума (с большой буквы), о Сизифе и Одиссее, трагедии, переходе от счастья к несчастью, уходе энергии в «материальную беспредельность», о синтезе противоположностей, который запускает процесс индивидуции…
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
4 июня исполняется 24 года с тех пор как произошли события на площади Площадь Тяньаньмэнь. О том, что же именно тогда произошло, кто это все устроил и с какими целями. И как это все повлияло на развитие дальнейших событий в Китае да и в мире, рассказывает Олег Залесов, иллюстрируя свой материал историческими фотографиями и поясняющими комментариями к ним.
В столичном городе М есть улица, которая носит название «Петровский бульвар». На которой стоят дома, а между ними распростерся бульвар. Обитатели Петровского бульвара середины прошлого столетия были людьми совершенно особенными, таких теперь уже нет. О них и их нравах — физиологический очерк Михаила Липскерова.
Диалог Игоря Манцова и кинокритика Елены Михайловны Стишовой. О состоянии российского кинематографа и прямо связанном с ним состоянии киноэкспертизы. О «так называемых» режиссерах, которые все меряют баблом и социальным успехом, и о так называемой «либеральной интеллигенции», уверенной в том, что уж она-то знает и кто виноват, и что делать.
Реплика Андрея Тесля о Розанове и его месте в контексте литературы. Был ли Розанов писателем? Сам он себя таковым не считал, об этом сожалея. Но получилось иначе. «Литературой может стать все – но не все ею является. «Нулевая степень письма» заканчивается рассуждениями о том, что в литературе нет способа бегства за пределы литературы – но это только в том случае, если ты уже в ней».
Что имеет в виду Юнг, говоря о психологической энергии (либидо)? Отнюдь не физическую энергию, хотя так можно подумать при поверхностном чтении. Чтобы понять, что он имеет в виду, надо разобраться в том, откуда вообще пошло представление об энергии. А пошло оно от Аристотеля, у которого энергия — не физическое понятие, а скорей смысловое.
24 мая 1988 года, в день Святых Кирилла и Мефодия, в год тысячелетия Крещения Руси, ушел в бессмертие великий русский философ Алексей Федорович Лосев. Диалектику он называл «ритмом самой действительности», «абсолютной ясностью, строгостью и стройностью мысли», «глазами, которыми философия может видеть жизнь». О Лосеве — текст Дмитрия Степанова.
Эмоциональная реплика Алексея Колобродова на смерть режиссера Алексея Балабанова. Балабанов и время, Балабанов и пространство. «Балабанов был последним в нашем кино, кто умел делать героев. Кончина Алексея Октябриновича, и без того символичная, сообщила о нашем времени не меньше, чем все его фильмы… Среди последних мессиджей – полная невозможность героев».
Эссе В.М.Зимина о связи искусства и виртуальности, или даосской Пустоты. Что выносили из прикосновения к предвечному модернисты и футуристы с одной стороны и китайские художники эпохи Мин — с другой? «В Китае по традиции различались три категории художников. К низшей относили живописцев «умелых» (нэн), то есть таких, которые могли искусно передать внешний вид предметов…».
165 лет назад, 15 мая 1848 года родился художник и подвижник русской культуры Виктор Михайлович Васнецов. Игорь Фунт, по-вятски рассудительно и неторопливо, вспоминает историю происхождения фамилии Васнецовых, ставших кто архитектором, творцом, писателем, кто учителем, земским заседателем, мастером-краснодеревщиком, а кто простым русским крестьянином.
8 мая (27 апреля по ст.ст.) 1766 года родился Василий Львович Пушкин, любимый дядя А. Пушкина. Вяземский подтрунивал над Василием Пушкиным: «Он кончит тем, что будет дружен с одними грудными младенцами, потому что, чем более стареет, тем всё больше сближается с новейшими поколениями». О том, кем он был, что сделал и какого мнения о нем были современники, рассказывает Игорь Фунт.
Олег Давыдов (Хабаровский край) о смысловой сущности Пасхи и о трактовке разными философскими школами пасхального таинства. «Образ Воскресшего не парит над историей метафизическим призраком, не отдаляется в абстрактные эсхатологические дали, не представляет собой упущенную возможность или одну лишь память, но входит в историю, поскольку Церковь делает эту историю самой своей сутью».
Анатолий Рясов рассказывает о только что вышедшей книге рассказов Ольги Комаровой «Грузия». «Тексты Комаровой – это не призрак советского самиздата, а нечто, существующее здесь и сейчас, радикальным образом расшатывающее и даже ставящее под вопрос сегодняшний, par excellence социально ориентированный литературный дискурс».