Еще одна глава проекта Максима Кантора, посвященного истории искусств. На этот раз речь идет об эпохе Ренессанса, ее сущности и значении, разбираются фрески Микеланджело в Сикстинской капелле. «Микеланджело изобразил процесс всемирной истории – но изобразил его, как упорное преодоление небытия, иными словами, – он изобразил революцию».
- НОВОЕ В БЛОГЕ: От Судьбы не уйдёшь. Приключения неофита на Алтае
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Продолжая разбирать труды и личность Карла Густава Юнга, Олег Давыдов на этот раз говорит о немецком нацизме и связанных с ним архетипах. Юнг, как и всякий немец, тоже был подвержен действию этой архетипической силы, которую сам он называл Вотаном, то есть одной из ипостасей верховного бога германцев.
Олег Доброчеев сопоставляет принципы кино, озвученные Никитой Михалковым, с научным пониманием движения. И приходит к выводу, что законы драматургии и законы физики являются разными проявлениями одного и того же. Представления художников о развертывании киносюжета напоминают представления ученых о развитии облаков.
Виктория Шохина рассказывает о том, как в России 16 июня 1995 года впервые отмечали Bloomsday, день, в который происходят события бессмертного романа Джеймса Джойса «Улисс». О «неприличном перформансе», который в ЦДЛ устроил артист Александр Бренер, и о том, что сказал об этом и о Джойсе вообще переводчик «Улисса» Сергей Хоружий.
В.М.Зимин жил на Камчатке несколько десятков лет, а потому его очерк об этом невероятном полуострове обладает ценностью настоящего знания. Факты и истории о Камчатке. Природа, метафизика и лиричность Камчатки… «Здесь, как в космосе, видишь и слышишь, ощущаешь кожей, как мизерно человеческое существо и как величав и грандиозен Вселенский ритм…»
Очередное искусствоведческое эссе Максима Кантора посвящено Франсиско Гойе и, в частносте, его знаменитой работе «Расстрел 3-го мая». «Если надо выбирать символ сопротивления небытию, сопротивления истории, сопротивления власти – то им в европейском искусстве навсегда останется повстанец в белой рубахе на фоне черной мадридской ночи».
Андрей Девятов о будущем Китая и России. И о стратегических целях православия в Китае. «Следующая за Рыбами эпоха Водолея («новое небо» вступает в полную силу с 2014г.) будет ознаменована переменой разума от созидания вещей к пониманию гармонии бытия. Космическое откровение этой перемены предречено через энергетический фокус России.
Новая глава шаманских экскурсов Олега Давыдова. О преобразовании энергии влечения в жизни и в культуре, о «подражании» (мимезисе), энергии Ума (с большой буквы), о Сизифе и Одиссее, трагедии, переходе от счастья к несчастью, уходе энергии в «материальную беспредельность», о синтезе противоположностей, который запускает процесс индивидуции…
4 июня исполняется 24 года с тех пор как произошли события на площади Площадь Тяньаньмэнь. О том, что же именно тогда произошло, кто это все устроил и с какими целями. И как это все повлияло на развитие дальнейших событий в Китае да и в мире, рассказывает Олег Залесов, иллюстрируя свой материал историческими фотографиями и поясняющими комментариями к ним.
В столичном городе М есть улица, которая носит название «Петровский бульвар». На которой стоят дома, а между ними распростерся бульвар. Обитатели Петровского бульвара середины прошлого столетия были людьми совершенно особенными, таких теперь уже нет. О них и их нравах — физиологический очерк Михаила Липскерова.
Диалог Игоря Манцова и кинокритика Елены Михайловны Стишовой. О состоянии российского кинематографа и прямо связанном с ним состоянии киноэкспертизы. О «так называемых» режиссерах, которые все меряют баблом и социальным успехом, и о так называемой «либеральной интеллигенции», уверенной в том, что уж она-то знает и кто виноват, и что делать.
Реплика Андрея Тесля о Розанове и его месте в контексте литературы. Был ли Розанов писателем? Сам он себя таковым не считал, об этом сожалея. Но получилось иначе. «Литературой может стать все – но не все ею является. «Нулевая степень письма» заканчивается рассуждениями о том, что в литературе нет способа бегства за пределы литературы – но это только в том случае, если ты уже в ней».
Что имеет в виду Юнг, говоря о психологической энергии (либидо)? Отнюдь не физическую энергию, хотя так можно подумать при поверхностном чтении. Чтобы понять, что он имеет в виду, надо разобраться в том, откуда вообще пошло представление об энергии. А пошло оно от Аристотеля, у которого энергия — не физическое понятие, а скорей смысловое.
24 мая 1988 года, в день Святых Кирилла и Мефодия, в год тысячелетия Крещения Руси, ушел в бессмертие великий русский философ Алексей Федорович Лосев. Диалектику он называл «ритмом самой действительности», «абсолютной ясностью, строгостью и стройностью мысли», «глазами, которыми философия может видеть жизнь». О Лосеве — текст Дмитрия Степанова.
Эмоциональная реплика Алексея Колобродова на смерть режиссера Алексея Балабанова. Балабанов и время, Балабанов и пространство. «Балабанов был последним в нашем кино, кто умел делать героев. Кончина Алексея Октябриновича, и без того символичная, сообщила о нашем времени не меньше, чем все его фильмы… Среди последних мессиджей – полная невозможность героев».
Эссе В.М.Зимина о связи искусства и виртуальности, или даосской Пустоты. Что выносили из прикосновения к предвечному модернисты и футуристы с одной стороны и китайские художники эпохи Мин — с другой? «В Китае по традиции различались три категории художников. К низшей относили живописцев «умелых» (нэн), то есть таких, которые могли искусно передать внешний вид предметов…».