Статья, в которой Олег Павлов показывает, что Солженицын — прежде всего христианский писатель, а не антисоветский или какой-то еще. А его «Один день Ивана Денисовича» — открытая христианская проповедь. Причем на мировом уровне. Запад эту христианскую проповедь не принял, «узрев в Солженицыне самозванного пророка».
- НОВОЕ В БЛОГЕ: Садху Ом. Высшее значение Само-исследования. Избранное. 9
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Рассказывая о книге Эрика Вейля «Гегель и государство. Пять докладов», Андрей Тесля дает краткий очерк интеллектуальной ситуации Франции 30-50-х гг. прошлого века. «Большинство интеллектуалов – тех, которые чувствуют себя принужденными к политическому выбору, а таких становится все больше – выбирают разнообразные формы движения «влево».
Новость о готовящемся отречении нынешнего папы римского прогремела как «гром среди ясного неба», такого события в истории Католической церкви не было уже 600. Уход Бенедикта XVI комментирует научный сотрудник МГИМО, автор книги «Измена в Ватикане, или Заговор пап против христианства» Ольга Четверикова.
Владимир Зулкарнеев рассуждает о том, почему человечество, мечтая жить хорошо и красиво, шарахается из диктатуры в либеральность и обратно. И возможно ли этих шараханий избежать. «Повинуясь неумолимой логике процессов, действующая система рушится. Вместе с ней гибнут все её атрибуты и налаженные связи. Но эта катастрофа проявляет то, что скрыто развивалось в период благополучия».
Диалог, в котором киновед Игорь Манцов и литературный критик Владимир Бондаренко полемизируют о роли и смысле городской прозы 70-х годов («прозы сорокалетних»). «Не прочла страна базовых текстов, не сделала соответствующего массового кино, – теперь окончательно запуталась… Город в России на образном уровне третируется. Неслучайно же люди в столицах бегают на Болотную. Только не Путин в их проблемах виноват».
Максим Шишов делает попытку проследить, благодаря каким неявным механизмам возникает то притяжение, которое заставляет читателя сопереживать героям и неотрывно следить за всеми происходящими с ними перипетиями. На примере «Анны Карениной», фильма «Amadeus», «Двенадцати стульев» и «Золотого теленка».
В новой главе Шаманских экскурсов о Карле Юнге Олег Давыдов продолжает разбираться с тем, что такое «сознание», как оно соотносится с «бессознательным» и как смотрел на это Юнг, а также — Декарт, Хайдеггер и китайские алхимики. И какое место занимает в этих взглядах Cамость. «Мы всего острее выразим то, что призвано сказать «ergo», если опустим его».
Фрагменты повести Андрея Новикова-Ланского «Кто против нас». Говоря о Сталинградской битве, «мы даже приблизительно не представляем себе, с чем имеем дело. Это событие выходит далеко за рамки военной истории, речь здесь идет о событии космологического масштаба. И то, что по сей день живы ветераны, участвовавшие в ней, – это все равно как если бы были живы люди, видевшие Христа или Будду».
28 января 1853 г. родился Владимир Сергеевич Соловьёв, русский философ и поэт. Светлана Замлелова коротко рассказала о его взаимоотношениях с Софией и с дьяволом. «Эти встречи, эти сошествия во Ад искусства, противостояния образам, порождённым собственной душой, отдавшейся Хаосу, сложились в русской поэзии в новую эпоху – Серебряный Век».
Владимир Гуга о судьбе Литературного института им. Горького, а также о современной литературной ситуации. «Литинститут должен готовить не раздутых от знаний и культа собственной личности литераторов, у которых нет никаких перспектив, а «диверсантов», распространяющих вирус культуры и художественного творчества среди оболваненного и оболваниваемого населения».
Колонка Максима Кантора о том, чего не хватает русской культуре да и политике. «Не фрондер, и не роялист, и даже не поэт — кому такое понравится? К тому же наличие Сирано мешало противникам разрешать споры полюбовно: ведь на баррикадах мы от двух до пяти, а потом пора и на ужин. Мазаринисты чудесно уживались с фрондерами».