В школе «экономики по-европейски» не учат тому, как на скрытых от европейского взора аспектах числа и времени работает то, что Адам Смит и Карл Маркс называли азиатским способом производства. В Китае еще в древности были созданы свои финансовые инструменты. Об этом рассказывает китаист Андрей Девятов.
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Размышляя об истерии, поднятой в СМИ по поводу убийства криминального авторитета Деда Хасана, Алексей Колобродов пишет, что первым «вором», описанным в русской литературе, был Емельян Пугачев. В связи с этим анализирует «Капитанскую дочку» и приходит к выводу о гениальном историческом прозрении Пушкина.
Андрей Тесля о сущности и становлении истории в смысле историографии. Как рождалась история, какое значение она имела в разные времена и чем стала теперь. «Пытаясь первично определить историю, позволительно, на наш взгляд, сказать, что это попытка постигнуть (описать) прошлое как прошлое – используя тот инструментарий, который на взгляд данного времени, позволяет дать достоверную картину».
Эссе Георгия Панкратова по поводу короткометражного фильма Павла Смирнова «По контуру лица». «Судебные приставы», исполняя приговор «суда», ставят на лицо главному герою клеймо, с которым герой должен проходить год. Весь этот год он проведет как абсолютный изгой, отторгнутый обществом лузер. «Неудачник может быть симпатичным, он может быть добрым, может быть смелым и сильным – всё это не важно, важно только одно – он неудачник».
19 января 1943 г. родилась американская певица Дженис Джоплин. В Блоге Перемен к этой дате опубликовано небольшое эссе Ксении Циммерман о ней. «То, что делала Дженис, было романтическим преобразованием мира, и этот жест требует усилия, телесного напряжения (как Элвису понадобились бедра, чтобы раскачать застывшую материю нескольких материков)».
19 января 1865 года родился Валентин Серов. Это ещё один повод вдуматься в судьбу художника, вглядеться в его полотна. Каждый портрет кисти Серова с такой точностью высвечивает личность его модели, что в нём можно увидеть прошлое, поразиться настоящему и даже предвидеть будущее. Повесть-размышление Игоря Фунта «Искатель истины».
Русь в течение 300 лет входила в единое государство, созданное Чингисханом. Что же она приняла в свой цивилизационный код от этой державы? Востоковед Андрей Девятов отвечает на этот вопрос: приняла принцип круговой поруки, который в отличие от западного индивидуализма «мое» и обезличенного коллективизма «наше» в практике жизни отстаивает «свое».
В разделе «Блог-книги» публикуется роман Андрея Коровина «Ветер в оранжерее» — о жизни писателей и поэтов, учившихся в Литературном институте им. Горького в 80-х годах и живших в общежитии этого института. Постоянное пьянство, перемежающееся с психоделическими откровениями и творческими озарениями, а также любовными похождениями героя. Необычная дуэль и ее странный финал.
Колонка актера и литератора Игоря Тарасевича о состоянии современного российского театра и, в частности, о том, куда и почему девалась профессия «театральный художник». «Отказ от оформления спектакля становится неким признаком времени, его интересантов, его реалий, его проблем. Вместо полнокровной картины жизни мы видим комок недозированных эмоций».
Попытки выхода из системного кризиса, предпринимаемые в последние лет двадцать, провалились. Под назначенный на 21 декабря в 2012 года конец света провели серию «цветных» революций и войн, но – не получилось. Конец света не состоялся и теперь активно продвигается другой сценарий – «Третья Мировая». О том, что это за сценарий, рассказывает Владимир Зулкарнеев.
Эссе Димы Мишенина о природе истинной звёздности и поддельной, а также о специфике того времени, в котором мы живем. Обращаясь к молодому поколению, Дима спрашивает, хочет ли оно, в самом деле, быть похожим на тех «звезд», которых ему впаривают. И рассказывает о настоящей звезде звёзд, Бобби Босолее, авторе музыки к фильму «Восход Люцифера».
Ушла одна космическая эпоха, наступила другая, и на календаре вновь 13-й год, который обычно принимался за эталонный для сравнения достижений СССР и Великой Российской Империи. Олег Залесов вспоминает некоторых персонажей той, теперь уже ушедшей истории и заглядывает в будущее. Кое-какие выводы о нем уже можно сделать. Они не утешительны.
Игорь Фунт совместно с известными биографами Серебряного века вспоминает Новый год в «Бродячей собаке», 100 лет назад. Волшебная новогодняя ночь 1913-го надолго запомнится всем присутствующим. Гимн, чтение пародийных телеграмм, вручение орденов «Собаки», шансонетки, пантомимы в масках, нескончаемые хохот и веселье…