Колонка Максима Кантора о том, чего не хватает русской культуре да и политике. «Не фрондер, и не роялист, и даже не поэт — кому такое понравится? К тому же наличие Сирано мешало противникам разрешать споры полюбовно: ведь на баррикадах мы от двух до пяти, а потом пора и на ужин. Мазаринисты чудесно уживались с фрондерами».
- НОВОЕ В БЛОГЕ: От Судьбы не уйдёшь. Приключения неофита на Алтае
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Андрей Тесля случайно оказался в китайском городе Харбине и, сидя в одной из городских кофеен, размышляет о том, как путешествие меняет сознание и ситуацию человека. А заодно о специфике современных китайских городов. «Город, который мы находим, это город нескольких встреч, посиделок с друзьями и знакомыми, бесцельного блуждания по улочкам».
Физиологический очерк Георгия Панкратова об одном из главных сибирских городов, Омске. Люди и нравы Омска, архитектура Омска, история и география Омска, Омск и Достоевский, Омск и Егор Летов. «Может быть, так популярен здесь бег, что столь ощутима общая атмосфера какого-то безвременья. Регион небогатый, но в то же время город Омск не производит впечатления унылой российской провинции».
Когда говорят, что надо защитить национальные интересы русских, возникает вопрос об историзме понятия «русский». Русский в XIV веке, русский времен Пушкина и современный русский – это не идентичные сущности. Меняется культура, меняется и генетика. Иван Чурилов рассматривает проблематику будущих российско-китайских отношений в демографическом ключе.
В школе «экономики по-европейски» не учат тому, как на скрытых от европейского взора аспектах числа и времени работает то, что Адам Смит и Карл Маркс называли азиатским способом производства. В Китае еще в древности были созданы свои финансовые инструменты. Об этом рассказывает китаист Андрей Девятов.
Размышляя об истерии, поднятой в СМИ по поводу убийства криминального авторитета Деда Хасана, Алексей Колобродов пишет, что первым «вором», описанным в русской литературе, был Емельян Пугачев. В связи с этим анализирует «Капитанскую дочку» и приходит к выводу о гениальном историческом прозрении Пушкина.
Андрей Тесля о сущности и становлении истории в смысле историографии. Как рождалась история, какое значение она имела в разные времена и чем стала теперь. «Пытаясь первично определить историю, позволительно, на наш взгляд, сказать, что это попытка постигнуть (описать) прошлое как прошлое – используя тот инструментарий, который на взгляд данного времени, позволяет дать достоверную картину».
Эссе Георгия Панкратова по поводу короткометражного фильма Павла Смирнова «По контуру лица». «Судебные приставы», исполняя приговор «суда», ставят на лицо главному герою клеймо, с которым герой должен проходить год. Весь этот год он проведет как абсолютный изгой, отторгнутый обществом лузер. «Неудачник может быть симпатичным, он может быть добрым, может быть смелым и сильным – всё это не важно, важно только одно – он неудачник».
19 января 1943 г. родилась американская певица Дженис Джоплин. В Блоге Перемен к этой дате опубликовано небольшое эссе Ксении Циммерман о ней. «То, что делала Дженис, было романтическим преобразованием мира, и этот жест требует усилия, телесного напряжения (как Элвису понадобились бедра, чтобы раскачать застывшую материю нескольких материков)».
19 января 1865 года родился Валентин Серов. Это ещё один повод вдуматься в судьбу художника, вглядеться в его полотна. Каждый портрет кисти Серова с такой точностью высвечивает личность его модели, что в нём можно увидеть прошлое, поразиться настоящему и даже предвидеть будущее. Повесть-размышление Игоря Фунта «Искатель истины».
Русь в течение 300 лет входила в единое государство, созданное Чингисханом. Что же она приняла в свой цивилизационный код от этой державы? Востоковед Андрей Девятов отвечает на этот вопрос: приняла принцип круговой поруки, который в отличие от западного индивидуализма «мое» и обезличенного коллективизма «наше» в практике жизни отстаивает «свое».
В разделе «Блог-книги» публикуется роман Андрея Коровина «Ветер в оранжерее» — о жизни писателей и поэтов, учившихся в Литературном институте им. Горького в 80-х годах и живших в общежитии этого института. Постоянное пьянство, перемежающееся с психоделическими откровениями и творческими озарениями, а также любовными похождениями героя. Необычная дуэль и ее странный финал.