Андрей Девятов, отвечая на вопрос, почему сейчас активно создается в обществе какая-то атмосфера ажиотажа относительно некоего конца света в декабре 2012 года, говорит о календарях и приходит к выводу, что «Конец Света» — по сути — это конец старой энергетики. Переход из индустриального общества в информационное общество экономики знаний.
- НОВОЕ В БЛОГЕ: Садху Ом. Высшее значение Само-исследования. Избранное. 9
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
170 лет назад, 9 декабря (27 ноября) 1842 года родился Петр Кропоткин. Он с отличием окончил престижный Пажеский корпус и был назначен камер-пажом императора Александра Второго. Его ждала завидная, блестящая карьера. Однако камер-паж попросился в Сибирь. И там утратил «всякую веру в государственную дисциплину». О пути Кропоткина и роли революции в его жизни — текст Виктории Шохиной.
4 декабря 2012 года в возрасте 80 лет умер писатель Василий Белов. Его называли писателем-деревенщиком. Максим Кантор: «Было такое определение: «деревенская проза» – как будто в России есть какая-то проза, помимо деревенской … Россия вообще была страной деревенской, то есть крестьянской; это качество из неё старательно выкорчевывали – Столыпин, Троцкий, Гайдар – выкорчёвывали ради некоей высшей идеи: прогресса».
Игорь Фунт о грани, «на которой зиждился элемент безнравственности парней 80-х, спекулянтов. Это была эстетическая грань – вплоть до экстатической. «Эйдос 80-х», на первый план выставивший – в противовес совку – инициативу мыслящего индивида. Выживший в той мясорубке – из тех, кто стал олигархом или мнит себя им, – отнюдь и далеко не дурак».
Обновление в разделе Трипы. Алексей Лоскутов рассказывает о том, как работал переводчиком на военном корабле в Баренцевом море. Два месяца почти без традиционных радостей жизни. Полный отрыв от реальности, вечная оглушенность полярной тоской, мечты о свободе. Рассказ о людях и быте на авианосце в открытом море. Фото Игоря Панарина и Геннадия Дюгурова.
Почему российская власть боится стать настоящей властью, боится взять в свои руки всю полноту ответственности, боится строить сильное государство? Почему лебезит перед Западом? Почему мы являемся страной, потерявшей гордость и силу? На то есть глубокие причины, лежащие вне сферы политики. Их рассматривает Владимир Зулкарнеев.
Максим Кантор отвечает на обвинения в гомофобии, все чаще раздающиеся в сети в его адрес, и рассказывает феерическую историю о том, как однажды в Германии, сам того не понимая, чуть было не стал гомосексуалистом. А также излагает собственную точку зрения на то, какая из разновидностей любви выше прочих, так что если задаться целью разрушить вообще все в мире, то следует начать с дискредитации именно ее.
Алексей Колобродов разбирает второй роман Натана Дубовицкого «Машинка и Велик». По слухам, Дубовицкий это креатура Владислава Суркова, и исходя из этого автор рецензии смотрит на роман. «Где бессильны политологический анализ и цифирь социологии, выручает литература. Антипедофильская истерия в российском обществе может иметь объяснением чрезвычайно похвальный нравственный идеал от одного из первых лиц государства».
28 ноября 1908 года родился Клод Леви-Стросс, французский философ и антрополог, один из самых виртуозных игроков в бисер XX века, увлекший своей Игрой целые поколения интеллектуалов Запада и Востока. По мнению публициста Дмитрия Степанова, мифопоэтическая игра Леви-Стросса хотя и была захватывающей, но по сути своей — «пустая, лишенная истинных смыслов и, что более важно, самого Человека».
Сталкиваясь с реальным – чему еще не было аналогов, субъект переживает состояние распада и хаоса. Но именно в этот момент существует возможность создать что-то новое – дать имя тому, что является бурлящим потоком несуществующих впечатлений. Елена Груздева о тех неуловимых состояниях перехода, которые способствуют получению нового опыта, и о том, кто дает имя новому при том, что субъект в этот момент исчезает.
24 ноября исполнилось 380 лет со дня рождения Спинозы. Олег Давыдов (г. Хабаровск) — о месте Спинозы в европейской интеллектуальной истории. «…Начало всякого философствования – это стать спинозистом. … Мир, по Спинозе, раскрывается как бесконечный танец фантасмагорий, складываний, развёртываний и свёртываний, а в конечном итоге – событий».
Владимир Гуга рассуждает о книге Сергея Белякова «Гумилев сын Гумилева», а также пытается представить, что ощутил бы и сказал Лев Гумилев, если бы увидел современную российскую реальность. «Пока киргиз подметает двор, выметая пустые бутылки и окурки, его русские ровесники, поддерживая свисающие пивные животы, разглагольствуют о своем национальном превосходстве».
Андрей Рудалёв вспоминает те времена, когда почти в каждом доме висела политическая карта СССР и замечает, что сейчас таких карт нет практически ни в одном доме. С чем это связано? Карты не вписываются в интерьеры? Или это в силу прогрессирующего местечкового мышления? Или просто путешествовать по родной стране стало невероятно дорого, и люди стараются не дразнить себя?
22 ноября самому популярному современному русскому писателю исполняется 50 лет. Виктория Шохина к юбилею Виктора Пелевина написала небольшое эссе, в котором предпринимает попытку расследовать взаимоотношения Пелевина с реальностью. «Главная особенность творческого видения Пелевина в том, что он совсем не верит в реальность. Точнее – в то, что остальные держат за реальность».
Письма, обращенные к давно уже умершим политическим деятелям прошлого — странная, казалось бы, затея, похожая на разговор с самим собой. На самом деле Алекс Тарн таким способом пишет эссе об этих людях. В этот раз — Сергей Зубатов, крупнейший деятель политического сыска и полицейский администратор конца XIX начала XX века, надворный советник.
Стенограмма вышедшей в эфир на итальянской радиостанции Rai radio 3 радиопередачи, посвященной выставке «Вулкано» художника Максима Кантора. Выставка проходит в Милане, в Фондационе Стеллине, продлится до 6 января 2013. Комментарии об искусстве чередуются с музыкальными отрывками произведений русских классических и современных композиторов. Перевод Кристины Барбано.