Эссе Игоря Фунта, приуроченное к 200-летию победы в Отечественной войне 1812 года. О связи искусства с жизнью и их взаимном отражении, о пожаре в Москве, бегстве французов и неубиваемости русского мужика. «История даёт факты, задача художника – облечь эти скупые, а порой противоречивые и сбивчивые сведения в живые формы характера человека».
- НОВОЕ В БЛОГЕ: От Судьбы не уйдёшь. Начало новой жизни
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Второй выпуск проекта Евгения Мещерякова «Неизвестная музыка» посвящен группе ТIТЛО из подмосковного Электрогорска, которая без зазрения совести смешивает в своих произведениях фольклорные мотивы и эстетику индастриала. Музкритики определили их стиль как «русский народный индастриал». На вопросы отвечает основатель группы, Александр Руденко.
Наталья Рубанова рассказывает историю своих бабушки и дедушки — Зинаиды Тарховой и Тимофея Сивака. Жизнь в Селе Камышено Новосибирской губернии в 10-х годах ушедшего столетия, революция, гражданская война, батрачество, деревенский уклад, затем служба в Кремле, «Заготзерно», Великая Отечественная. История страны как история отдельно взятой семьи.
Православные 21 марта празднуют день Курской Коренной иконы. В ее истории отразилась чуть не вся история России от времен татаро-монгольского ига вплоть до наших дней. В 1898 году к весеннему равноденствию было приурочено то, что теперь отмечают как праздник Курской коренной, а именно — 21 марта в Курске против иконы был совершен теракт.
21 марта 1889 года родился Александр Вертинский — главный русский шансонье XX века, печальный Пьеро, вписавший свою судьбу в историю отечественной культуры. Максим Медведев рассказывает о богемной юности Вертинского, а также о последующем его жизненном пути — эмиграции, возвращении на родину и съемках в советских фильмах.
Разведка тайн бытия, в отличие от науки, выступает искусством уникального. Разведка исторического процесса показывает, что исполнение библейских пророчеств относительно судьбы народов цивилизации белых людей вершит «Битва Конца», эсхатологический смысл которой – Победа Духа над союзом разума и плоти. Новый текст Андрея Девятова.
Самый надежный показатель ценности произведения современного искусства – это аукционный дом. Среди лидеров на арт-рынке выделяются аукционные дома Sotheby’s и Christie’s. София Савельева исследует историю, теорию и практику аукционов и аукционных домов. Может ли институт под названием «Современное искусство» существовать без аукционов?
19 марта свой 79-й день рождения отмечает последний из ныне живущих американских классиков, писатель Филип Рот, автор нашумевшего романа «Случай Портного» (или «Жалобы Портного») и еще множества книг. Анна Александровская написала о его главных произведениях, о его биографии и о том, почему ему до сих пор не дали Нобелевскую премию, хотя в последние годы только об этом и говорят.
80 лет назад родился писатель, сценарист и драматург Фридрих Горенштейн. До недавнего времени его попросту отказывались публиковать в России (хотя он был, что называется, живой классик). Мина Полянская, эссеист и литературный редактор берлинского журнала «Зеркало Загадок», постоянным автором которого был Горенштейн, поделилась с нами своими воспоминаниями о нем.
Шотландский писатель Ирвин Уэлш – орфей жесткого мужского евроэгоизма и его же могильщик. Его творчество вскрывает нарыв под названием «европейский кризис традиционных ценностей» и опрокидывает каноническое представление о «прогрессивном европейском обществе». Владимир Гуга рассказывает о книге Уэлша «Дерьмо» (Filth).
Почему обнаженный Иисус не богохульство. Как религия и современное искусство влияют друг на друга. Как произведения современного искусства превращаются в священные «мощи» супергероев. Николай Загорский рассматривает проблему противостояния современного искусства (и поп-культуры) и религии, вскрывая глубинные исторические и психологические аспекты этого противостояния.
14 марта 1883 года умер Карл Маркс. Анализируя юношеские стихи будущего философа, Дмитрий Степанов доказывает, что в основу марксизма легло не что иное как бессознательные переживания самого Карла Маркса: его душевный конфликт, боль и надежды. Выразители революционной идеологии – это почти всегда, как и Маркс, представители обеспеченных классов, которые в рассуждениях о бедах и страдании народа выражают собственную душевную боль.
Продолжая изучать видения Юнга, Олег Давыдов останавливается на явно прозвучавшей в них теме культа предков (культа мертвых), которая стала источником учения об архетипах. Когда по-христиански воспитанный человек подражает Иисусу Христу, он отрывается от своих корней, живет чужую жизнь, а его подлинные предки в нем замещены инородными праотцами из Библии. Но все же не до конца.
12 марта 1863 года родился итальянский поэт и политический деятель Габриэле Д’Аннунцио. Публикуем фрагмент книги Елены Шварц «Габриэле Д’Аннунцио. Крылатый циклоп (Путеводитель по жизни Габриэле Д’Аннунцио)», отрывки из шестой части книги, «Город жизни», в которой речь идет об одном из самых ярких и славных эпизодов жизни Д’Аннунцио – захвате им югославского города Фьюме.
10 марта исполняется 75 лет со дня смерти Евгения Замятина, автор первого романа-антиутопии «Мы». Если с Замятиным-художником все ясно, то с Замятиным-человеком – решительно ничего не понятно. Тут впору говорить не о раздвоении личности, а о растроении, а то и о расчетверении. В этих личностях пытается разобраться Анна Александровская.