В своем новом эссе Владимир Косулин бросает пристальный взгляд на полотна выдающихся мастеров живописи: Рембранда, Гюстава Курбе, Теодора Жерико, Пикассо, Кустодиева и других. И пытается разобраться в том, какие смыслы несут нам их произведения. Что сказалось по воле художника, а что «само так получилось». В обоих случаях подробный разбор конкретных картин оставляет ощущение открытия чего-то нового в том, что, казалось бы, уже хорошо знакомо.
- НОВОЕ В РУБРИКАХ: ИСКУССТВО / ЭЗОТЕРИКА / ПУТЕШЕСТВИЯ /
О ЛИТЕРАТУРЕ / ИСТОРИЯ / ХУД.ЛИТ. / НОН-ФИКШН
Накануне вступления в новое десятилетие Виктория Шохина подводит литературные итоги десятилетия минувшего. «Новый реализм» Шаргунова и Прилепина и смешная антиутопия Сорокина, «грязный реализм» Анны Козловой и «монастырская проза» о. Тихона (Шевкунова), «украинский вопрос» С.Белякова и «путинский режим» А.Колобородова. А также роман «Земля» Михаила Елизарова. Как сказал главный редактор «Перемен» Глеб Давыдов: «Теперь все это можно со спокойной совестью не читать. Виктория Шохина проделала этот тяжкий труд за нас».
«Аштавакра Гита» — один из классических индийских текстов, сконцентрировавших в себе мудрость учения Адвайта-веданты (недвойственности). Его рекомендовали к прочтению многие великие духовные учителя, среди которых Рамана Махарши, Ошо и Рамакришна. Перевод Глеба Давыдова — это первый перевод «Аштавакра Гиты» с сохранением ее изначального санскритского стихотворного размера. Публикуется впервые.
Беседа Александра Чанцева с Татьяной Горичевой — философом, богословом, защитником животных, диссидентом. Не так давно у нее вышло две книги — «Новый Град Китеж» (в соавторстве с Юрием Мамлеевым) и «Говорящие “Да”» (первый опыт православной экологии). Беседа разворачивается вокруг тем экологии, отношения РПЦ к животным, зеленого капитализма, феминизма, а также Даниила Андреева, Хайдеггера и изменений в сознании человечества.
Небольшое эссе писателя Андрея Бычкова о том, что такое смерть (прежде всего, смерть иллюзорного образа себя) и что она происходит каждое мгновение, хотя мы и закрываем на это глаза, надеясь таким образом от нее спастись. Прямой призыв прямо сейчас открыть глаза и посмотреть со всей ясностью на то, что же такое смерть. Выступление на симпозиуме «Философия жизни и смерти в России».
14 ноября 1905 года родился Аннамалай Свами — один из самых известных учеников Раманы Махарши, ставший в последние годы своей жизни тоже великим мастером, с точностью и эффективностью передававшим указатели Раманы. Публикуем главу из книги В.Ганешана о внутреннем пути Преданных Раманы Махарши, посвященную Аннамалаю Свами. О его внутреннем и внешнем пути.
Исследование Андрея Пустогарова, в котором дан анализ противоречий в традиционной трактовке событий «Илиады» и предлагается реконструкция в духе альтернативной истории. Возникновение поэмы Гомера автор связывает с крестовыми походами против Османской империи. Попутно называя настоящего создателя «Илиады» и предлагая версию происхождения термина «греки».
22 октября 1873 года родился Свами Рама Тиртха, один из подвижников Адвайта-веданты, человек, чья сила самореализации и присутствия позволили ему принести это Знание на Запад и, минуя фильтры обусловленного ума, донести до слушателей в виде лекций и притч самые тонкие оттенки истинного самоисследования. Публикуем одну из этих лекций. Впервые на русском языке.
Книгу «Авадхута Гита», переведенную главным редактором «Перемен», можно теперь приобрести в виде печатного бумажного издания (а также в виде «электронной книги»). Об «Авадхута Гите» специально для этого издания написал Муджи. Публикуем этот краткий отзыв, дающий хорошее представление о том, что это за книга.
Анна Бердичевская о том, что такое нон-фикшн и какие значения это слово получило в России и на Западе. Чем слово отличается от термина, а термин от лейбла. «Парадокс состоит и в том, что язык не только создатель и накопитель человеческой культуры, но и зеркало для неё, то есть наше общее зеркало. Так что имеет всё же смысл внимательно вслушиваться и всматриваться в новые слова языка. И в новые смыслы».
Даттатрея — легендарный персонаж индуистской мифологии. Архетипическое воплощение великого Учителя, Гуру, жизнь и слова которого — проявление высшей мудрости и истинного Знания. Его «Авадхута Гита» — одно из главных писаний Адвайта-веданты. Эту Гиту вполне можно назвать «Библией недвойственности». Перевод, сделанный Глебом Давыдовым и публикуемый впервые на «Переменах» — это первый перевод «Гиты» в стихах, с сохранением оригинального санскритского размера.
По просьбе писателя и издателя Натальи Рубановой, Глеб Давыдов ознакомился с несколькими рассказами Наталии Гиляровой из ее только что вышедшего сборника «Финтифля» и опубликовал на них небольшой отзыв. Прочитав который издатель книги и ее автор не остались в долгу и ответили Давыдову, а также задали несколько уточняющих вопросов. И Глеб Давыдов дал им необходимые разъяснения.
Андрей Пустогаров дает новое прочтение трагедии Шекспира, попутно предпринимая ее почти что детективный разбор. Начинает он с расследования о том, какого цвета Отелло. И, отталкиваясь от ответа, формулирует, в чем смысл этой трагедии. Помогает ему Ф.М. Достоевский. «На наш взгляд коллизия, аналогичная коллизии Отелло и Яго, содержится в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»».
29 июля 2020 г. покинул наш мир писатель Игорь Яркевич. Со всем уважением к нему, но осознавая, что из песни слова не выкинешь, публикуем не слишком комплиментарный критический анализ его ранней литературной деятельности, выполненный Олегом Давыдовым в 1994 году и вышедший в «Независимой газете» и в книге «Демон сочинительства» с подзаголовком «До чего доводит борьба эстетики с этикой». Впрочем, не стоит считать этот текст исчерпывающей характеристикой всего творчества Яркевича.
Двухчастное эссе Владимира Косулина об Андрее Тарковском. Первая часть — о непростых взаимоотношениях Тарковского и Солженицына называется «В чужом глазу». Вторая, о Тарковском и Кубрике, называется «Энергия заблуждения». Солженицын усмотрел «липу» в «Андрее Рублеве», а Тарковский — в фильме «Космическая одиссея: 2001».
Александр Чанцев анализирует биографию Ницше, написанную Сью Придо (Sue Prideaux. I Am Dynamite! A Life of Friedrich Nietzsche). «История Ницше – при всей внешней как бы бессобытийности его жизни (все ушло внутрь, взрыв подорвал не только старого Бога, но и молодого философа) – окружавших его людей и той эпохи такова, что биограф вообще мог бы особо ничего не делать, все равно выйдет захватывающе».