Соломон Воложин продолжает пристально вглядываться в тексты Олега Павлова и анализировать ту идейно-мировоззренческую (если не сказать, мифологическую) структуру, которая вызвала эти тексты к жизни и стала их основой. Обнаруживает глубочайшую народность, особый русский традиционализм на грани ХХ и XXI веков: ненабожность, справедливость, государственность, духовность.



Валерий Былинский представляет двух болгарских писателей — Мону Чобан и Светослава Терзийски. И мы публикуем два рассказа, пронизанных солнечно-языческим чувством. Когда небесные ангелы оказываются не где-то там далеко, а совсем рядом – шагают рядом с тобой по пыльной дороге, сидят с тобой за одним столом, плавают вместе с тобой в море и подпевают твоей песне.



Олег Давыдов продолжает рассказывать о визионерском трактате «Красная книга» и о раздвоении Карла Густава Юнга. Из двух сил, действующих в мире, — Духа глубин (бессознательного) и Духа времени (прогресса), Юнг выбирал то одну, то другую. Но в итоге стремился гармонизировать их работу.



Итак, Владимир Путин выдвинут в президенты. Что он будет делать на этом посту? Во внешней политике ему ничего не остается, как играть в паре с Китаем против пары США и ЕС. Однако не Путин заказал игру и козыри в этой игре. А США. И эти козыри – военная сила. Ситуацию обсуждает Андрей Девятов.



24 сентября 1896 года родился автор печальных романов о веселом «веке джаза». Во всем, что делал Фицджеральд, пульсировала его идефикс — богатые люди. Они его интересовали, интриговали, завораживали. Отсюда порой возникали недоразумения. О некоторых из этих недоразумений и о странной судьбе Фицджеральда рассказывает Виктория Шохина.



Соломон Воложин анализирует малую прозу Олега Павлова, а заодно — конфликт между Новым временем, в основе которого лежит идея неограниченного прогресса, и Средневековьем (Христианством, Советской властью), устремленным вверх, к духовности, против низости, низменности.



Заявка в ООН на признание независимого государства Палестина. «Аль-Каида» поддерживает «арабскую весну» в Египте. Западные демократии давят на деспотию в Сирии. Израиль не знает, что делать с угрозой террора «Братьев мусульман». Курды провоцируют Турцию и Иран. США и ЕС оттягивают шторм финансового кризиса. А Россия готовится к смене власти.



15 сентября исполняется 70 лет Юрию Норштейну, классику мировой анимации, автору культовых мультфильмов «Ежик в тумане» и «Сказка сказок», признанных лучшими анимационными картинами XX века. О творческом пути и главных работах Норштейна рассказывает Максим Медведев.



Цикл Василия Доквадзе «Suffering for the masses» — это еще одно трудно поддающееся жанровым определениям пограничное произведение, — на границе между повестью и эссе, физическим и метафизическим… Природа отражений, искажений и погружений в другие миры.



Чтобы видеть грядущее, надо отвлечься от внешних событий и смотреть внутрь себя, где, собственно, и зреет все то новое, что потом случается в мире. К такому выводу пришел Карл Густав Юнг, пережив несколько ужасающих видений, которые вскоре опознал как пророческие. Олег Давыдов продолжает разговор о Юнге.



Возобновлена публикация книги Бенгта Даниэлльсона о Поле Гогене. Глава «Поворотный пункт» посвящена временному возвращению Гогена с Таити в Париж и его дальнейшим мытарствам, связанным с жизнью во Франции, арт-богема которой, за редкими исключениями, воспринимала Гогена как фигуру крайне неудобную и даже бездарную.



Глеб Давыдов анализирует картину, сложившуюся в результате опроса Неудобной Литературы, который проходил этим летом. И делает выводы насчет общего состояния современной русской литературы. Литература как товар — аномалия это или норма?



Заместитель главного редактора журнала «Дружба народов», писатель Фарид Нагим — о писательских ожиданиях и обломах, ломках и прорывах, а также о той литературе, которая отличается от всего ранее написанного: энергична, абсолютна, жива и способна воплотить рай на земле. Но дьявольские силы противостоят этому.



Олег Павлов рассказывает о своем армейском и больничном опыте, а также — о литературе, времени и реализме. «Я хотел быть честным. Со временем понимаешь, что точность – это и есть честность. Сама жизнь точна в мельчайших деталях, стало быть, если что-то не обладает её же точностью, оно безжизненно, фальшиво».



Дорожная тема в русской литературе — казалось бы, изъезженная и истоптанная тропа. Но Леонид Нетребо заверчивает лихо и по-новому. Эффект присутствия, до осязаемости прописанные персонажи… Впрочем, в повести «Дать негру» это еще не главное. Главное – поэзия. Магия, которой сейчас нет или почти нет в современной литературе. Повесть «Дать негру» — литературное событие.



Франсуа Рабле, Пьер Гийота, Уильям Берроуз… Родись они в России, они никогда бы не были изданы, утверждает писатель Андрей Бычков. «Да даже напиши Достоевский свои «Записки из подполья» сегодня, ни за что бы не напечатали ни в «Знамени», ни «Новом мире»». Проблема в том, что издатели сегодня — выполняют заказ общества.