Рождение, жизнь и посмертье Александра Свирского исполнены чудесами. При жизни он постоянно видел невидимое. Например, Троицу. Троица вобрала русальную обрядность. А Русалии – это праздник мертвецов, родителей, продолжающих жить в своих потомках.



Олег Давыдов продолжает вскрывать мифологическую подоплеку романа «Анна Каренина» – «узел русской жизни», завязанный туго-натуго при Петре I и запутанный так, что и в современной общественной и политической жизни мы постоянно ощущаем его влияние.



«Искусство – это абсолютное воплощение капитала. Сопротивляться этому глупо». Так считает один из братьев Чапменов, типичных птенцов гнезда Саатчи. Константин Рылёв выясняет, кто есть кто в современном искусстве.



Елена Колядина назвала роман Валерия Былинского «Адаптация» «романом-пророчеством», а Лев Пирогов сулит тому, кто дочитает его до конца: «Никогда больше не будете прежним». Публикуем отрывок из этого психоактивного текста и три рецензии на него.



26 апреля 1905 года родился Жан Виго — культовый режиссер и самый неизвестный широкой публике гений мирового кино. За свою короткую жизнь он успел снять две неигровых короткометражки и два игровых фильма, которые изменили историю кинематографа. Текст Максима Медведева.



25 лет назад произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции. Перечитываем репортаж Дмитрия Быкова, опубликованный на Переменах в 2005 году. И смотрим ужасающие фотографии, сделанные Максимом Бурлаком.



Неделя Такеши Китано на Переменах. В издательстве «РИПОЛ классик» вышла книга «Такеши Китано. Автобиография», развернутый монолог культового японского режиссера, актера и телеведущего. Неизвестные раннее подробности. Живая прямая речь Такеши.



Обзорный материал о том, как зародилось явление под названием «электронная музыка». Кем были пионеры электронного саунда? Как им это пришло в голову? Главные имена, которые следует знать, и характерные звуковые примеры.



Чешский художник и поэт Адольф Хоффмейстер был человеком с нелегкой судьбой, что, конечно, отразилось в его весьма странном и причудливом творчестве. К примеру, в коллажах, сделанных для «Песен Мальдорора» Лотреамона. Мощный интернет-ресурс 50watts.com крайне рекомендуется к просмотру, там найдется еще и не такое.



Набоков и Чернышевский — тема мало изученная, хотя многие полагают, что тут все и так ясно, и поэтому знаменитую IV главу романа «Дар» воспринимают как памфлет, шарж, пародию, а то и пасквиль. На самом деле в отношении Набокова к Чернышевскому все было не так уж однозначно…



Глеб Давыдов вспоминает о неожиданной встрече с советским поэтом Эдуардом Асадовым, которая произошла на излете правления Бориса Ельцина, в атмосфере светских шабашей, устраиваемых в развлекательном комплексе «Метелица». Заметка носит документальный характер и содержит неизвестную раннее рукопись поэта.



О взаимоотношениях двух классиков русской литературы — Толстого и Достоевского — широкой публике известно не многое. Что думал Толстой о Достоевском? Как его оценивал? Как комментировал его произведения? Глава из недавно вышедшей в свет книги «Лев Толстой. Последний дневник./Игорь Волгин. Уйти ото всех».



Правдивый визионерский рассказ-трип Натальи Нехлебовой, написанный сразу после путешествия в Арабские Эмираты. История о нефти, нефтяных войнах и о том, как они сказываются на жизни простых людей. Что нефть делает с людьми и что люди делают с нефтью. Цена нефти и цены на нефть. США-Ливия-Арабские Эмираты.



Что такое на самом деле кометы? Разносчики новых, раннее неизвестных людям болезней? Космические корабли? Сгустки льда и космической пыли? Вестники внеземных цивилизаций? Все эти вопросы остаются открытыми. Потому что поведение комет до сих пор плохо поддается объяснениям. Обсудим!



Олег Давыдов предлагает неожиданную трактовку Вербного воскресенья, рассказывая о его подлинном значении на примере романа «Двенадцать стульев». «Стулья» начинаются накануне Вербного воскресенья и устроены как свод важнейших сюжетов аграрной мифологии.



«Танец пера и чернил» в Музее Востока и «Портреты VOOM» Роберта Уилсона в фонде «Екатерина» стали событиями, продемонстрировавшими два полярных начала в искусстве: человеческое и античеловеческое. Соответственно. Константин Рылёв продолжает анализировать современное искусство.